педагогический проект "Мы - юные учёные"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Педагогический проект
по познавательному развитию
с детьми младшего дошкольного возраста
«Мы – юные учёные»
Подготовила:
Сычёва Т.В.,
воспитатель:
Сухиничи, 2017
Содержание
1. Введение________________________________________________________ 3
2.Технологическая карта педагогического проекта______________________ 4
3. Актуальность проекта_____________________________________________ 6
4. Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта______________ 7
5. Этапы реализации проекта_________________________________________ 8
6. План мероприятий в рамках работы над проектом_____________________ 9
7. Ресурсное обеспечение проекта______________________________________10
8. Выводы__________________________________________________________ 10
9. Литература_______________________________________________________ 11
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для ребёнка всё впервые, солнце и дождь, страх и радость.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, переживаний, наблюдений. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких открытий.
Дети непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Поэтому нужно активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Технологическая карта педагогического проекта
Творческое название проекта | «Мы – юные учёные» |
Тип проекта | Исследовательско-творческий |
Возраст детей | Младший дошкольный возраст |
Исполнители | Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители |
Продолжительность | Краткосрочный (2 недели) |
Тематическое поле | Познавательно-исследовательская деятельность (опыты и эксперименты с водой, воздухом и бумагой) |
Актуальность | Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. |
Проблема | Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. |
Цель | Создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования и развития познавательного интереса. |
Задачи | 1.Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса. 2.Познакомить с некоторыми свойствами воды, воздуха и бумаги. 3.Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений. 4.Формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации, способствующих развитию речи. 5.Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 6.Учить объяснять наблюдаемое. |
Этапы реализации | 1 этап. Подготовительный (определение темы проекта; формулировка цели и постановка задач; составление плана основного этапа проекта). 2 этап. Практический (проведение совместной с детьми деятельности: ООД, беседы, просмотр презентаций; исследовательская деятельность детей; пополнение и обогащение центра экспериментирования необходимыми материалами и приборами; изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ; составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы). 3 этап. Заключительный (составление портфолио проекта, создание презентации о проекте «Познавательно – исследовательская деятельность младших дошкольников»). |
Результат | 1.Созданы условия для развития познавательного интереса детей. 2.Сформированы навыки мыслительных действий. 3.Расширились и углубились знания и представления ребенка об окружающем мире. 4. Сформировались познавательные умения через экспериментальную деятельность. 5. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. |
Презентация проекта | Презентация центра экспериментирования «Хочу всё знать» |
Актуальность проекта
Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для ребёнка приобретает познавательная деятельность, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или в процессе сотрудничества, сотворчества со взрослыми. Однако часто приходится сталкиваться с интеллектуальной пассивностью детей. Причина – ограниченность интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в силах справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую плоскость или игру. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, умеющими ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями. Важнейшим условием формирования знаний об окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты – эксперименты. Мы подобрали эксперименты, доступные детям младшего дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные. А затем разработали проект « Мы – юные учёные», который позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. В группе был организован центр экспериментирования «Хочу всё знать», который оснастили материалами и специальным оборудованием необходимым для познавательного развития детей. Проектная деятельность развивает не только творческие способности детей, но и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Работа над проектом органично вписалась в педагогический процесс и проводилась в несколько этапов. Ребёнок жаждет познания, стремиться к открытиям. И наша задача удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведёт к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и в свою очередь эмоционального, физического и духовного.
Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования и развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
1.Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
2. Познакомить с некоторыми свойствами воды, воздуха и бумаги.
3.Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений.
4. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации, способствующих развитию речи.
5.Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6.Учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемый результат:
Для детей:
* созданы условия для развития познавательного интереса;
*сформированы навыки мыслительных действий;
* расширились и углубились знания и представления ребенка об окружающем мире;
* сформировались познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Для педагогов:
*обобщение педагогического опыта;
*внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;
*повышение профессионального уровня педагога через овладение метода проектов в работе с детьми.
Для родителей:
*повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.
Продукт проектной деятельности: картотека опытов и экспериментов с водой и воздухом; пособие «Такая разная бумага»; создание центра экспериментирования «Хочу всё знать»; консультации и буклеты для родителей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
*определение темы проекта;
*формулировка цели и постановка задач;
*составление плана основного этапа проекта.
2 этап. Практический:
*проведение совместной с детьми деятельности: ООД, беседы, просмотр презентаций;
*организация развивающей предметно - пространственной среды;
*1 неделя - проведение опытов и экспериментов в группе и на прогулке с водой;
*2 неделя - проведение опытов и экспериментов в группе и на прогулке с воздухом и бумагой;
*самостоятельная исследовательская деятельность детей;
*пополнение и обогащение центра экспериментирования необходимыми материалами и приборами;
* изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ;
*составление и создание опытов и экспериментов с водой, воздухом и бумагой.
3 этап. Заключительный:
* составление портфолио проекта;
* создание презентации о проекте «Познавательно – исследовательская деятельность младших дошкольников»;
* презентация центра экспериментирования «Хочу всё знать» в группе;
* трансляция реализации проекта в фотовыставке для родителей.
План мероприятий в рамках работы над проектом
Формы работы с детьми | Название темы |
Беседы | «Какие свойства воды ты знаешь?» «Зачем человеку нужна вода?» «Что такое ветер» |
Игра - эксперимент | «Тонет, не тонет» |
Дыхательная гимнастика | «Надуем шарик» «Легкий ветерок» |
ООД (рисование) | «Весёлые облака» |
Чтение художественной литературы | Сказка «Как Костя не умывался» |
Опыты с воздушным шариком | |
Прогулка | «Наблюдение за ветром» |
ООД (познавательное развитие) | «Разноцветные чудеса» |
Самостоятельные игры детей на закрепление пройденного материала (дид/игры, игры-эксперименты) | |
Опыты и эксперименты | «Послушный ветерок» «Какая бывает вода» «Какого цвета водичка» «Какие предметы держатся на воде» |
ООД (аппликация) | «Непослушные капельки» |
ООД (познавательное развитие) | «Ознакомление со свойствами бумаги» |
ООД (речевое развитие) | «Кому нужна вода?» |
Формы работы с родителями | Название |
Анкетирование | «Ваше отношение к поисково- исследовательской деятельности в детском саду» |
Консультация | «Маленькие экспериментаторы» |
Буклеты | « Детское экспериментирование в семье» |
Ресурсное обеспечение проекта:
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
6. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников”, методическое пособие, издательство АРТИКА, Москва, 2008г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов ООД и игр - экспериментов;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление центра экспериментирования в группе.
Выводы
Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Особую педагогическую значимость проектного метода мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Данный опыт работы можно использовать педагогам ДОУ. Я очень надеюсь, что проделанная работа в ходе реализации данного проекта помогла моим воспитанникам в становлении целостной картины мира, наполнила их умы интересным содержанием и знаниями.
Литература
1. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2001.
3. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
4. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
5. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...
Проект "Юный учёный"
Может ли маленький ребёнок быть полезным для своей страны....
Сценарий развлечения «Юные учёные» в старшей группе
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.Задачи:Образовательные:ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; безвкусная и т.д.уточнит...
Лаборатория юных учёных «Необычное в обычном»
Материал подобран согласно потребностям и интерасам детей подготовительной группы. С ребятами были проведены Захватывающие эксперименты с водой и бумагой. В процессе опытов , дети узнали н...
Образовательная деятельность «Школа юного учёного»
Квест в рамках Дня открытых дверей МБОУ ШИ для слепых и слабовидящих детей (дошкольное отделение)28.02.2023 год Квесты для детей способны задейство...
Академия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юный учёный".
В данной методической разработке представлена программа работы академии по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкрольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...