Академия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юный учёный".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлена программа работы академии по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкрольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 г. Пласт

Программа  работы  академии по опытно-экспериментальной

деятельности «Мы – юные учёные».

Подготовила:

Воспитатель

высшей  категории

Сагдиева Ольга Александровна.

Перспективный план работы с детьми 2023-2024уч.г.

Цель:  развивать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; способствовать формированию основ научного мировоззрения.

Задачи:

1.Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

2. Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.

3.Сформировать элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях; умение предвидеть последствия некоторых своих  действий по отношению к окружающей среде.

4.Формировать интерес к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.

5.Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

6.  Воспитывать способность видеть красоту окружающего мира и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Октябрь.

1.«Что такое природа».

Цель: Способствовать закреплению представлений об объектах  природы и предметов, созданных руками человека.

2.«Живая не живая»

Цель: классификация природных объектов на объекты живой и не живой природы, с их отличительными признаками.

3. «Мир вокруг нас».

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.

4.«Человек - часть природы»

Цель: осознание ребенком себя как части  природы; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

Ноябрь

5.«Воздух» Цель: развивать личность ребенка, психические качества, ощущение, восприятие, память ,речь),мыслительные операции. Творческое воображение; расширять знания детей об окружающем мире; формирование общеучебных умений и навыков: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением.

6. « Воздушный океан»

Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природными явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

7.«Что такое ветер?»

Цель: закрепить знания о воздухе и о его свойстве; воздух как среда  обитания живых существ;  знания  природном явлении  ветре , о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

8. “ЦАРСТВО ТРЕХ ВЕТРОВ

Цель: уточнить и расширить знания детей о таком природном явлении, как «ветер», его свойствами и ролью в жизни человека.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

Декабрь

9.«Растения – «зеленые пылесосы»

Цель: дать представления о значении растений в поддержании чистоты воздуха; роль ветра в распространении семян растений.

10. «Вот труба над нею дым».

Цель : продолжать закреплять знания о природном явлении ветре; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья; формирование отрицательного отношения к факторам загрязняющим воздух

11. «Буря мглою небо кроет»

Цель: расширять и уточнить знания  о природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности. Развивать разговорную речь, внимание воображение, образное мышление, чувство самосохранения.

12.Обобщающая игра-занятие по теме “Воздух”

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Январь

 13.«Вода — чудо природы».

Цель: продолжать знакомство с телами неживой природы; узнать, почему вода – чудо природы; способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды, показать разнообразие состояний воды в разное время года.

14."Снег и лед"

Цель: познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

 Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.

15.«В гостях у принцессы Капельки».

Цель: показать детям значение воды в жизни человека; уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;

закрепить умение моделировать, пользуясь методом маленьких человечков;

формировать основы системного мышления и логического анализа

16.  «Волшебница – вода»

Цель: закрепить знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде;  знания о круговороте воды в  природе.

 Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе.

                                              Февраль

17.«С голубого ручейка начинается река».

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с особенностями водоемов на примере рек Кольского полуострова.

 18. «Здесь осока, кочка, мхи»

Цель: сформировать у детей представление о болотах как неотъемлемой части природы.

19.«Край голубых озер и рек»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с особенностями водоемов на примере озер и рек Кольского полуострова. Формировать навыки экологического моделирования, кодирования и декодирования информации. Развивать навыки поисково-познавательной деятельности детей; формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям.

20.«Кто живет в воде

Цель: Закрепить знания детей о пресноводных обитателях рек и озер, их приспособленности к жизни в водной среде. Упражнять детей в кодировании и декодировании информации. Развитие экологической культуры детей. Формирование представлений о природе Кольского края.

Март

21. «Что растет в воде?»

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойстве воды; познакомить с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

22.«Море и его обитатели»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с особенностями водоемов на примере северных морей; развивать навыки поисково-познавательной деятельности , вовлекать детей в активную познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность

23. «Отдых на реке»

Цель: сформировать навыки экологически правильного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке.

24.«Рыбка зовет на помощь»

Цель: развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе, влияние деятельности человека на природу; закрепить знания о свойстве воды и воздуха; воспитывать бережное отношение к природе.

 Апрель

25.«Знакомство с подземным царством»

 Цель: познакомить детей с почвой её особенностями, значением в жизни растений. С некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества; формирование осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы.

26. "Удивительная почва"

Цель: продолжать знакомить детей с почвой.

Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.

Выделить некоторые свойства песка и глины.

Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.

Воспитание интереса к неживой природе.  

27. «Подземные жители»

Цель: воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животных; закрепить знания о связи растений и почвенных животных и их способы приспособления к окружающей среде.

28.« Наша земля»

Цель: воспитывать положительное отношение к окружающему миру,  к живой и неживой природе; закрепить знания о почвенных животных; показать, как происходить загрязнение почвы; осудить возможные последствия этого. Формирование экологически грамотного поведения в природе.

Май

29.«Камень»

Цель: Расширять знания об окружающем мире,

развивать чувственное познание, выяснить свойства камня;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.

30. «Подземные кладовые земли»

Цель: способствовать становлению у детей представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых; пополнить знания о том. Какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.

31. «Какими бывают песок и глина».

Цель: познакомит  с особенностями песка и глины, сравнить, чем отличаются, дать представления о том как человек использует песок и глину. Воспитывать интерес к продуктивной деятельности.

32. «Для чего человеку  глина».

Цель: Формировать представление о глине, как основе гончарного производства. Продолжать знакомить со свойствами глины; воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи. Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию.

33. « Песчаные пустыни и их обитатели»

Цель: расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни: развивать фантазию, воображение. Активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать экологическую культуру.

 Июнь

34. "Солнце, солнце, загляни в оконце"

Цель: сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей. Развивать логическое мышление и воображение детей.

35. «Солнце и тень»

Цель:  познакомить детей с понятием света и тени; показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

36.«Здравствуй лучик золотой»

Цель: показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный. Познакомить  с     особенностями радуги, вызывать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

37. «Полярный день – полярная ночь»

Цель : расширять знания о природном явлении как «полярная ночь» и  « полярный день»; развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление.

1.Программа «Наш дом –природа» Н.А.Рыжова.

2. Журнал «Обруч»:№4,№3,№5 -2000г.;

№3,№4,№5 -   2001г.;№3 2002г.;№1.

3.  Журнал «Дошкольное воспитание»:  №7- 1994г., №7 -1997г.,№7- 1999г.,

№-10 1998г., № 7-2003г,  № 11 – 2003г., № 10-2003.

4. Журнал «Вестник»:  №1(17) 1999г.,№4(8) -1995г.  

5. Учебник – хрестоматия «Планета – наш дом»

6.Бросовые материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, мороженного; коробки из-под тортов, палочки (деревянные и пластмассовые), трубочки, баночки из-под соли, воронки и т.д.

7. Лупы, колбы, штативы, спиртовки, пинцеты.

8. Коллекция семян, камней, ракушек и т.д.

9.Предметные картинки, плакаты, альбомы для рассматривания

10.Природоведческая литература.

11.Модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и не живой природы.

12.Дидактические игры экологического содержания.

Пояснительная записка

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как  и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы. Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста экспериментальную деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В своей  педагогической деятельности руководствуюсь программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторский коллектив РПГУ им.Герцена).использую парциальную программу «Наш – дом природа»(автор Н. А.Рыжова).Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом –природа» нацеленная на воспитание гуманной .социально-активной и творческой личности.

 Содержанием работы кружка «Лаппик» является опытническая  работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Знания, полученные в результате проведения опыта и наблюдений являются, всегда осознанными и более прочными.

    Программа кружка рассчитана на один год работы с детьми подготовительной группы. Материал подобран таким образом, что позволяет увидеть в знакомом привычном что-то новое, раннее не замечаемое.

  Для решения основной задачи кружка на занятиях использую элементы ТРИЗ-РТВ, эксперименты, решение противоречий, мозговой штурм. Системный оператор, приемы фантазирования, эмпатии и др.

Занятия в природоведческом кружке развивают у детей способность  к сопереживанию, пониманию того, что все в природе взаимосвязано. Главное  что бы ребенок воспринимал себя, как часть природы и поддерживал чистоту не только в своей квартире, в детском саду, но и в лесу, возле реки и на поляне.

Дни недели

Время

Кол-во занятий

в неделю

Возрастная группа

Среда.

10-10 – 10-50

1 раз в неделю

Подготовительная группа

Список детей

  1. Артюшенко Семён.
  2. Базарова Настя
  3. Захаров Алексей.
  4. Квандыкова Анита.
  5. Киселёва Карина.
  6. Киселёва Кристина.
  7. Кулаев Дима.
  8. Марценюк Ваня.
  9. Михайлов Рома.

10.Мошкин Артём.

11.Палкина Лиза.

     12.Рахматулина Юля.

13.Франчук Даниил.

14.Хасаншина Карина.

15.Ячевский Данил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья зна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...