Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юные учёные»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Протокол № 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ ЗаведующийМБДОУ «Детский сад № 33 «Радуга» Ковалёва И.И..________ Приказ от |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юные учёные»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Антонович Елена Владимировна
воспитатель
Смоленск 2021
Пояснительная записка
Направленность программы
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы «Юный ученый» заключается в том, что она направлена на овладение обучающимися навыками самостоятельного поиска и получения знаний с использованием исследовательской и проектной технологий.
Адресат и объем программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста .
Программа рассчитана на 1 год — 18часов. Занятия по естественнонаучной деятельности проводится раз в две недели, продолжительность 30 минут для детей подготовительной группы, в месяц 2 занятия, итого 24 занятий.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Дети не только изучают мир вокруг, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы т.д. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).
Виды занятий
- Беседы, работа с наглядным материалом;
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- Решение проблемных ситуаций;
- Игры, конструирование, продуктивная деятельность.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2021 года по май 2022 года.
Режим занятий
Образовательная деятельность проводится раз в две недели, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
Программа содержит 18занятий. Групповая - 15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами»: 30 минут). На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая,
- индивидуально — групповая.
Формы организации занятия:
- беседа,
- практическое занятие,
- презентация,
- дидактические игры,
- турнир.
Принципы реализации программы
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи программы:
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
- Формировать основы логического мышления.
Планируемые результаты освоения программы
Для детей:
- Развитие познавательных способностей детей:
- Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
- Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
- Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
- У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
- Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
- Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
- Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала,проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
Для родителей:
1. Активное участие в творческих конкурсах с детьми, мероприятиях группы, создание книжек-малышек;
2. Понимание проблемы развития познавательной сферы у детей;
3. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования основам безопасной жизнедеятельности детей.
Для педагогов:
1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;
2. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
3. Создание информационно-методической базы по данной теме.
Условия реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы и позволит получить систематизированное представление об окружающем мире и о тех или иных явлениях природы, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рабочая программа «Юные ученые» реализуется по двум направлениям: - образовательная деятельность с воспитанниками; - взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы
Формы аттестации и контроля
Цель диагностики:фиксация личностного роста и объема полученных умений у детей.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.
Вводный (входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа, выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.
Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы, выставки.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.
Для итоговой фиксации динамики опытно-экспериментальной работы проводится мониторинг по методике Т. Г. Тугушевой, А. Е. Чистяковой
- Владение терминологией в рамках изученных тем.
Высокий:Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
Средний:Знает и может объяснить некоторые понятия.
Низкий:Может объяснить те или иные понятия, только с помощью взрослого.
- Умение объяснить причинно-следственные связи.
Высокий:Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
Средний: Может объяснить связи факторами, опираясь на вопросы взрослого.
Низкий: Не может объяснить.
- Самостоятельность при проведении экспериментов.
Высокий:Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
Средний:Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
Низкий:Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме познавательной деятельности во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 5-6 лет, 25 минут
.
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Свойства воды | 5 | 1 | 3 | Эксперимент |
2 | Цвет и свет | 2 | 2 | 3 | Беседа |
3 | Наш организм | 4 | 1 | 3 | Соревнование |
4 | Ландшафты Земли | 4 | 1 | 1 | Конкурс поделок |
5 | Разнообразие звуков | 3 | 1 | 2 | Викторина |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание учебного плана
Введение в образовательную программу кружка.
Раздел 1. Свойства воды – 5 ч.
Закрепить свойствами воды, представление детей, о том, где находится в природе вода. Познакомить со значимостью воды для всего живого. Развивать у детей бережное отношение к воде.
Раздел 2. Цвет и свет – 2ч.
Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей; объяснить зависимость яркости светового пятна от источника света, познакомить с влиянием солнечных лучей на темные и светлые цвета.
Раздел 3. Наш организм – 4 ч.
Обогащать и уточнять представление детей об утройстве и функционировании человеческого организма;знакомит детей с органами кровообращения; учить измерять пульс человека; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.
Раздел 4. Ландшафты Земли – 4 ч.
Дать детям представление о том, как Земля вращается вокруг своей оси; установить причину, почему появились горы, равнины и т.д.
Раздел 5. Разнообразие звуков – 3ч.
Дать понятие о том, что такое звук (колебание предмета), громкость, принцип распространения звуковых волн; подвести к пониманию возникновения эха; определить зависимость звучащих предметов от их размеров.
Календарный учебный график
Разделы программы | Тема занятия | Работа с детьми | Работа с родителями |
1.Свойства воды | «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников» |
| Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | Консультация «Самое удивительное вещество на Земле» | |
«Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | дискуссия «Растить любознательных» | |
«Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | Консультация «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к познавательному экспериментированию» | |
2.Цвет и свет | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета | Беседа «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» |
3.Наш организм | «Вкусовые зоны языка»
| Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | Практикум «Экспериментируем вместе» |
«Откуда берётся голос?» | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Беседа «Как отвечать на детские вопросы?» | |
«Растущие малютки» | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Практикум «Детская лаборатория и занимательные опыты» | |
1.Свойства воды | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях | Беседа: «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» |
«Где рождается снег» | Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой | Консультация «Как научить ребенка исследовать?» | |
4.Ландшафты земли | «Появление островов» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Консультация «Удивительной рядом» |
«Появление гор» | Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. | Папка передвижка: «Познавательные опыты дома» | |
«Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. | Памятка «Забавные игрушки» | |
«Мир металлов» | Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования | «Магнитные задачки» на смекалку и сообразительность» | |
5.Разнообразие звуков | «Скорость звука» | Выявить особенности передачи звука на расстояние | Консультация «Как можно увидеть воздух» |
«Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) | Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке» | |
«Что такое молния» | Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. | Консультация «Играем с мыльными пузырями» | |
«Волшебная расческа» | Знакомство со статическим электричеством | Памятка «Волшебный мир опытов» |
Методическое обеспечение программы
Материалы и оборудования:
Детские музыкальные инструменты, пластиковая бутылка, песок, вода, краски, мокрые листы, расческа, почва, иллюстрации, магниты, монеты, зеркало.
Программно-методическое обеспечение
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Использование социо-культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Мониторинг кружковой работы «Юные ученые»
Фамилия, имя ребенка | Владение терминологией в рамках изученных тем. | Умение объяснить причинно-следственные связи. | Самостоятельность при проведении экспериментов. |
Начало года | Начало года | Начало года | |
Конец года | Конец года | Конец года | |
Соня М. | |||
Алена М. | |||
Даня Ж. | |||
София И. | |||
Женя З. | |||
Влад Д. | |||
Сева В. | |||
Артем К. | |||
Илья С. | |||
Наташа Г. | |||
Алина И. | |||
Лиля М. | |||
Лера Е. | |||
Арина Ф. | |||
Саша Н. | |||
Глеб К. | |||
Леша П. | |||
Богдан Л. | |||
Владение терминологией в рамках изученных тем. | Умение объяснить причинно-следственные связи. | Самостоятельность при проведении экспериментов. | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Высокий | ||||||
Средний | ||||||
Низкий |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основной:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)
Дополнительный:
1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.
2..Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
3. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.
4. Программа «Детство». – СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...
«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...