Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Юные учёные»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете

Протокол №   2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

ЗаведующийМБДОУ

«Детский сад № 33 «Радуга»

Ковалёва И.И..________

Приказ от

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Юные учёные»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Антонович Елена Владимировна

воспитатель

Смоленск 2021

Пояснительная записка

Направленность программы

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

          Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы «Юный ученый» заключается в том, что она направлена на овладение обучающимися навыками самостоятельного поиска и получения знаний с использованием исследовательской и проектной технологий.

Адресат и объем программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста .

Программа рассчитана на 1 год — 18часов. Занятия по естественнонаучной деятельности проводится раз в две недели, продолжительность 30 минут для детей подготовительной группы, в месяц 2 занятия, итого 24 занятий.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Дети не только изучают мир вокруг, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы  т.д. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).

Виды занятий

- Беседы, работа с наглядным материалом;

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- Решение проблемных ситуаций;

- Игры, конструирование, продуктивная деятельность.

           Срок освоения программы

 Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2021 года по май 2022 года.

           Режим занятий

Образовательная деятельность проводится раз в две недели, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.

Программа содержит 18занятий. Групповая - 15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами»: 30 минут). На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.

Формы организации образовательного процесса:

 - групповая,

 - индивидуально — групповая.

Формы организации занятия:

- беседа,

- практическое занятие,

- презентация,

- дидактические игры,

- турнир.

Принципы реализации программы

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

       Цель и задачи программы:

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
  6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
  8. Формировать основы логического мышления.

Планируемые результаты освоения программы

Для детей:

  1. Развитие познавательных способностей детей:
  • Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
  • Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
  • Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
  1. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
  2. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
  3. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
  4. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала,проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

Для родителей:

1. Активное участие в творческих конкурсах с детьми, мероприятиях группы, создание книжек-малышек;

2. Понимание проблемы развития познавательной сферы у детей;

3. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования основам безопасной жизнедеятельности детей.

Для педагогов:

1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;

2. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

3. Создание информационно-методической базы по данной теме.

Условия реализации программы

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы и позволит получить систематизированное представление об окружающем мире и о тех или иных явлениях природы, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рабочая программа «Юные ученые» реализуется по двум направлениям: - образовательная деятельность с воспитанниками; - взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы

Формы аттестации и контроля

Цель диагностики:фиксация личностного роста и объема полученных умений у детей.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный (входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа, выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы, выставки.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.

Для итоговой фиксации динамики опытно-экспериментальной работы проводится мониторинг по методике Т. Г. Тугушевой, А. Е. Чистяковой

  1. Владение терминологией в рамках изученных тем.

Высокий:Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

Средний:Знает и может объяснить некоторые понятия.

        Низкий:Может объяснить те или иные понятия, только с помощью взрослого.

  1. Умение объяснить причинно-следственные связи.

Высокий:Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).

Средний: Может объяснить связи факторами, опираясь на вопросы взрослого.

Низкий: Не может объяснить.

  1. Самостоятельность при проведении экспериментов.

Высокий:Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.

Средний:Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.

Низкий:Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме познавательной деятельности во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 5-6 лет, 25 минут

.

   Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Свойства воды

5

1

3

Эксперимент

2

Цвет и свет

2

2

3

Беседа

3

Наш организм

4

1

3

Соревнование

4

Ландшафты Земли

4

1

1

Конкурс поделок

5

Разнообразие звуков

3

1

2

Викторина

Итого

18

6

12

Содержание учебного плана

Введение в образовательную программу кружка.

Раздел 1. Свойства воды – 5 ч.

Закрепить свойствами воды, представление детей, о том, где находится в природе вода. Познакомить со значимостью воды для всего живого. Развивать у детей бережное отношение к воде.

Раздел 2. Цвет и свет – 2ч.

Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей; объяснить зависимость яркости светового пятна от источника света, познакомить с влиянием солнечных лучей на темные и светлые цвета.

Раздел 3. Наш организм – 4 ч.

Обогащать и уточнять представление детей об утройстве и функционировании человеческого организма;знакомит детей с органами кровообращения; учить измерять пульс человека; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Раздел 4. Ландшафты Земли – 4 ч.

Дать детям представление о том, как Земля вращается вокруг своей оси; установить причину, почему появились горы, равнины и т.д.

Раздел 5. Разнообразие звуков – 3ч.

Дать понятие о том, что такое звук (колебание предмета), громкость, принцип распространения звуковых волн; подвести к пониманию возникновения эха; определить зависимость звучащих предметов от их размеров.

Календарный учебный график

Разделы программы

Тема занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1.Свойства воды

«Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников»


«Водяные весы»

 

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

Консультация

«Самое удивительное вещество на Земле»

«Поможем воде стать чистой»

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

дискуссия «Растить любознательных»

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

 Консультация

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»

2.Цвет и свет

«Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

Беседа

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

3.Наш организм

«Вкусовые зоны языка»

 

Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Практикум «Экспериментируем вместе»

«Откуда берётся голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Беседа

«Как отвечать на детские вопросы?»

«Растущие малютки»

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Практикум «Детская лаборатория и занимательные опыты»

1.Свойства воды

«Изготовление цветных льдинок»

Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях

Беседа: «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

«Где рождается снег»

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой

Консультация

«Как научить ребенка исследовать?»

4.Ландшафты земли

«Появление островов»

Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Консультация «Удивительной рядом»

«Появление гор»

Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Папка передвижка: «Познавательные опыты дома»

«Дружба красок»

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

Памятка «Забавные игрушки»

«Мир металлов»

Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования

«Магнитные задачки» на смекалку и сообразительность»

5.Разнообразие звуков

«Скорость звука»

Выявить особенности передачи звука на расстояние

Консультация «Как можно увидеть воздух»

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке»

«Что такое молния»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

Консультация «Играем с мыльными пузырями»

«Волшебная расческа»

Знакомство со статическим электричеством

Памятка «Волшебный мир опытов»

      Методическое обеспечение программы

Материалы и оборудования:

Детские музыкальные инструменты, пластиковая бутылка, песок, вода, краски, мокрые листы, расческа, почва, иллюстрации, магниты, монеты, зеркало.

       Программно-методическое обеспечение

Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).

• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.

• Использование социо-культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Мониторинг кружковой работы  «Юные ученые»

Фамилия, имя ребенка

Владение терминологией в рамках изученных тем.

Умение объяснить причинно-следственные связи.

Самостоятельность при проведении экспериментов.

Начало года

Начало года

Начало года

Конец года

Конец года

Конец года

Соня М.

Алена М.

Даня Ж.

София И.

Женя З.

Влад Д.

Сева В.

Артем К.

Илья С.

Наташа Г.

Алина И.

Лиля М.

Лера Е.

Арина Ф.

Саша Н.

Глеб К.

Леша П.

Богдан Л.

Владение терминологией в рамках изученных тем.

Умение объяснить причинно-следственные связи.

Самостоятельность при проведении экспериментов.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Высокий

Средний

Низкий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)

Дополнительный:

1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.

2..Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

3. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.

4. Программа «Детство». – СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...