Коспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иващенко Надежда Михайловна

Цель: учить описывать предметы посуды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rr_st.gr_.posuda2013g.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

область: коммуникация

раздел: развитие речи

старшая группа

                                                                                           Выполнил:

                                                                                             воспитатель

                                                                                                  Иващенко Н.М.

г.Туймазы – 2013

Тема: «Посуда»

Цель: учить описывать предметы посуда

Задачи:

  • Образовательные: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, правильно называя приллагательные: стеклянный, металлический, пластмассовый; активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов): глубокая-мелкая, большой-маленький, высокий-низкий; употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: тарелочка-тарелка, чайничек-чайник, стаканчик-стакан; закреплять образование относительных прилагательных: стеклянный, чугунная, фарфоровая, пластмассовая, деревянная.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, память, интонационную речь.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Оборудование. Тарелка (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (стеклянный высокий и низкий, пластмассовый), мяч, две резиночки. Картинки с изображением предметов посуды.

Предварительная работа: рассматривание посуды из разных материалов, на картинке, загадывание о ней загадок; проведение дидактических игр.

Интеграция областей: физическая культура, социализация, познание, чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

Дети стоят в кругу

В-ль: «Здравствуйте дети. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Д.: «Здравствуйте»

Организационный момент - проводится физкультминутка «У оленя дом большой…»

У оленя дом большой  

Он глядит в свое окно

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучится

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Заяц – заяц забегай

Лапу мне давай.

Дети садятся за парты.

В-ль: «Дети сели красиво, спинка прямая, ножки подружились». А сейчас послушайте стихотворение:

Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке

Пшена – в черепушке.

А Машеньке – в тарелочке,

В глубокой, не в мелкой.

В-ль: «О чем говорится в этом стихотворении?»

Д.: «О том, кто из чего обедает»

В-ль: «В чем подают обед собачке? (в миске), а киске? (в блюдечке), курочке-несушке? (в черепушке)»

В-ль: «А из чего обедает Машенька?»

Д.: «Из глубокой тарелки»

В-ль: «Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это?»

Д.: «Посуда»

В-ль: «Сравните две тарелки. Чем они похожи?»

Д.: «Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом»

В-ль: «Чем отличаются?»

Д.: «Одна тарелка глубокая, другая мелкая»

В-ль: «Для чего нужна глубокая тарелка?»

Д.: «Для первого блюда, чтобы есть суп»

В-ль: «А мелкая тарелка для чего нужна?»

Д.: «Для второго блюда – макароны, картофельное пюре, каши»

В-ль: «Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?»

Д.: «Тарелки, глубокая и мелкая, вилка, ложка»

В-ль: «Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?»

Д.: «Из металла»

В-ль: «Значит как одним словом сказать, какие они?»

Д.: «Металлические»

Воспитатель берет металлические ложки – чайную и столовую

В-ль: «Чем похожи эти два предметы?»

Д.: «Они сделаны из одного материала, из металла»

В-ль: «Правильно они сделаны из одного материала, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются?»

Д.: «Одна – большая, другая – маленькая»

В-ль: «Да, они отличаются размером. А еще чем?»

Д.: «Маленькая –чайная, большая – столовая»

В-ль: «Для чего нужна чайная ложка, а для чего столовая?»

Д.: «Чайная – размешивать сахар в чае, а столовая кушать суп»

В-ль: «Какие стеклянные предметы вы видите на столе?»

Д.: «Стаканы»

В-ль: «Чем похожи эти стаканы?»

Д.: «Они сделаны из стекла, стеклянные»

В-ль: «Чем отличаются?»

Д.: «Один высокий, другой низкий»

В-ль: «Для чего нужны стаканы?»

Д.: «Чтобы пить воду»

Воспитатель поднимает два предмета и говорит

В-ль: «Эта тарелка глубокая, а это…(мелкая)

        Это ложка столовая, а это…(чайная)

        Один стакан высокий, а другой…(низкий

Вопросы задаются для закрепления антонимов

В-ль: «Есть ли здесь предметы из пластмассы?»

Д.: «Да»

В-ль: «Как одним словом сказать, какие они?»

Д.: «Пластмассовые»

Физкультминутка «Хлоп раз, еще раз…»

Хлоп раз, еще раз

Мы похлопаем сейчас

А потом скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай

Пальчик о пальчик тук да тук

Топай, топай, топай, топай.

В-ль: «Сейчас поиграем в магазин посуды»

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением предметов посуды

В-ль: «Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна»

Воспитатель вызывает ребенка, в случае затруднения подсказывает ему начало предложения. Предлагает детям отгадать, что это, показав на доске описанный предмет. Картинку откладывает в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю». Следующий предмет описывает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

В-ль: «А теперь давайте поиграем в «Резиночки»

 Для этой игры нам понадобится две резиночки длинной 15-20 см. воспитатель называет маленький предмет (с уменьшительно-ласкательным суффиксом), а когда растягивает называет большой. «Маленькая чашечка – (растягивает резиночку) – большая чашка». По желанию дети выходят к доске, называя большую и маленькую посуду.

Д.: «Маленькая тарелочка – большая тарелка. Маленькая кастрюлька – большая кастрюля. Маленький стаканчик – большой стакан. Маленькая ложечка – большая ложка. Маленький чайничек – большой чайник…»

В-ль: «А сейчас поиграем в игру «Какая у нас есть посуда». Все встаньте в круг. Я буду стоять в центре и бросать мяч. Например, я кину Даше и скажу: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?», а она должна бросить мяч мне обратно и сказать, что он стеклянный. Отвечать надо быстро, чтобы все успели поиграть.

Подведение итогов.

  • О чем мы с вами сегодня говорили?
  • Что мы делали на занятии?
  • В какие игры играли?
  • Какая игра понравилась больше всего?

Дежурные все убирают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Коспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники на тему «Весна, какая она?»

Учимся определять время года. Называть отличительные признаки весны. Составляем рассказы с использованием мнемотаблиц "Весна", "Цветы"....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке...

Коспект занятия по развитию речи "Животные Севера"

Цель: учить составлять рассказ-описание о животном по плану, используя разнообразные грамматические конструкции в речевых высказываниях, развивать диалогическую речь детей.Задачи: - уточнять...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...