Исследовательская деятельность. В мире материалов. Волшебные свойства магнита
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Закрепить представления детей о свойствах и использовании материалов ближайшего окружения. Формировать познавательный интерес в процессе экспериментирования с магнитом.
Познакомить детей с понятием магнит.
Сформировать представление о свойствах магнита.
Сформировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В мире материалов | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
В мире материалов.
Волшебные свойства магнита
Цель: Закрепить представления детей о свойствах и использовании материалов ближайшего окружения. Формировать познавательный интерес в процессе экспериментирования с магнитом.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием магнит.
2.Сформировать представление о свойствах магнита.
3.Сформировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
4.Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Демонстрационный материал: коробка с магнитом, четыре конверта с заданиями, большой и маленький магнит, скрепки, миски с крупой.
Раздаточный материал: подносы с предметами из пластмассы, железа, бумаги, стекла; магниты на каждого ребенка; стаканы из пластмассы и стекла с водой на каждую парту;
кусочек ткани на каждого ребенка; карточки сине-зеленого цвета; карточки с нарисованными дорожками, монетки.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям. (Садятся на стульчики)
Начнем наше занятие. Ребята, нам из школы передали волшебную коробку. Но чтобы открыть ее и узнать, что в ней находится, нам надо отгадать загадки и ответить на вопросы. Эти задания находятся в четырех конвертах.
Открываем 1 конверт.
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку кладет (Бумага)
Для чего нужна бумага и что из нее делают?
Какие свойства бумаги вы знаете?
Ответы детей (не прозрачная, мягкая, рвется, легкая, мокнет, горит).
Открываем 2конверт
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь - разобьется. (стекло)
Что делают из стекла?
Какие свойства стекла вы знаете?
Ответы детей. ( прозрачное, хрупкое, бьется, не пропускает воду, тонет, стекло твердое)
Открываем 3 конверт.
Такая разноцветная
С виду я приметная
Легкая и тонкая, а на звук не звонкая
Из меня предметов масса,
а зовут меня …..(пластмасса)
Где используют пластмассу?
Какие свойства пластмассы вы знаете?
Ответы детей.( упругая, не пропускает воду, не прозрачная, , не бьется, легкая – не тонет в воде)
Открываем 4 конверт.
Оно варилось в доменной печи
Чтобы бы потом нам сделать ножницы, ключи.(железо)
Какие предметы окружающие нас сделаны из железа?
Какие свойства имеет железо.
Ответы детей. ( не прозрачное, твердое, тонет в воде, не пропускает воду, не горит,)
Воспитатель: Сейчас мы получили все ответы и сможем открыть коробку.
Посмотрите, в коробке лежит камень. А что это за камень, вы узнаете, отгадав загадку.
Этот камень не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы,
И притягивать железо.
Вы, ребята, не спишите,
Этот камень назовите. ( магнит)
Вы правильно отгадали загадку – это магнит.
Магниты - это куски железа или стали, которые обладают способностью притягивать металлические предметы.
Существует много легенд о том, как нашли магнит. Сейчас я, вам расскажу одну из этих легенд.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилия валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалом кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название « магнит».
Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать лаборантами — исследователями. Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем - магнитом. Но сначала перед работой нам надо размяться.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Дети проходят и садятся за парты.
Воспитатель: Вы пришли в лабораторию. А вы знает, кто работает в научных лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.
Ответы детей (ученые делают опыты, открытия).
Вот и мы с вами сегодня будем экспериментировать, и делать опыты.
У вас на столах лежат магниты.
Возьмите в руки магнит, рассмотрите его и скажите, какой он по цвету? (чёрный)
Какой он на ощупь?
Ответы детей: (твёрдый, холодный, прочный)
Опыт №1
У вас на подносах, находятся предметы из разных материалов: железа, бумаги, стекла, пластмассы. Возьмите магнит и с его помощью разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, положите их на карточку синего цвета, а во второй группе предметы которые не притягиваются магнитом, положите их на карточку зеленого цвета.
Воспитатель:
Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (железо)
Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (бумаги, пластмассы, стекла).
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это свойство называется магнитной силой.
Да, магнит обладает силой.
Опыт№2 Проводит воспитатель.
У меня в руках два магнита одной формы. Какой из них обладает большей силой? Большой или маленький?
К скрепкам по очереди приложите большой и маленький магнит.
К большому магниту прилипло больше скрепок, а к маленькому меньше.
Вывод: Размер магнита влияет на его силу. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Ребята, как вы думаете, может ли магнит действовать через преграду?
Опыт №3
Может ли магнит действовать через ткань?
Возьмите кусочек ткани, положите по него любой предмет, сделанный из железа, поднесите магнит и поднимите его.
Воспитатель: Что у вас произошло? ( Магнит поднимает железный предмет вместе с платком.)
Вывод: Магнит может притягивать через ткань.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физкультминутка:
Мы немного засиделись, отдохнуть нам захотелось,
То налево поглядим, то направо поглядим.
Влево – вправо поворот, а затем наоборот.
Приседанья начинаем – ноги до конца сгибаем.
Вверх – вниз, вверх – вниз приседай и не ленись
Опыт №4
Как достать скрепку со дна стакана, не замочив руки?
Перед вами стакан с водой, в котором лежит скрепка. Медленно проводите магнитом по стенке стакана так, чтобы достать скрепку.
Воспитатель: Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Магнит действует через стекло , пластмассу и воду.
Опыт №5
У вас лежат карточки с разными дорожками. Попробуйте по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Надо двигать монетку с помощью магнита, как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Вывод: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились и узнали много о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит.
Итог
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2.Большой магнит обладает и большей силой, чем маленький
3. Магнит действует через ткань.
4.Магнит действует через стекло, пластмассу, воду.
5. Магнит действует через картон.
Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал.
Дети прощаются и возвращаются на ковер.
Воспитатель:
Ребята , сегодня вы познакомились с некоторыми свойствами магнита, а вы знаете, что
свойства магнита широко используют в жизни человека?
Оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах )
Свойства магнита используются:
Дома - в наушниках, в телефонной трубке, в холодильнике на дверце, на банковской карте, магнитные замки на домофонах, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками.
В производстве - в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т. д
В медицине – приборы, аппаратура и т.д.
А сейчас , я хочу дать вам задачку на сообразительность:
У меня в мисках насыпана крупа, но в там много металлических предметов
Как их можно быстро собрать?
Ответы детей:( на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.)
Что было интересного? Что понравилось? В чем затруднение?
Показать свойство магнита – разные полюса.
На следующем занятии мы с вами узнаем другие свойства магнита. Узнаем, что такое компас и для чего он нужен?
Ребята, чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитный конструктор.
Литература
Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 480 с.
dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»
ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...
Методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ»
В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них — бакуган). Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе познакомить их с...
Познавательно-исследовательская деятельность "Соль и ее волшебные свойства"
занятие по познавательному развитию по теме: «Соль и ее волшебные свойства» (старшая группа 5-6 лет)Цель: формировать знания детей о свойствах соли, через элементарное экспериментирование:...
Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»
Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...
Конспект НОД для подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность» «В мире материалов».
Материал предназначен для детей подготовительной группы....
НОД опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства магнита»
НОД опытно- экспериментальной деятельностив старшей группе«Волшебные свойства магнита»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".
Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....