Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства магнита»
план-конспект занятия

Долбуш Татьяна Александровна

Аннотация

Актуальность. Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Практическая значимость занятий по развитию познавательно-исследовательской способностей дошкольников в том, что на наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. В старшем возрасте экспериментирование осознанное. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе

«Волшебные свойства магнита»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита;
  • актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
  • воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.

Стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, что это?

- Посылка.

- Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает)

- Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы  открыть посылку, нужно  отгадать загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев. (Магнит)

Воспитатель открывает посылку.

- Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами».

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

Опыт №1 «Волшебная рукавица»

- Давайте попробуем надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки.

- Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной).

- Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

- Что может находиться в рукавице?

(Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит).

 - Да, в нашей рукавице действительно находится магнит.  Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он  прислал для вас магниты.  

(Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами).

 - Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь?

(Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный).

У меня в руке магнит

Много секретов в себе он хранит.

Важное дело эксперимент

В нём интересен каждый момент.

Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей)

- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2 «Полюса магнита»

- Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (воспитатель достает из посылки магнит окрашенный двумя цветами: синим и красным).

- Как окрашен магнит?

- Что обозначают цвета? (обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный).

- Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними?

(Магниты отталкиваются).

- А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит?

(Магниты притягиваются).

(Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются).

- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки – все перемешалось в шкатулке.

- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Опыт №4

Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.

Опыт №5

Раздается звонок  телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы»

Видео звонок:

- Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда!  Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя  вылавливать рыбок.

- Ну, что - поможем черепахе Тортилле и  обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор?  (выслушать предположения детей)

- Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

По очереди дети очищают водоем от мусора.

Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор.

- Какой мусор мы доставали? А почему только металлический?

- Потому что магнит притягивает только металлический предмет.

 - Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Опыт №6

- Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны?

- Он  умеет «рисовать»!

- Как вы думаете, как?

- Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый)

- Сколько  кругов?  Какие круги?

- Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку)

ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

- А что же еще умеет делать магнит?

Опыт №7

- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки)

- Из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются?

- Я беру магнит, а вы будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.

ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

- Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка.

- Как достать скрепку, не замочив рук?

Опыт № 8: Поднести магнит к стакану.

- Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

Итог.

- Ребята, вам понравились быть учёными и проводить опыты?

- Что нового вы узнали о свойствах магнита?  

- Кому бы вы хотели рассказать о работе с магнитом?

- Ребята,  дедушка Знай оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать магнит. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства магнита»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеТема: «Свойства магнита»...

Методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ»

В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них — бакуган). Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе познакомить их с...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. "Волшебная сила магнита"

Цель: формирование знаний о магните, его свойствах и магнитной силе у детей старшего дошкольного возраста....

НОД опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства магнита»

НОД опытно- экспериментальной деятельностив старшей группе«Волшебные свойства магнита»...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебные свойства магнита»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, ...

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные свойства магнита»

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровнев сравнени...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Цель:Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.Задачи:- Дать представления...