«Четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: творческий.
Возраст: подготовительная к школе группа.
Сроки реализации проекта: ноябрь – март.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители МБДОУ №77, социальные партнёры ДОУ.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (постановка проблемы вопроса, подбор дидактических иллюстрированных материалов, художественной литературы, составление плана реализации проекта, заключение договора с социальными партнёрами).
II. Основной. Проведение занятий, организация досугов, развлечений.
III. Заключительный. Итоговое мероприятие. Подготовка материалов для участия в Муниципальном конкурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.74 МБ |
konspekty_zanyatiy.odt | 65.57 КБ |
pautinka_po_proektu.docx | 51.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация проекта Вид проекта : творческий. Возраст : подготовительная к школе группа. Сроки реализации проекта: ноябрь – март. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители МБДОУ №77, социальные партнёры ДОУ. Этапы реализации проекта: I . Подготовительный ( постановка проблемы вопроса, подбор дидактических иллюстрированных материалов, художественной литературы, составление плана реализации проекта, заключение договора с социальными партнёрами). II . Основной . Проведение занятий, организация досугов, развлечений. III . Заключительный . Итоговое мероприятие. Подготовка материалов для участия в Муниципальном конкурсе.
Актуальность: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально- личностное развитие детей. Мы в своей работе решили объединить работу по театрализованной деятельности, с развитием у детей экологических представлений. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое, мы решили построить работу в этом направлении в рамках экологического воспитания. Во время подготовки к спектаклям, драматизации мы старались использовать те виды деятельности, которые характерны для предполагаемой драматизации. Например, если это сказка о воде, то в свою работы мы включали, эксперименты с водой, старались обогатить развивающую среду по данной теме и др. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Цели: Формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, формирование экологической культуры, воспитание этических и эстетических чувств дошкольников, развитие познавательной активности и творческого потенциала. Задачи: Формирование у детей дошкольного возраста элементов активной жизненной позиции, вовлечение их в разные виды деятельности; Создание условий для функционирования эффективной системы патриотического воспитания в ДОУ, обеспечивающих оптимальные условия социализации личности; Утверждение в сознании детей общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к историческому прошлому России, любви и уважения к своей Родине, традициям родного края; Формирование элементарных экологических представлений, развитие положительных эмоций средствами природы, радости новых открытий, познания мира и науки; Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие коммуникативных навыков, способствующих оптимальной социализации личности ребёнка; Развитие детско-родительских отношений, укрепление преемственности поколений; Обеспечение сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в ходе реализации проекта.
Знакомство с театром Вида театра; Изготовление театра; Просмотр видеоматериала; Консультация с родителями, воспитателями; Работа с детьми. Экскурсия в клуб д. Новая Взаимодействие со школой. Показ кукольного театра детьми из школы. Просмотр видематериала .
Вода Эксперименты, опыты; Занятия по образовательным областям; Работа с социальными партнёрами; Итоговое мероприятие. Инсценирование : «Сказка о воде» «Волшебные льдинки» Работа с родителями: «Изготовление книг о воде» Эксперименты с водой
Воздух Эксперименты, опыты; Занятия по образовательным областям; Работа с социальными партнёрами; Итоговое мероприятие. Образовательная область «Познание». Воздух и его роль в жизни человека. Работа с родителями. Изготовление книжек про воздух.
Земля Эксперименты, опыты; Занятия по образовательным областям; Работа с социальными партнёрами; Итоговое мероприятие. Настольно-печатные игры» Сажаем рассаду.
Огонь Эксперименты, опыты; Занятия по образовательным областям; Работа с социальными партнёрами; Итоговое мероприятие. КВН: «Берегись бед, пока их нет!» Образовательная область «Познание». Берегите лес. Работа с родителями. Изготовление книжек об огне.
Работа с социальными партнёрами. Экскурсия в музей леса. Школа «Лесные озёра» д. Новая.
Итоговое мероприятие «Праздник. Земля – наш общий дом»
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой .Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Знакомство с круговоротом воды в природе
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )
- А что такое глобус?(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?(Дети объясняют, делают выводы)
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия.
Дети читают стихи.
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Цели:
- познакомить детей с огнем, его свойствами;
- закрепить знания детей о пользе и опасности огня;
- познакомить детей с опасными ситуациями, причинами возникновения пожара, с правилами поведения при пожаре
Ход занятия:
I. Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
(огонь)
Верно, это — огонь.
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь:
«Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?Дети. Он сжигал все подряд.
Воспитатель. И вот однажды повстречался на его пути Че ловек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь от вечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот на чался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Огонь и вода».
- Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт.
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
[Е.Ильин]
Воспитатель: Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.
II. Сейчас мы с вами познакомимся с правилами безопасного поведения с огнем.
(Дети рассматривают каждую картинку, объясняют, почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму.)
- Правило первое:
В зажигалке или в спичке-
Огонечек-невиличка.
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
- Правило второе:
Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
- Правило третье:
Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошел – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся!
- Правило четвертое:
Свечи елку украшают –
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонек
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету елки.
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей не зажигали!
- Правило пятое:
Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет»,- мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беда. Я предлагаю вам закрепить правила безопасного поведения с огнем. Мы поиграем с мячем. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай».
- Можно спичками играть?
- А петарды поджигать?
- При пожаре прятаться под кровать?
- Незатушенный костер в лесу бросать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
- При пожаре пожарных вызывать?
- Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!
- Ребята, а что надо делать, если начался пожар?(Вызвать пожарную охрану)
- Какой номер надо набрать?(01)
Пусть знает каждый гражданин
Пожарный номер 01.
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон.
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
Примчится на помощь пожарный расчет
И Дашу с собачкой геройски спасет!
Вызывать пожарную охрану следует из безопасного места: например, из соседней квартиры, с сотового телефона. Набери 01 и сообщи следующие сведения:
- Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
- Объект, где происходит пожар (во дворе, в квартире, в школе и.т.д.)
- Что горит (телевизор, мебель, автомобиль…)
- Если диспетчер попросит, то уточни: номер дома, подъезд, номер квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и.т.д.
- Назови свою фамилию и телефон.
Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. Знай, что пока ты сообщаешь сведения о пожаре, пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает (все что надо бойцам передадут по рации).
Выйдя из дома, встречай пожарную машину, показывай самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего пожара.
Ребята, а вы видели когда-нибудь настоящих пожарных? К нам в гости пришел сотрудник пожарный охраны. Он вам сейчас расскажет о работе пожарных.
Выступление сотрудника пожарной охраны.
Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом.
И правила должны всегда соблюдать,
И с огнем никогда не играть!
Еще в древности человек понял, что огонь – это не только друг, но и коварный враг. Стоит пламени вырваться из-под контроля, - и огненную стихию уже не остановить. В истории всех государств вы можете найти сведения о пожарах, уничтожавших целые деревни, города. Вот тогда и появились люди, которые тушили разбушевавшийся огонь. Во всем мире профессия пожарного считается одной из самых опасных. Как в настоящем бою, пожарные несут тяжелые потери в борьбе с огнем, постоянно живут напряженной, полной тревог и опасностей жизнью. Это высококвалифицированная служба с системой сигнализации, с мощными пожарными машинами, насосными установками, со специальными теплозащитными костюмами. Этим людям нужно низко поклониться за их труд. Необходимо уважать их профессию и быть благодарными за труд этих людей, за готовность рисковать своей жизнью, чтобы спасти от беды других. Даже маленький пожар может преподнести коварный сюрприз: например, взорвется баллон с газом или загорится оголенный электропровод. Чтобы пожарный мог справляться со своей работой, он должен быть сильным, смелым, выносливым. Поэтому пожарные много занимаются спортом, тренируются быстро подниматься по лестнице на любой этаж.
Загадки
- Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(пожарный)
- Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
- Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
- Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(Противогаз)
- Днем ли, ночью, утром рано
Если что-то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить…
(нельзя)
- Каждый знает гражданин-
Пожарный номер…
- Конспект ООД по познавательному развитию по теме «Воздух» для детей подготовительной к школе группы.
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о воздухе.
Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Оборудование и материалы:
карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
тазик с водой, стеклянная банка;
изображение тропического острова;
пустая бутылка;
повязки для глаз;
запись пения птиц;
бумажные кораблики (по количеству детей) ;
целлофановые пакеты (по количеству детей) ;
духи, апельсин, хлеб, мыло.
Предварительная работа: проведение бесед на тему «Воздух»; проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, наблюдения за живой и неживой природой.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель : сегодня мы с вами отправляемся в гости. А вот к кому? Сейчас и узнаем.
Дети с воспитателей подходят к девочке с крыльями (фея)
Фея : Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать в моем королевстве воздуха. Я приглашаю вас в свой мир — мир необычного и таинственного. Я приготовила вам несколько заданий. А в конце вас ждет сюрприз. Что вы знаете о моем мире (Что вы знаете о воздухе)
(ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный)
Фея: Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха. А проверить это очень просто.
Воспитатель: а я знаю как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
Воспитатель: Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей). А теперь давайте подойдем к мольбертам (на столе возле мольбертов лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы) .Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
Фея: Подумайте, как еще мы можем доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей). Давайте проведем такой эксперимент.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель показывает детям банку.
Воспитатель: Что находится в банке? (ответы детей — она пустая). А вот и нет. В банке находится воздух. Сейчас мы это и докажем.
Воспитатель предлагает детям перевернуть банку вверх дном и опустить ее на дно тазика.
Воспитатель: Почему в банку не попала вода? (ответы детей). Правильно, в банке был воздух, ему некуда деваться — поэтому он воду не впустил в банку.
Воспитатель: А если банку сейчас тихонько наклонить, то. Что будет? (ответы — воздух выйдет). Воздух начнет выходить и мы его увидим.
Один из детей наклоняет банку и в тазике появляются пузыри.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас ловил воздух? Как это можно сделать? (ответы детей). Предлагаю вам взять в руки целлофановые пакеты и попробовать поймать воздух.
Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух.
У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится.
Воспитатель: А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детях наливает в банку воду из-под крана.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.
Воспитатель: Дорогая Фея, мне кажется, что дети устали, им нужно отдохнуть.
Физкультминутка (показывает фея)
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем:
Крылья сложим назад.
Фея: Молодцы, ребята. Справились с моими заданиями. Вот вам мой подарок - я предлагаю отправиться в морское путешествие. Каждый из вас будет капитаном корабля (дети берут по бумажному кораблику). А мне пора отправляться по делам! Фея уходит.
Воспитатель: Давайте представим, что таз — это море. (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть). А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.
Воспитатель: После такого сильного шторма корабли наши пошли ко дну и нас выбросило на остров. Посмотрите вокруг, как красиво. Как замечательно поют птицы! (раздается пение птиц)
Присаживайтесь на песочек. Обратите внимание, чем пахнет на нашем острове? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Воспитатель подходит у каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб). Один ребенок вдыхает просто воздух.
Воспитатель: Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? (ответы детей — воздух не имеет запаха, пахнут предметы) .
Воспитатель: а теперь закройте глаза и мы снова окажемся у нас в саду.
Воспитатель: Вот подошли к концу наши приключения. Давайте теперь вместе попробует сделать вывод, что же мы узнали о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он не имеет запаха, без него невозможно жить, он есть даже в воде, он упругий, если находится в разных вещах)
- Конспект занятия по ООД по познавательному развитию, тема «Земля - наш общий дом»
- Программное содержание:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.
Оборудование:
Глобус, экологические знаки, иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.
- Ход занятия:
- Загадка о глобусе
Шар невелик
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды.
(Глобус)
Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом).
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Какая вода в море?
А в реках, озерах, прудах?
Кто живет в море?
А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.
- Игра с озером
Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).
- Опыт «Фильтрация воды»
Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.
А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Повторяйте за мной: «До свиданья, Земля, в добрый путь». Вы не замерзли?
Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил? (Рассматриваем следы зайца, лисы, лося).
- Загадки о зверях
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети, это - зимний лес. А почему не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались. Каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица).
- Загадки о птицах
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)
Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.
- Физминутка «Лес»
Ветер зимний лес качает,
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.
Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.
- Экологические знаки
Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий.
Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.
А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.
Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?
- Итог:
Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом?
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.
- Конспект занятия по ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:
- «Четыре стихии».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой. Воспитатель задает детям вопрос: (Огонь для человека это хорошо или плохо). Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно - экспериментальная работа.
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.
Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.
Художественное слово: Экологический гимн.
Предшествующая работа: Игры с водой, песком, камнями.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.
Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле.
В мини-музее: коллекции камней, гербарии льна, льняные вещи, видеоролики.
Ход занятия:
-Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем? (Да) .
- Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию.
(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, комнатными растениями, с высаженным зеленым луком, мини- музеем) .
- Ребята, посмотрите, что изображено на картинах? (Огонь, вода воздух, земля) .
- Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне. (Дети сидят на стульях) .
- А теперь подойдите к первому опытному столу.
Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.
- Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) .
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде (Дети сидят на стульях) .
Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами) .
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами) .
(Дети стоят полукругом) .
- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей) .
Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.
Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) .
- Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы;
снежные торосы)
Опыт №3. (проводят дети) .
- Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.
Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами) .
- При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре.
- Осталась еще одна стихия – Земля. Рассмотрите иллюстрации: (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .
Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.
(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы) .
Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.
- Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.
- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
- Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».
Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.
- Дети разойдитесь и свободно встаньте по всему залу, мы закончим наше увлекательное путешествие «Экологическим гимном».
-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории) .
-А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно) .
-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .
-Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) .
-Что понравилось в нашем путешествии больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) .
-Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, что бы не произошло неприятности? (Да, надо быть очень осторожным, т. к. огонь может быть не только добрым) .
Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.
- Праздник «Земля – наш общий дом»
Материалы и оборудование: экологические знаки, цветы для танца, костюмы для действующих лиц, карточки с заданиями, медали «Лучший знаток природы».
Подготовительная работа:
–беседа по теме: «Сохранить природу – значит сохранить жизнь»;
– экскурсия по экологической тропе;
– выставка поделок из природного материала;
– конкурс рисунков ;
Действующие лица: 2 ведущих, Фея, 6 чтецов, 4 туриста, звери: медведь, белка, лиса, зайчишка.
Ход праздника
Выходят два ведущих и чтецы.
Ведущие. Начинаем праздник «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ».
Чтецы.
1. Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
2. Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
3. А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
4. Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
5. И выйдет из берегов река в апреле.
Лес весной шумит.
6. Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Звучит песня «Зеленый мир» (сл. Ю. Полухина, муз. М. Парцхаладзе).
1. Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна Земля!
Кроны сосен и птиц голоса –
Здесь на каждом шагу чудеса!
Припев:
Даже если объехать целый свет,
На Земле лучше края нет.
Этот зеленый мир,
Этот волшебный добрый мир –
Он мне навеки мил.
2. На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес…
В нем немало таится чудес!
Можно исполнить песню «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабал).
1. То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?
2. От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
3. Солнцем залиты долины,
И, куда ни бросишь взгляд,
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Ведущий 1. Ребята, отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес.)
Ведущий 2. Лес – это наше богатство.
Ведущий 1. Лес – это чистый воздух, влага и тень.
Ведущий 2. Лес – это дом для зверей и птиц.
Ведущий 1. Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ведущий 2. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущий 1. Лес – это зеленый наряд нашей планеты.
Ведущие: У нас в гостях Лесная Фея.
Выходит фея на фоне звучания птичьих голосов.
Лесная Фея: Сегодня в лес вас всех зову
Я музыкой своей,
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей,
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку,
Услышишь ты издалека
Веселое «ку-ку».
Звенеть заставлю я ручей
И шелестеть листву.
Идите музыкой моей! Ау-ау-ау!
Ведущий 1. Дарами лес богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Ведущий 2. Таню – костяникой,
Ведущий 1. Машеньку – орешком,
Ведущий 2. Петю – сыроежкой. (Дети показывают.)
Фея. А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна.
Посмотрите, сколько здесь цветов.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Ведущий 1. Угадайте, о каком цветке идет речь, найдите его на полянке.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой,
Звонким названьем он наделен,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)
Ведущий 2. На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нем считаем,
Сердцевина белая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него. (Ромашка.)
Ведущий 1. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.)
Ведущий 2. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Ведущий 1. Ее называют царицей цветов
За цвет и за запах ее лепестков.
Хотя куст зеленый вас ранить готов,
Но кто ж не простит ей колючих шипов? (Роза.)
Фея. У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
Ведущий 2. Прилетели кленовые листья – вестники осени.
Ведущий 1. Послушаем, как лесные обитатели готовятся к осени.
Ведущий 2. А вот и белка, и зайчишка,
И косолапый бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как они встречают осень.
Зайчишка. Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу:
Меня заметят на снегу.
Белка. А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас.
Медведь. В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет.
Лиса. Пора мне шубку обновить,
Пора мне хвостик распушить.
Буду хвостиком вилять
И следы им заметать.
Неожиданно появляется группа туристов. Включают громко магнитофон, в руках у них сумки с бутылками, продуктами. Звери в испуге убегают.
1-й турист. Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2-й турист. Все, что взяли, – поедим,
На природу поглядим.
А пакеты, банки, склянки
Разбросаем на полянке.
3-й турист. В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Урны нет – неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Лес, он что, ничей?
Туристы хором. Ничей!
4-й турист. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Туристы уходят. Выходит Фея.
Фея. Что за шум в моем лесу?
Что случилось, не пойму.
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Выбегают звери.
Фея. Что случилось?
Звери.
1. Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
2. Березку ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
И вот теперь из-под коры
Ее слеза течет.
3. И муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
И, кажется, горит не он,
А весь наш дом лесной.
Фея: Ушли, обидев красоту, От этой черствости людской
Смутив лесной уют. Болит душа моя,
И не заметили они, Под искалеченным дубком
Что листья слезы льют. Не ветер стонет – я.
Уходят.
Ведущий 1. Ребята, вы догадались, что здесь были те, кто не бережет природу. Но я уверена, что вы все знаете, как нужно вести себя в лесу, поле, на речке…
Ведущий 2. Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это приносит им непоправимый вред.
Выходят звери, в руках у них экологические знаки.
Ведущий 1. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак.
П р а в и л о п е р в о е: Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.
П р а в и л о в т о р о е: Не повреждай кору деревьев. Подумайте, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
П р а в и л о т р е т ь е: Не рви цветов в лесу и на лугу. Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
П р а в и л о ч е т в е р т о е: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой, о них позаботятся взрослые животные и птицы.
П р а в и л о п я т о е: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
П р а в и л о ш е с т о е: Не разводи в лесу костер, если в этом нет острой необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.
П р а в и л о с е д ь м о е: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса!
П р а в и л о в о с ь м о е: В лесу запрещается включать на полную мощность транзисторы и магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут.
П р а в и л о д е в я т о е: Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее семидесяти лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Ведущий 1. Спасибо вам, лесные жители, что вы научили нас, как вести себя в лесу.
Ведущий 2. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
Ведущий 1. А нам сейчас вспомнились слова писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил:
Ведущий 2. «...Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Фея. Я вижу, ребята, вы – настоящие друзья природы, и я думаю, вы знаете, какую пользу приносят людям обитатели леса.
Звери уходят, появляются чтецы.
Чтецы.
1. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!
2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
3. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160–170 комаров.
4. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
5. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это – опаснейшие враги полей и огородов.
6. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.
Фея. Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц и животных.
Чтецы.
1. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесенная природе.
2. А ведь сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.
Фея. Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы.
Песня «Мы в доме одном живем»
(сл. Энтина и Гина, муз. Я. Дубравина)
1. Огромен мир, в котором мы живем,
Шумят леса, и реки катят воды.
Весь шар земной – один прекрасный дом
Для человека и природы.
Что шепчет клен, о чем журчит ручей,
И почему ночами плачет вьюга?
Язык любви – единственный язык
Для понимания друг друга.
Припев: Щенки и котята, стрекозы и птицы,
Друг друга должны мы любить научиться,
Цветы и деревья, слоны и лисицы,
Мы в доме одном живем.
2. И чтоб нам счастливым сохранить,
Одно лишь надо выполнить условие –
Своим друзьям почаще говорить
Слова, согретые любовью.
Пускай друзей прибавится число
И наша доброта им вечно светит.
Всегда нужны и ласка, и тепло
Всему живущему на свете.
Конкурс «Знатоки русской природы».
· По описанию узнать, о ком идет речь.
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка.)
2. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, – никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка.)
3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят массу тлей – в этом их вред, который очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи.)
4. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. (Скворец.)
· О каких растениях идет речь?
1. Родина – Бразилия. Дословно с английского языка переводится как «сосновое яблоко». Плоды похожи на большие шишки. Встречается в любой африканской или азиатской деревне. (Ананас.)
2. Родина – Юго-Восточная Азия. Не исключено, что в Америку эта культура проникла еще до Колумба. В тропических странах заменяет хлеб. В основном – желтый, но бывает и красный. (Банан.)
3. Родина – Индия. В России разводят со времен Ивана Грозного. Само слово происходит от греческого «незрелый». На 96 % состоит из воды. (Огурец.)
4. Родина – Америка. Там возделывалась уже 5 тысяч лет тому назад. Рекордный экземпляр – 302 кг. Мякоть – оранжево-желтая. (Тыква.)
· Символы.
1. Какое животное является символом русской державы? (Соболь.)
2. Какая птица является символом мира? (Голубь.)
3. Какое дерево является символом России? (Береза.)
4. Какой цветок является символом борьбы и свободы? (Гвоздика.)
· Литература.
1. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка.)
2. Героиня какой книги произносила слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»? (Катаев В. П. «Цветик-семицветик».)
3. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина? (В комара, муху, шмеля.)
4. Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков? (Аленький цветочек.)
5. Какой известный писатель и в какой сказке заставил цвести подснежники в январе? (С. Я. Маршак в сказке «Двенадцать месяцев».)
6. Из какого произведения эти стихи?
Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.
(Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
7. В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город? (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
8. Как звали человека, который хотел сделать каменный цветок? (Данила-мастер.)
9. В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс? (В балете «Щелкунчик».)
1-я группа чтецов:
1. Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
2. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
3. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
4. Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
2-я группа чтецов:
1. Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
2. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
3. Что за пруд без лягушат,
Что за озеро без рыб?
Только слезы старых ив
Воду старую мутят.
4. Что за остров без цветов,
Без проворных муравьев,
Что за дерево без птиц,
Без скворцов и без синиц.
5. Приходите к нам, лягушки,
Насекомые, зверюшки,
Поселяйтесь здесь, цветы,
Птицы, рыбы и коты.
Приходите погулять,
Песни петь и танцевать.
Жить здесь будем вместе мы!
6. Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
7. Нас много, ребята,
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем!
8. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядим!
Фея. Земля – наш общий дом: и человека, и животных, и птиц, и рек, и лесов…
Ведущий 1. И все на этой Земле должно быть нам родное.
Ведущий 2. Давайте любить и беречь свою природу!
Фея. Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Ведущий 1. Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Ведущий 2. Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету;
Во всей вселенной совсем одна –
Вместе. Прекрасная, добрая наша ЗЕМЛЯ!
- Сказка о воде
Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:- Здравствуй, Море!
Море ответило:- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!
На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
Предварительный просмотр:
Паутинка по проекту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.
Экспериментально-поисковая деятельность с водой и воздухом....
«Реализация в подготовительной группе тематического проекта «Четыре стихии планеты Земля»
Цель проекта: Помочь понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.Задачи:Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде...
Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волную меня»
Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волную меня» «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и...
Непосредственно – образовательная деятельность по методу ТРИЗ. Тема: « Земля. Воздух. Огонь. Вода»
Программные задачи:...
Дидактическая игра "Вода, земля, воздух"
Закрепить умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания....
Проект "Воздух,огонь, земля и вода - 4 стихии волнуют меня"
проект для детей средней группы...
Проект на тему: «Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля» в подготовительной группе
Данный проект является краткосрочным, основа на исследовании и эксперименте. Рассматривает общие сведения о свойствах воды, воздуха, огня и земли. С помощью опытов сформированы знания о свойствах 4 ст...