Непосредственно – образовательная деятельность по методу ТРИЗ. Тема: « Земля. Воздух. Огонь. Вода»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Программные задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
- Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
- Учить делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
Развивающие:
- Развивать исследовательские способности и навыки, любознательность, познавательную активность.
- Развивать у детей воображение. смекалку, зрительную память.
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Расширять кругозор детей.
- Активизировать словарь детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d._nod_zemlya._vozduh._ogon._voda.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Непосредственно – образовательная деятельность
по методу ТРИЗ
Тема: « Земля. Воздух. Огонь. Вода»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Исполнитель: Воспитатель МАДОУ «Сказка»
комбинированной группы №2
Беликова Любовь Геннадьевна
г. Лабытнанги
2
.
Программные задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
- Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
- Учить делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
Развивающие:
- Развивать исследовательские способности и навыки, любознательность, познавательную активность.
- Развивать у детей воображение. смекалку, зрительную память.
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Расширять кругозор детей.
- Активизировать словарь детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность
Мотивация: Пришёл мальчик Женя в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети окружили его и стали расспрашивать, что случилось? Оказывается, произошёл обрыв электрических проводов, из – за сильного ветра. Вечером отключили электричество. Мама зажгла парафиновую свечку. Жене понравился яркий огонь. Он захотел дотронуться до огонька и обжог палец. Воспитательница предложила узнать огонь – это хорошо или плохо?
Методы и приёмы:
- Игровой
- Проблемная ситуация
- Наглядный
- Словесный (вопросы, беседа)
- Экспериментальная деятельность
- Анализ, поощрение
Организация:
- Сидя на стульчиках
- Сидя напротив друг друга
- Стоя врассыпную
Формы работы:
Фронтально, индивидуально, в парах.
3
Словарная работа:
Стихия, оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.
Художественное слово:
«Экологический гимн»
Индивидуальная работа:
С Таней, Алиной – продолжать учить выслушивать ответы сверстников до конца.
Предварительная работа:
Игры с водой, песком, камнями.
Демонстрационный материал:
- Плакаты
- Иллюстрации
- Картины
- Видеоролик стихии – вода
- Видеоролик стихии – огонь
Раздаточный материал:
Оборудование для опытов:
- Спички
- Свеча
- Ёмкость с водой
- Парусники из грецких орехов
- Ёмкость с песком
- Медицинская груша
- Вода в стаканчиках
- Лейки
- Комнатные цветы
- Зелёный лук в земле.
В мини-музее:
- Коллекции камней
- Гербарии льна
- Льняные вещи
- Видеоролики
4
Ход НОД:
(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями
природы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинах?
Дети: Земля, вода, огонь, воздух.
Воспитатель: Подойдите к этим иллюстрациям. Как вы думаете, сравнив разные
сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?
Ответы детей воспитатель обобщает и подытоживает.
Воспитатель: Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т.д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне.
Воспитатель: А теперь подойдите к первому опытному столу.
Опыт №1. (проводит воспитатель). Горящая свеча.
Воспитатель: Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо?
Дети отвечают, воспитатель обобщает ответы
Воспитатель: Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушится жилище человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди – муссоны затапливают целые города, реки выходят из берегов.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде
.
Опыт№2. (проводят дети)
.
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить лейки с водой
5
для поливки комнатных растений, зеленого лука. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т.д.
Воспитатель: А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Ветер – это хорошо или плохо?
Воспитатель обобщает ответы детей
Воспитатель: Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.
Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации про ветер
Опыт №3 (проводят дети).
Воспитатель: Садитесь в пары напротив друг друга за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигайте парусники друг другу.
Опыт №4 (проводят дети).
Воспитатель: При помощи медицинских спринцовок мы увидим как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле контейнеров с песком.
Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре
Воспитатель: Осталась еще одна стихия – Земля.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации про Землю
Воспитатель: Земля для человека - это хорошо или плохо?
(Воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель: Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т.д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.
Воспитатель: Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.
Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть.
Воспитатель: Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
Воспитатель: Что вы узнали нового? Какой опыт понравился? Что было труднее всего?»
Какие опыты хотели бы проделать ещё раз? Какое настроение после путешествия?
Воспитатель: Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».
А закончим путешествие «Экологическим гимном»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Огонь - враг» для детей средней группы
Укрепить психоэмоциальное здоровье детей, формирование навыков здоровьесбережения посредством соблюдения правил противопожарной безопасности....
Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Конспект образовательной деятельности в средней группеТема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое р...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Свойства воздуха».
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха...
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Огонь – друг, огонь- враг»
Непосредственная образовательная деятельность в средней группеТема: «Огонь – друг, огонь- враг»...
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах....