Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментально-поисковая деятельность с водой и воздухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_pochemuchek.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.
Цель. Развитие познавательной активности у детей, способности устанавливать причинно-следственные связи, любознательности.
Задачи.
- Расширять представление о стихии воды и воздуха.
- Продолжать формировать у детей целостную естественно-научную картину мира с опорой на личный опыт детей, их исследовательские действия, аналитические способности.
- Продолжать формировать независимость в мышлении, способствовать развитию диалогической речи для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода.
- Продолжать формировать элементы поисковой деятельности.
- Формировать чувство удовлетворения от выполнения заданий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.
Словарная работа. Активизация: стихия воды, стихия воздуха.
Предварительная работа.
- Наблюдения за водой, воздухом;
- Экспериментально-поисковая деятельность;
- Занятия: «Невидимка-воздух», «Волшебница вода»;
- Разговор о четырех стихиях: воде, земле, воздухе, огне;
- Игра «Вода, воздух, земля» (по принципу «Рыбы, птицы, звери»)
Организация образовательного пространства.
- В разных частях группы размещены два стола, обозначающие зону стихии воды и зону стихии воздуха.
- Вокруг столов – стулья по количеству1/2 состава детей группы (подгруппа)
- На стуле (или в руках воспитателя) – кукла Остроша.
Материалы и оборудование.
- Кукла Остроша (или иллюстрация на мольберте)
- В зоне стихии воды:
а) Деревянный конструктор
б) Таз с водой
в) Салфетки: из ткани, бумаги
г) Деревянные игрушки маленького размера (плотики, лодки, кораблики)
д) Металлические игрушки маленького размера, камушки
- В зоне стихии воздуха:
а) Деревянный конструктор
б) Таз с водой
в) Пустая бутылочка, закрытая пробкой
г) Воздушные шары: надутый, не надутый
д) Веер
Воспитатель держит в руках куклу Острошу (или на мольберт выставляется иллюстрация Остроши).
Воспитатель. Совсем недавно мы повстречали на необитаемом острове Острошу. У него не было друзей, он никогда не ходил в детский сад и поэтому обо всем очень мало знает.
Давайте расскажем Остроше о стихии воды и стихии воздуха. Мне кажется, что будет очень интересно, ведь мы об этом много знаем.
Воспитатель. Вы видите в группе 2 стола, на одном – воздушный шар, а на другом – тазик с водой. Остроша. А что это значит?
Воспитатель. Воздушный шар обозначает стихию воздуха. А тазик с водой – стихию воды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вода, воздух»
Игра «Вода, воздух» (проводится 1 раз):
- Раз, два, три – в зону воздуха беги!
- Раз, два, три – в зону воды беги!
Воспитатель. А теперь я назову слово, которое соответствует какой-то одной стихии. Например, кит. Где он обитает? (В воде) Куда надо бежать? (В стихию воды).
- Самолет. Пароход. Сом. Космический корабль. Орел. Дерево.
Остроша. А почему вы остались стоять со мной, когда услышали слово дерево?
Дети. Потому что дерево относится к стихии земля.
Воспитатель. Остроша! А теперь вам надо отгадать загадки о представителях какой-нибудь стихии:
а) В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…(крокодил)
б) Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Черной тенью
Кружит … (ястреб)
в) Кто по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча)
г) –Ухвачу-ка! Проглочу-ка!
Щелкает зубами…(щука)
Остроша. Откуда вы все знаете? Так интересно!
Воспитатель. А теперь разделимся на две команды.
Дети делятся с помощью воспитателя на две команды.
Воспитатель. В каждой зоне на полу надо выложить из деталей деревянного конструктора тот предмет, который в ней может находится. Приступаем к работе.
Дети обсуждают и работают в течение 3-4х минут, выкладывая плоскостные или объемные постройки (лодка, ракета, самолет, плот и т.д.)
Воспитатель (в зоне воды): Почему вы построили лодку (плот и т.п.)? Ответы детей.
Остроша (в зоне воздуха): А почему вы построили ракету? Ответы детей.
Воспитатель. А теперь, команды, поменяйтесь местами, перейдите из своей зоны в другую. Слушайте следующее задание. Каждая команда должна рассказать о своей стихии. Обсудите вместе, какими бывают воздух и вода, расскажите об их свойствах.
Обсуждение детей.
Остроша. Расскажите мне о воде.
Предполагаемые ответы детей: Чистая вода не имеет запаха, вкуса. Вода прозрачная, хорошо растворяет соль, сахар, стиральный порошок. Вода не имеет формы, она жидкая и растекается. Вода нужна человеку, растениям, животным. Воду в реках, морях нельзя загрязнять.
Воспитатель. Другая команда то-то хочет добавить?
Остроша. Расскажите мне о воздухе. Мне будет очень интересно.
Предполагаемые ответы детей: Чистый воздух не имеет запаха, вкуса, цвета. Про воздух говорят, что он невидимка, он прозрачный. Но как движется воздух можно увидеть, если помахать веером. Воздух нужен людям, животным и растениям, его нельзя загрязнять.)
Воспитатель. Другая команда что-то хочет добавить?
Воспитатель. Остроша! А сейчас самое интересное! Команды поменяйтесь местами! Ребята в своих лабораториях будут проводить опыты с водой и воздухом. А мы с тобой, Остроша, будем наблюдать за их экспериментами.
Дети проводят опыты с водой, воздухом.
Предполагаемые опыты с водой.
- «Тонет - не тонет», «Вода – растворитель»,
- «Из какого материала нельзя построить кораблик»
Предполагаемые опыты с воздухом:
- «Надуй шар», «Плавающая бутылочка», «Как в воде увидеть воздух».
Воспитатель. Остроша! Давай послушаем наших исследователей.
Рассказы детей об опытах (в процессе экспериментирования).
Предполагаемые ответы детей об опытах с водой:
- «Если опустить в оду деревянные плотики, лодки, то они не утонут, вода их выталкивает. А металлические предметы тонут сразу, они тяжелые».
- «Вода растворила соль, сахар, получилась соленая, сладкая вода».
- «Из бумаги и ткани нельзя построить кораблик, потому что они быстро намокают».
Предполагаемые ответы об опытах с воздухом.
- «Надуем шар воздухом, воздух у человека есть в организме. Можно набрать воздух ртом или носом и вдохнуть его в шарик – так шарик надуется».
- «В пустой бутылочке оказывается есть воздух. Если бутылочку, закрытую крышкой, опустить в воду, она не утонет, в ней воздух, он легче воды. А если открыть крышку и опустить бутылочку в воду глубже, то и бутылочки будут выходить пузырьки, подниматься кверху, потому что воздух легче воды».
- «Если подуть в трубочку, которая находится в стакане с водой, то можно увидеть воздух, он будет подниматься кверху пузырьками».
Воспитатель. Остроша! Что же ты сегодня узнал?
Остроша. Я узнал, что есть стихия воды и воздуха, что вода и воздух без запаха, цвета, вкуса и формы. Воду и воздух надо беречь и не загрязнять. Я научился у ребят делать опыты!
Только я не понимаю, куда вода девается зимой? (Зимой она превращается в лед, а весной лед растает и снова появится вода).
А что будет, если не будет воды и воздуха? (Все живое погибнет, потому что без воды и воздуха жизни нет).
Все было очень интересно. Я много узнал. А что вы мне расскажите в следующий раз?
Воспитатель. А в следующий раз дети расскажут тебе о стихии огня и стихии земли.
Я рада, ребята, что вы научили Острошу чему-то новому. Я предлагаю вам с мамами, папами найти загадки о земле, огне, чтоб в следующий раз загадывать Остроше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по профилактике нарушений осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики и смехотерапии)
Авторская разработка комплекса психогимнастических упражнений направленных на профилактику нарушений осанки у старших дошкольников....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с детьми старшей группы Тема: « Покормим птиц зимой»
Конспект организованной образовательной дея тельности по познавательному развитию...
Конспект организованной образовательной деятельности Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице (ОО «Речевое развитие») Старшая группа (5-6 лет)
Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Осень". Проводя с дошкольниками занятие, мы создаем условия для развития умения заучивания стихотв...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине» для детей старшей возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.
Закреплять умение располагать предметы до 7 в возрастающем и убывающем порядке. Закреплять умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: при...
Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Морское путешествие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в подготовительной к школе группе
Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области художественно – эстетического развития (аппликация с элементами конструирования) для детей старшей группы
Тема: «Быстрокрылые самолеты»Цель: Развитие интереса к изобразительной деятельности, совершенствование умений в аппликации и конструировании из бумаги.Задачи:1. Закреплять у детей умение п...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Сказка В.Г.Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» для детей 2-3 лет образовательная область «Речевое развитие»
Цель: знакомство с содержанием сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»...