Проект "Воздух,огонь, земля и вода - 4 стихии волнуют меня"
проект по окружающему миру (старшая группа)
проект для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduhogonzemlya_i_voda-4_stihii_volnuyut_menya.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
(в средней группе"Теремок")
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Подготовила: Коваленко Е.В.
Актуальность
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека.
Информационная карта проекта
Вид проекта:
по тематике и способам реализации: познавательно-исследовательский
по составу участников: групповой
по срокам реализации : долгосрочный (4 месяца)
Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.
Задачи:
1) формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
2) привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
3) развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Планируемые результаты
- создание книжки «4 стихии»
Дети: сформировать знания о неживой природе, расширить представления детей об окружающем мире через экспериментирование, развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развивать познавательные и мыслительные способности.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы проекта
На изучение каждой стихии отведено по 1 месяцу.
1) Подготовительно-организационный
- выявление первоначальных знаний детей о воздухе, воде, земле и огне
- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме
- подбор материала, изготовление экологических игр;
- создание мини - лаборатории;
- подобрать дидактические игры и пособия
-загадки о воздухе
- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов
- составление картотеки опытов с воздухом и водой
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
2) Формирующий:
1 месяц: «Земля» (февраль)
Непосредственно образовательная деятельность
Презентации: «Почва – живая земля»
Рисование: «Камни бывают разные», «Извержение вулкана»
Аппликация: «Яблоко с листочком»
Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная)
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
Наблюдения и опыты:
«Какие камушки?»
«Можно ли менять форму глины и камня?»
«Песочная страна» (свойства песка)
«Сравним свойства глины и песка»
«Цветной песок»»
«Как происходит извержение вулкана? »
- Стихи, загадки, пословицы о земле
- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»
- Рассказ о труде геолога, шахтера
- Посадка огорода на подоконнике (лук)
- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»
- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы? », П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки? »
- дидактические игры «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото»
- рассматривание коллекции камней и минералов
Опытно-экспериментальная деятельность
ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»
ОПЫТ№2 «В почве есть вода»
Итог: письменная консультация для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома»; оформление 1 страницы книги.
2 месяц: «Вода» (март)
Непосредственно образовательная деятельность
презентация «Вода вокруг нас»
Рисование: «Крошки- осьминожки» (коллективная работа), «Рыбки»(восковыми мелками)
Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Лепка: «Ручеек и кораблик»
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»
- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет»,«Плавает, не плавает»
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
- Утренняя гимнастика пловцов, моряков.
- Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»
- Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег), с различными видами водоемов.
- Загадки, поговорки, стихи о воде.
Произведения художественной литературы:
А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая?» карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.
- Наблюдения на прогулках
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Вода прозрачная»,
«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,
«Разноцветная водичка»,
«Тонет – не - тонет»,
«Вода - жидкая»,
«Что растворяется в воде»
«Вода не имеет формы»,
«Пар - это тоже вода»,
«Лед - твердая вода»,
«Лед легче воды»,
«Горячая - холодная».
Итог: Викторина для детей «Что я знаю о воде?» , оформление 2 страницы книги.
3 месяц: «Огонь» (апрель)
Непосредственно образовательная деятельность
Презентации: «Огонь – друг, огонь – враг», «Профессия – пожарный»
Рисование: «Огонь» (монотипия)
Аппликация: «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)
Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор)
Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Стихи, загадки, пословицы об огне
- Физминутка: «Пламя костра»
- Дидактические игры: "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»
- Слушание: звуки огня
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»
- Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой
Опыт №2. Наблюдение за горением предметов
Опыт №3. Чем можно потушить огонь?
Итог: фотовыставка «Наши интересные дела», оформление 3 страницы книги.
4 месяц: «Воздух»(май)
Непосредственно образовательная деятельность
Презентации: «Где можно найти воздух? »
Рисование: монотипия «Нарядные бабочки»
Конструирование из бумаги: «Самолет», бабочки.
Лепка: «Бабочка-красавица», «Вертолет»
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Сюжетно-ролевые игры : «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».
- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»
- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер?», «Угадай, от какого дерева эти семена».
- Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»
- Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
- Произведения художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».
Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
-Определение силы ветра по деревьям
-Запускание воздушного змея.
Опытно - экспериментальная деятельность
Опыт №1. «Где спрятался воздух? »
Опыт №2. «Как увидеть воздух? »
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Опыт №4. «Движение воздуха»
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес? »
Опыт№6. «Опыт с апельсином»
Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух? », «Из чего состоит воздух? », «Что такое воздух? », Смешарики «Воздух для вдохновения».
Итог: Мастер - класс «Опыты на кухне», оформление 4 страницы книги.
Работа с родителями
1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
2) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»
3) Мастер - класс «Опыты на кухне»;
4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.
Вывод:
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей должно сформироваться представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям.
Итог проекта: оформление книжки «4 стихии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства вода" для среднего дошкольного возраста.
Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды." Для среднего дошкольного возраста....
Вода на земле " Волшебница вода"
Цель проекта:Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле:- вода – источник жизни.Методические задачи:Дать детям представления о некоторых видах природных водоемов и...
Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волную меня»
Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волную меня» «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и...
Для вас родители! "Как научить ребенка не бояться воды?" (Серия "Возьми меня с собой")
Предлагаю опыт работы по оформлению информации для родителей в форме буклета. Материал будет полезен работникам дошкольных учреждений: родителям, воспитателям, специалистам....
Для вас родители! "Как научить ребенка не бояться воды?" (Серия "Возьми меня с собой")
Предлагаю опыт работы по оформлению информации для родителей в форме буклета. Материал будет полезен работникам дошкольных учреждений: родителям, воспитателям, специалистам....
Проект «Чистый дом Земля - для тебя и для меня!»
Создание условий для эффективного экологического просвещения и осознанного отношения к чистоте своего села через экомероприятия «Чистый дом Земля- для тебя и для меня!»...
Конспект открытого занятия на тему "Вода главное богатство на земле. Фильтрация воды" в подготовительной группе "Ежевичка"
Цель: развивать познавательно-исследовательскую активность детей через экспериментирование.Задачи:Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов;Развивать детску...