«Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Карсакова Маргарита Гасимовна

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы».

Разработчик Карсакова М.Г.

 Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

Лексическая тема: «Здравствуй, лето!».

Стихотворение недели:

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это лето

На всё лето к нам пришло.

Утреннее приветствие: 

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

 «С добрым утром, с летним днем!» -

Вот как славно мы живём!

Пальчиковая игра: «Я рисую лето» 

Я рисую лето:                                    

 (рисуют пальчиком, имитируя движение кисточки)

Красной краской  солнце,                          

 (рисуют в воздухе «солнце»)

На газонах розы,                               

На лугах покосы, 

(сжимают и разжимают пальцы)

Синей краской – небо                       

(рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.                               

(рисуют пальцем зигзаг -  «ручей»).

 

Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Воспитатель:

демонстрирует на магнитной доске коллаж «Времена года».

Д/игра « Найди картинку про лето».

Цель: формировать представления о лете как времени года.

-Вы любите лето? Почему? 

Текст с движениями «Вот за что люблю я лето?». 

Один -лето солнышком согрето.

(Лицо поднять вверх, глаза закрыть, улыбнуться).
Два – в лесу растет трава.

(ладони перед собой, пальцы широко расставлены)
Три – ромашки, посмотри!

(пальцы  широко расставлены, большие и мизинцы соединены между собой).
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.

(Руки, высоко поднятые вверх, пальцы широко расставлены, покачать  из стороны в сторону)
Пять – купались мы опять.

(руками имитировать плавание).
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.

(имитировать приём пищи).
Восемь – сено мы покосим.

( имитировать движения косы при косьбе)
Девять – бабушка идет,

(идем на месте)
Землянику нам несет.

(Руки перед собой, сомкнуть кольцом)
Десять – все вокруг в листву одето.

 (руки поднять вверх, пошевелить пальцами)
Вот за что люблю я лето!

( большие пальцы обеих рук поднять вверх)

Воспитатель:

Загадки:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю. 
И любите за это
Вы все меня. Я — …

(Лето)

 

Солнце печёт, 
липа цветёт. 
Рожь поспевает, 
когда это бывает?

(Летом)

 

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...

(Лето)

 

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило ...

(Лето)

 

Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.

(Лето)

 

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.

(Лето)

-Летом происходят изменения и в нашей одежде.

Д/игра « Поможем кукле Кате купить в магазине одежду для лета».
Цель:
продолжить  формировать представления детей о взаимосвязи природных изменений и условий в жизни человека.

 

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лето! А поедим на паровозике из Ромашкова.

 Ну, что ж, а сейчас занимаем места и в путь.

(встать друг за другом, руки положить на плечи соседа /под песенку Паровозика/ дети едут). 
Станция «Лес». 

(Звучит музыка леса.) 
- В народе говорят:

«В лесу жить – голодному не быть» 
- Как вы думаете, почему так говорят? Что растет в лесу?

(грибы и ягоды) 
- Какие лесные ягоды вы знаете?

(земляника, клубника, черника, ежевика) 
П/игру «У медведя во бору»?

(Подвижная игра под музыку) 
- Хорошо в лесу! Давайте соберем грибы и ягоды на память о нашем путешествии.

 (командный конкурс: девочки собирают грибы, мальчики ягоды).

-Что можно сделать с лесным урожаем?

Воспитатель: 

Сегодня мы с вами снова отправимся путешествовать в лето!

Садимся в паровозик и отправляемся дальше в путь (Под песенку Паровозика дети едут) 
- Станция «Луг».

(музыка луга) 
- Как думаете, кого и что мы встретим на лугу? 
- А как жужжит пчела? Давайте все вместе пожужжим…. 
- Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, так мы назовем многих насекомых, которые живут на лугу

(на каждую отгадку показывается картинка) 

Черен, да не ворон. 
Рогат, да не бык. 
Шесть ног без копыт, 
Летит – жужжит, 
А сядет – молчит.
(жук) 

Не птица, а с крыльями, 
Над цветком летает, 
Медок собирает.
(пчела) 

От цветка к цветку порхает, 
Утомится – отдыхает, 
Не птица, а с крыльями, 
Не пчела, а нектар собирает.
(бабочка) 

На ромашку у ворот 
Опустился вертолет 
Серебристые глаза, 
Кто же это …
(стрекоза) 

С ветки на тропинку, 
С травки на былинку,

Прыгает пружинка, 
Зеленая спинка
(кузнечик) 

- Молодцы! Справились!

 А теперь отдохнем и поиграем в игру.
Текст с движениями «Кузнечики».
Поднимайте плечики, 
Прыгайте кузнечики
(движение по тексту) 
Прыг-скок, прыг-скок. 
Сели, травушку покушаем, 
Тишину послушаем. 
Тише, тише, высоко! 
Прыгай на носках легко. 

- Как хорошо! А еще на лугу растут цветы. Давайте назовем их

 (на загадку - картинка) 

Ярко-синий сарафанчик. 
И зелёный стебелёк. 
Распустился в поле чистом 
Нам на радость
(Василек) 

То фиолетовый, то голубой, 
Он на опушке встречался с тобой. 
Названье ему очень звонкое дали, 
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчики) 

В поле сестрички стоят, 
Жёлтые глазки на солнце глядят, 
У каждой сестрички - 
Белые реснички.
(Ромашка) 
- Ребята, мы на лугу, что можно делать на лугу, как вы думаете?

(Собирать цветы, ловить бабочек, играть).

Воспитатель:

- Какие природные явления мы можем увидеть и услышать летом?

 (гром, молния, радуга). 

-Ой, кажется  дождь начинается.

(музыка дождя)

П/игра « Солнышко и дождик» 

- Ну вот, дождь закончился, садимся в паровозик и отправляемся на речку.

 Станция «Река». Рассматривание картинок.

Что делают дети?

/По каждой картинке составим полное предложение? Каждому ребенку придумайте имя и расскажите, чем они занимаются/.
/на реке дети отдыхают, купаются, загорают и развлекаются, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру . 

Текст с движениями «На речке"

(движения по тексту).

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Вторая неделя.

Стихотворение недели

Почему для всех ребят
Лета не хватает?
— Лето, словно шоколад,
Очень быстро тает!

Утреннее  приветствие:

Давайте, друзья поздороваемся!

(идут по кругу, держась за руки).

И скажем друг другу: «Привет»!

(здороваются за руки).

Пусть яркое светит нам солнышко,

(идут по кругу, держась за руки)

А мы ему: «Хей, хей!» - в ответ.

(машут руками, поднятыми вверх).

Пальчиковая игра «РАДУГА» 

Гляньте: радуга над нами, 
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, 
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Воспитатель.

 

Я соткано из зноя, 

Несу тепло с собою. 

Я реки согреваю, 

«Купайтесь» - приглашаю. 

И любите за это 

Вы все меня. Я … 

(Лето).

  Ребята, а вы любите лето? 

- За что вы любите лето? 

- Почему вам нравится лето?
 

Д/игра «Чего (кого) летом много?».

Цель: обобщать представления детей о признаках лета. Выставляются картинки)

 - Чего (кого) много летом? 

/Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т.п/.

Д/игра «Какой, какая. какое?» 

Цель:, образовать словосочетания с прилагательным «летний» ,согласовав его с существительным в роде, числе. 

Наступило лето, и стали:

- День какой? 

- Дождь какой? 

- Солнце какое? 

- Утро какое? 

- Вечер какой? 

- Закат какой? 

- Небо какое? 

- Дни какие? 
- Вечера какие? И т.д.

Дыхательная гимнастика   «Бабочка лети!».

Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.  
-Посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать.
(Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» /Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек/.  

Воспитатель.

Здравствуй, лето!

Здравствуй, лето!

Как мы любим время это!

По тропинке мы пройдем

И кого—нибудь найдем!

- Кого можно найти в траве?( насекомых).

- В лесу? ( птиц, зверей).

-В реке? (рыб).

- На поляне? (цветы).

-Летнее солнышко

Ласково смеется!

Вам оно для счастья,

Для радости дается!

Любите вы лето? Почему? (Ответы детей).

-Сегодня мы побываем с вами в саду и на огороде.

Д/игра « Что где растет».

Цель: закреплять знания детей о понятиях «овощи» и «фрукты». 

Д/игра « Приготовь сок».

Цель: активизировать использование в речи детей имен прилагательных.

/Модель сада и огорода: серия картинок – овощи и фрукты ( из моркови – морковный и т.д)/.

Текст с движениями.

 Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(изображать движения топора, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

 Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

Воспитатель:

Улыбалось солнце в небе:
Ах, какой денёчек!
Подарю-ка я лужайке
Солнечный цветочек.

Текст с движениями «Наши алые цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки.

(Плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки  колышет.

(Качаем руками влево – вправо)

Наши алые цветы закрывают лепестки,

(Присели, спрятались)

Головой качают, тихо засыпают.

(Движения головой влево – вправо).

Д/игра «Наведем порядок»

Цель: классификация растений.

/На коллаже размещены  в хаотичном порядке деревья, кусты, цветы, трава. Необходимо сгруппировать растения по принадлежности/

Хороводная игра «.Аленький цветочек». 

Аленький цветочек,

словно огонечек.        

дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Кирилл, ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг.

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг.

Воспитатель: 

-Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять

- Каких животных мы можем встретить в лесу? 

- Как называются эти животные? 

- Кто заботится о диких животных? 

/
животные в лесу – дикие, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах/.

Д/игра  «Закончи предложения названиями детенышей» .

Цель: формировать грамматический строй речи.

У волчицы появились…
волчата; 

- У медведицы родилось два…

 медвежонка; 

- У белки появился один …? -
бельчонок; 

- У зайчихи родилось трое …?
- зайчат; 

- У лисы появилось двое …? -
лисят; 

- У ежика родились …? -
ежата. 

Д/игра «Помогите зверушкам найти свои домики». 

/На столе картинки с изображениями лесных жителей/. 

- Большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. 

- Помогите лесным жителям найти свои домики. 

/На магнитной доске картинки с изображением домиков/ 

Воспитатель:

Сегодня мы вместе сочиним рассказ о нашей летней прогулке.

/Чтение рассказа с опорой на предметные картинки/. 
«Летом»». 
Наступило… (лето). Очень ярко светит … (солнышко). На лугу, на  лесной полянке растет зеленая … (травка) и разные… (цветы). В лесу появилось много … (грибов и ягод). На деревьях много зеленых … (листьев). В весело щебечут … (птицы). Хорошо летом купаться на … (речке).
Дети называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения.

-Ребята, посмотрите на себя: какая одежда на вас надета?»

/Легкая: футболки, шорты, носочки, на голове панамки и бейсболки/.

- Как вы думаете, почему мы сейчас так легко одеты? С чем это связано?

/Это связано с изменениями в погоде, с тем, что сейчас солнышко греет сильно, становится жарко/

 Как меняется жизнь птиц летом? Кто назовет?»

/Летом у птиц появляются птенцы/.

-Какие изменения происходят летом с растениями?»

/Летом растения цветут яркими цветами, растут/.

-А что созревает летом в саду? В лесу?

/ летом созревают разные, фрукты, ягоды, грибы, орехи./.

-Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко!

Текст с движениями «Видишь, бабочка летает».
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.

 (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела

 (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Животный мир".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Кем быть?"

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...