Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Виноградова Ольга Александровна

Путем опытов закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружвющей жизни. Развивать любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Опытно-экспериментальная деятельность

«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Цель: путем опытов закрепить знания детей о воздухе.

Задачи: познакомить детей с понятием «воздух»;

            расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, подвести к пониманию, что воздух является основной составляющей частью условий для жизни живых организмов;

           воспитывать интерес к окружающей жизни,  развивать любознательность;

           социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Материалы:  листы бумаги, салфетки, кусочек апельсина, чеснок, полиэтиленовые пакеты, миска, стаканчики с водой, соломинки, мелки.

Описание. Дети, сегодня мы будем  с вами волшебниками и будем учиться делать волшебство. Посмотрите, что находится вокруг нас? (Воздух)

Дети, а как вы думаете, для чего нам с вами нужен воздух?  (ответы детей)

 - А давайте попробуем сделать глубокий вдох… и затем выдохнем. (Выполняют)

Да, дети, воздух нам нужен для того, чтобы дышать.  Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Можем ли мы его увидеть?  (ответы детей)

 Правильно, он невидим, он прозрачный.

- А как вы думаете, что еще бывает прозрачным?(Ответы детей)

- Стекло, стакан, графин.

Можем ли мы его почувствовать?  (Ответы детей)

 Возьмем салфетку и помашем возле лица.  Что вы почувствовали? (Ветерок)

- Правильно, бумага дрожит. А сейчас я вам загадаю загадку:

                           Через нос проходит в грудь.

                            И обратный держит путь.

                            Он невидимый, но все же

                            Без него мы жить не можем.

                                        (Воздух)

Дети отгадывают и объясняют, почему они догадались.

Чем пахнет воздух?  Ничем. Он не имеет запаха. А теперь немного поиграем с вами в игру «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсин, чеснок) – что вы чувствовали? (Ответы детей)

 – Вы чувствовали запах того вещества, которое я дала вам понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

 – Имеет ли свой запах воздух?  – (Нет!)

Предлагаю детям с закрытыми глазами понюхать так же  чеснок.

- Молодцы, а сейчас немного отдохнем. Встаньте все со своих мест.

Физкультминутка Ветер дует нам в лицо(Машут руками к себе)

                                Закачалось деревцо.(Руки поднять вверх и махать в стороны)

                                Ветер все тише, тише, тише, (Тихо присесть)

                               А деревце все выше, выше, выше.(Подняться, руки вверх)

-У вас на столах лежат соломинки. Возьмите эти соломинки и выдохните воздух в контейнеры с водой. Что вы заметили?(Идут пузыри.)

- Да, правильно, дети, идут пузыри, произошла буря. Это происходит, потому что в нас с вами есть воздух.

А теперь положите кусочки мела в эти контейнеры с водой, что вы видите? (Опять пузыри)

- Да, это из мела идут мелкие пузыри. Воздух заполняет даже самые мелкие пространства в телах. И сейчас вода из кусочка мела выталкивает воздух, и он поднимается в виде пузырей.

Возьмите пустые стаканчики, переверните их и положите в контейнер с водой. Что происходит? (Не тонут)

- Правильно, они не тонут, потому что в стаканчике тоже есть воздух.

А сейчас возьмите камешки и бросьте в воду. Что вы заметили? (Утонули).

-Да, они утонули, упали на дно, потому что тяжелые.

 – Перед вами  лежат пакеты.   Как вы думаете, что у них внутри? – (Они пустые.)

 – Давайте их надуем. Что теперь внутри? – (Воздух!)

 – Сожмите с силой пакет. Что произошло?(Лопнул) 

-Почему пакет лопнул? А потому что  воздуху внутри стало тесно и он с хлопком вырвался наружу разорвав пакет.

-Дети, а как вы думаете, человек может жить без воздуха?(Нет)

-А почему?(Ему надо дышать и говорить)

-Да, правильно, ему надо дышать. А давайте мы с вами попробуем, сможем ли мы без воздуха. Наберем воздуха побольше и попробуем не дышать. (Тяжело)

- Нет, мы не сможем жить без воздуха. А кто еще не может жить без воздуха? (Люди)

-Человек, рыбы, растения, животные, птицы.

-А сейчас попробуйте подышать на свою ладошку, что вы чувствуете?(Тепло)

- Да. Правильно, теплый воздух.

-Дети, вам понравилось быть волшебниками? (Да)

- Что же мы сегодня узнали про воздух? (Ответы детей)

- Да, дети, воздух невидим, не имеет запаха, он бесцветный и может передавать запах продуктов.

Похвалить детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воздуха. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего возраста....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух – он не видим, но он существует»

Программное содержание:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться,...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе " Воздух- невидимка"

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Воздух- невидимка"...