Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух – он не видим, но он существует»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Савенкова Светлана Владимировна

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и можем его почувствовать, понюхать, услышать и увидеть. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Воздух – он не видим, но он существует»

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и можем его почувствовать, понюхать, услышать и увидеть. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты с дрожжами, фен, чай с мятой, дудочки, карточки – символы, шапочки ученых по количеству детей, указка, картина о загрязнении воздуха.

Ход:

Воспитатель: Он нам нужен, чтобы дышать,

                        Чтобы шар надувать.

                        С нами рядом каждый час,

             

                        Но невидим он для нас!   (воздух)

Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи:

     «Чтоб природе другом стать,

        Тайны все её узнать,

        Все загадки разгадать,

        Научиться наблюдать,

        Будем вместе развивать качество – внимательность,

        А поможет всё узнать

        Наша наблюдательность.»

  1. Эксперимент: «Почувствуй воздух»

Воспитатель: Дети выставите свои ладошки и подуйте на них. Чувствуете? (да)

Воздух может быть теплым и холодным. Дуем на руки, чтобы согреть – дуем на суп, чтобы он остыл.

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

На улице холодный воздух, в помещении тёплый. Зимой холодный, летом тёплый воздух.

Воспитатель включает фени направляет на детей.

Воспитатель: дети каким стал воздух? (варианты ответов) Каким тёплым и приятным может быть воздух. И как шевелиться волосы у вас, когда сильный поток воздуха (на ветру).

-Давайте вместе скажем: воздух невидимый, но мы его можем почувствовать.

Ставим карточку (зачёркнутый глаз)

         2. Эксперимент: Д/и «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Ещё один секрет: Воздух – не имеет запаха.

Воспитатель: но он может передать запах других предметов или растений.

С пакетом, в котором находятся раскрошенные дрожжи подходит к детям и прошу заглянуть. Дети нюхают.

Дети: «Фу! Какой нехороший запах...»

Воспитатель в чашку наливает чай с мятой.

Дети: «Как вкусно!»

Воспитатель: Правильно дети, теперь мы с вами ощущаем, как вкусно пахнет воздух.

Ставим карточку («зачёркнутый нос»)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Закачалось деревцо(качаемся)

Ветерок все тише, тише, (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).

3.Эксперимент: «Можем ли мы услышать воздух?»

Воспитатель: Ребята, я принесла вам шарик.

-Как вы думаете, что у него внутри?

-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.

-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий. И ещё мы свами ребята можем услышать воздух, если развяжем шарик.

 -А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

( ветерок), а ветерок это тоже воздух, который движется.

-А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика? Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.

Дети развязывают. И воздух с шумом вырывается из воздушного шарика.

Дети: «Ой как шумно!»

Воспитатель: Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).

Давайте с вами возьмем дудочки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из дудочки. И он приятный.

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Карточка музыкальные инструменты

Воспитатель: Ребята, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

-Что же это?

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).

Дети: - что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей.

- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Воспитатель: Правильно дети! После всех опытов мы теперь смело можем утверждать: даже если мы невидим воздух, но он существует!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе " Воздух- невидимка"

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Воздух- невидимка"...