Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"
методическая разработка (младшая группа)

Овчинникова Татьяна Геннадьевна

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx101.51 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский детский сад №6 «Берёзка»

Методическая разработка по теме

«Развитие познавательных способностей

у детей младшего дошкольного возраста

средствами дидактической игры»

Выполнила воспитатель Овчинникова Т.Г.

                      2018 год

Содержание:

Цель, задачи……………………………………….3.

Актуальность темы………………………………4.

1.Развитие познавательных процессов………….5.

1.1 Восприятие……………………………………..5.

1.2.Внимание………………………………………..6.

1.3.Память …………………………………………6.

1.4.Речь………………………………………………7.

1.5.Мышление………………………………………9

1.6.Воображение………………………………….12.

2. Возрастные особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста……………………………12.

3. Методики для проведения диагностического обследования детей 3-5 лет…………………………………………………13

4.Практическая часть…………………………….14

5.Заключение……………………………………..21

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский

Цель: Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами  дидактической игры.

Задачи:

-изучить психолого- педагогическую литературу по данной теме;

-определить понятия «Познавательные способности», «Познавательные процессы», «Дидактическая игра»;

-познакомиться с педагогическим опытом использования дидактических игр как средства развития познавательных способностей;

-определить уровень познавательного развития воспитанников;

-создать картотеку дидактических игр;

-развивать познавательные способности через дидактическую игру;

-развивать самостоятельность детей в поиске решений;

-развивать умение детей отвечать на вопросы и задавать их.

Актуальность:

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует.

Именно дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным.  Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает, что учится, хотя выполняет задания, которые требуют от него мыслительной деятельности.

  1. Развитие познавательных процессов.

Познавательные способности складываются на основе развития познавательных процессов.

  1. Восприятие

Под восприятием понимается психический процесс построения образа объекта, который возникает в результате непосредственного взаимодействия субъекта с объектом.

Развитие восприятия занимает длительный период времени, охватывая дошкольное детство и школьный возраст. В основе становления восприятия лежат перцептивные действия, которые не являются врождёнными. Они возникают на основе включения элементарных сенсорных процессов в практические действия детей, по мере выполнения которых, ребёнок вынужден учитывать, отображать различные свойства предметов.

З.М. Богуславская в своих исследованиях установила, что дети 3-7 лет испытывают трудности при анализе формы объекта, ограничиваются беглым осмотром, что приводит к построению неполного образа.

Этапы становления восприятия (Л.А. Венгер)

  1. Внимание

Под вниманием понимается избирательность познавательной активности человека. Оно характеризуется такими свойствами, как концентрация, объём, переключение, распределение и др.

Психологи выделяют две формы внимания:

Пассивную непроизвольную и активную произвольную.

  • Непроизвольное внимание возникает тогда, когда впечатление оказывается достаточно интенсивным.
  • Под произвольным вниманием понимается внимание, ориентированное на достижение цели.

Учёными было доказано, что внимание является сложным процессом, который соотносится с когнитивной, эмоциональной и мотивационной системами.

  1. Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

 Мгновенная память определяется процессами переработки информации в пределах одной секунды.

Кратковременная память обеспечивает удержание информации в течение времени, необходимого для достижения какой- либо цели.

Долговременная память связана с длительным хранением информации в таких временных промежутках, как час, день, неделя, год и более.

Исследования, проводимые учёными, доказывают, что память в дошкольном возрасте имеет неопосредствованный характер, что ограничивает возможности ребёнка самостоятельно изобретать средства для её более оптимального функционирования. Большие возможности развития памяти дошкольников содержатся в организации взрослыми процесса освоения ребёнком адекватных средств запоминания (Л.С. Выгодский), что может осуществляться в ходе целенаправленной деятельности (А.Н.Леонтьев)

  1. Речь – звуковые характеристики,которые расшифровываются нами как данные для различения значения.

Если мы скажем, что развитие познавательных процессов и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте во многом определяется речью, это не будет преувеличением.

Уровень развития мышления и обобщения у детей младшего дошкольного возраста определяется не только предметными действиями, но и развитием речи. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др.

Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Ребёнок познаёт знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения.

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остаётся непонятным, как маленький ребёнок, не умеющий ни на чём сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически овладевает такой сложной знаковой системой, как язык. Наиболее дискуссионной является проблема значения детских слов.

Л.С. Выготский установил, что значение слов ребёнка не остаётся неизменным, а проходит определённый путь развития.

Младенческий период является довербальным, подготовительным в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства – мимика, жесты, позы, вокализация. На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться при помощи речи. Между этими двумя периодами существует особый этап, когда ребёнок начинает говорить на каком-то своём языке. Этот этап в психологии называют автономной детской речью (речь для себя).

Третий год жизни - особый этап в развитии речи ребёнка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения (связи слов, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Быстро и значительно возрастает словарный запас: к концу третьего года в нём насчитывается около 1000-1500 слов, причём встречается почти все части речи.

Возрастание речевой активности ребёнка заключается в:

расширении круга речевого общения не только с близкими, но и посторонними людьми;

повышении речевой активности во время игр;

возрастающем интересе детей к речи взрослых.

Речь начинает отдаляться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка. Речь является главным средством произвольного поведения ребёнка. Первой формой произвольного поведения становится выполнение речевых инструкций взрослого, при этом поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Таким образом, речь выполняет две важнейшие функции: коммуникативную и регуляторную, причём эти функции тесно связаны в своём генезе.

Эксперименты показали, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, чем их плохо говорящие сверстники, и эти различия увеличиваются по мере усложнения инструкций. Хорошо говорящие дети отказываются более коммуникабельными и чувственными к воздействиям взрослого от ребенка, оценивая то, насколько эффективно проходит обучение.

  1. Процесс мышления представляет собой движение сознания вдоль по цепи представлений. Мыслительные процессы делятся на следующие разновидности:

Появление обобщённых представлений свидетельствует о развитии мышления, которое проявляется в способности к суждению или обобщению.

После того, как ребёнок благодаря обобщению начал понимать, что определённые характеристики вещей являются общими для многих предметов, у него возникает представление о том, что такое класс объектов. В этом случае появляется понятие. Оно обуславливает процесс суждения. Главное условие для развития способности к суждению заключается в том, что ребёнок должен уметь сопоставить образ конкретного объекта с обобщённым представлением. Сопоставление можно осуществлять с помощью мыслительных операций анализа и сравнения. Содержание понятия включает в себя отражение многих чувственных качеств, которые группируются в обобщённый образ. Дети дошкольного возраста не обладают совершенными понятиями, отсюда следует несовершенство детских суждений.

Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит переход от наглядно- действенного мышления к наглядно-образному и затем к словесному(Д.Б.Эльконин).

При правильно развитом мышлении человек способен:

- Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

-Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

-Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

- Классифицировать — группировать предметы по признакам.

-Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.

-Конкретизировать — выделять частное из общего.

-Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета,  с игнорированием других.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, сериация.

Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий, проявляющихся у ребёнка в раннем детстве.

Сериация (транзитивность) – это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Каждый элемент, включённый в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нём варьируемого параметра одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – названии группы – общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.

Абстрагирование – мысленное выделение какого либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Логическое мышление состоит в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении. Оно может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач. Среди них выделяются задачи на систематизацию, как максимально способствующие однозначному проявлению доступного ребёнку уровня логики.

Систематизация – одновременное построение сериационных рядов и классификационных групп. Задачи на систематизацию являются наиболее удобными для использования в диагностических  целях, поскольку особенности их решения испытуемыми в чрезвычайно чёткой и наглядной форме демонстрируют овладение основным качеством логического мышления – умения выделять и соотносить параметры объектов.

  1. Воображение – особая психическая функция, которая позволяет элементы одной реальности рассматривать в качестве элементов другой реальности. Наиболее ярко эта функция проявляется в игре дошкольников. Воображение не является результатом эгоцентризма детского интеллекта, а выступает как особая форма познавательной деятельности ребёнка. С его помощью детскому познанию оказываются доступны различные сферы не только внешней действительности, но и собственное моральное сознание.

Важная роль воображения в развитии дошкольников определяется тем, что оно оказывается системообразующим основанием творчества как в игровой, так и в продуктивных видах деятельности.

  1. Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Учитывая особенности развития психически процессов у детей дошкольного возраста, наблюдая за игрой детей, я пришла к выводу, что  дети испытывают трудности

- при анализе формы объекта;

- при систематизации и обобщении предметов и явлений;

-умении высказывать и обосновывать свои мысли.

3. Методики для проведения диагностического обследования детей 3-5 лет рекомендованные  в книге "Практический психолог в детском саду" А.Н.Веракса., М.Ф.Гуторова.

1. Мышление - методика "Нарисуй человека" Ф.Гудинаф-Д.Харрис. Приложение№1

2. Восприятие - методика Лаврентьевой Т.В. "Цветные коврики", "Коробка форм", "Мисочки", "Пирамидка", "Разрезные картинки". Приложение№2

3. Внимание- методика "Найди и вычеркни" Немов Р.С. Приложение№3

4. Память- Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия Приложение№4

5. Воображение - Методика "Дорисовывание фигур" (О. М. Дьяченко) Приложение№5

6. Развитие речи- Мониторинг развития из программы.

4.Практическая часть

Именно игра- основной вид деятельности дошкольников. Поэтому, за основу познавательного развития детей я взяла дидактические игры.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками)

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

   Основной способ познания для ребенка- рассказы взрослого, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком.

    Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

 К дополнительным компонентамотносятся  сюжет и роль.

Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

 Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

   Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.

   Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т.д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

  Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности, умениями и навыками(обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства).В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.

Руководство игрой:

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.   Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.

Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия, и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.

При использовании словесных игр использовала сюрпризные моменты (Приход персонажа, атрибуты)

Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.

 Поэтому целесообразно играть по подгруппам.

Игра позволяет:

-активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

-систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становиться основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

-формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

-воспитывать волевые качества личности: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- формировать связную речь.

Требования к организации и проведению игр:

1. Соответствие возрастным особенностям детей

2. Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

3. Повторность. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения.

4. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.

5. Слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения

6.Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения

Изучив психологические особенности развития познавательного развития детей, возрастные особенности и интересы детей я подбирала игры  для развития каждой психической функции.

Приложения №6 «Дидактические игры на развитие восприятие»

Приложения №7 «Дидактические игры на развитие памяти»

Приложения №8 «Дидактические игры на развитие речи»

Приложения №9«Дидактические игры на развитие внимания»

Приложения №10«Дидактические игры на развитие воображения»

Приложения №11«Дидактические игры на развитие мышления»

6. Заключение

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что она даёт положительные результаты. Хотя дети маленькие, и пока говорить об особых достижениях ещё рано, но тем не менее диагностика познавательного развития показывает положительную динамику. У детей наблюдается рост мыслительной и речевой деятельности. Дети научились выделять нужные свойства предметов, сравнивать, классифицировать, запоминать.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Интерес к дидактическим играм вырос, появилось стремление к самостоятельности в игре.

Наблюдая за детьми в процессе дидактической игры видно, что она даёт много положительных эмоций.

Работа с родителями

Основной задачей в работе с родителями является повышение психолого- педагогической культуры по вопросу познавательного развития детей младшего возраста.

Родители являются активными участниками образовательного процесса. Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.

С родителями была запланирована и проведена следующая работа:

- Родительское собрания: «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры»

-Совместное занятие «Как организовать дидактические игры дома»

-Информация для родителей:

«Как развивать любознательность»,

«Как организовать игру дома»

- Консультации для родителей «Познаем играя»

-Выставка литературы, игр, пособий

- Практические рекомендации, игра «на дом».

Литература:

Н.Е. ВераксаА.Н.Веракса «Познавательное развитие в дошкольном детстве»

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду"

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"

Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.В раннем детст...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...