Комплексное занятие в образовательной области "Познание" - "ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Володькина Елена Александровна

Комплексное занятие в образовательной обоасти "Познание" - "ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kosmos.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Воспитатель:  Сегодня 12 апреля, наша страна отмечает День космонавтики. Почему именно в этот день в России отмечается такой праздник?

(12 апреля 1961 г. Ю.Гагарин совершил первый в мире космический полет)  

 СЛАЙД 1 портрет

Воспитатель:  А вы знаете, как назывался корабль на котором Ю.Гагарин облетел вокруг Земли?      (Восток, СЛАЙД 2)

Воспитатель:  Да, людям очень хотелось узнать – есть ли жизнь на других планетах? Какие там живут существа? Похожи ли они на нас? Есть ли воздух и вода на других планетах? Но чтобы это узнать, надо было до них долететь. Но как? Самолеты для этого не подходили. Кто мне скажет, почему?  (планеты далеко, у самолетов слабые двигатели….).

Воспитатель:  Сначала космическое пространство ученые изучали с помощью оптического прибора. Как вы думаете, как называется этот прибор?  (Телескоп   СЛАЙД 3)

Его придумал 400 лет назад Галилео Галилей  (СЛАЙД 4). Телескоп был небольшой, длиной около метра. Но он позволил сделать целую серию замечательных открытий: обнаружить пятна на Солнце, кратеры и горы на Луне, кольца у Сатурна.   (СЛАЙДЫ 5,6,7)

Сейчас телескопы намного больше. Их мощность позволяет изучать далекие планеты. На экране один из самых больших телескопов в мире. Он называется СЕМИГЛАЗ.

(СЛАЙД 8)

Воспитатель:  А какие планеты вы знаете?  (Дети перечисляют)

Воспитатель:  Небо ночью усыпано звездами. Они похожи на маленькие сверкающие точки. Но на самом деле звезды очень большие. Скажите мне, как называется самая большая звезда?    ( Солнце    СЛАЙД 9)

Воспитатель:   И вот, чтобы больше узнать о космосе, продолжить его изучение, ученые, под руководством конструктора С.П.Королева сконструировали сначала спутник Земли (СЛАЙД 10), а потом первую космическую ракету и запустили ее в космос. Первыми покорителями космоса были не люди, а собаки. Их звали?   (правильно Белка и Стрелка)  (СЛАЙД 11)

Они благополучно вернулись на Землю. А потом в космос полетел человек – Ю.Гагарин. Вся страна следила за его полетом. И когда он приземлился, все очень радовались (СЛАЙД 12). Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос! Вот такой увидел Землю Ю.Гагарин из иллюминатора своей ракеты. (СЛАЙД 13)

Давайте послушаем стихотворение В.Степанова «Ю.Гагарин»  

прочтет его Варвара

В космической ракете с названием Восток

Он первый на планете подняться к звездам смог

Поет об этом песни весенняя капель,

Навеки будут вместе Гагарин и апрель!

Воспитатель:  Мы уже много узнали о космосе. Значит, мы готовы с вами отправиться в путешествие. Согласны?

Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта! Но быть космонавтом – это не только почетно, но и очень трудно. Космонавты - они какие?  (дети подбирают эпитеты: смелые, решительные, храбрые и т.д.)

Воспитатель:   И мы сегодня с вами  тоже будем космонавтами, а чтобы узнать, на чем мы с вами будем путешествовать, вы должны отгадать загадку:

«Летит она в небесном просторе, а не плещется в синем море;

Зовется она как посуда. Как в космосе прозвали это чудо?  

  (летающая тарелка)

Воспитатель:  Правильно. Путешествовать мы с вами будем на летающей тарелке. Это не просто летающая тарелка, а космический корабль нового образца. Но сначала надо проложить маршрут полета. Посмотрите внимательно на экран. Маршрут у нас будет такой:

ЗЕМЛЯ – ЛУНА – ВЕНЕРА – МАРС – ЗЕМЛЯ

Воспитатель:  Итак, маршрут проложен. В путь мы отправимся на двух кораблях. А для этого поделимся на 2 команды. Постройтесь в шеренгу и на 1-2 рассчитайсь! Первые номера – шаг вперед! Первые номера – направо!

Вторые номера – налево! Разойдитесь. Капитаном первого корабля будет ….. капитаном второго корабля ……..

Капитаны, подойдите ко мне, возьмите конверты и выложите названия своих кораблей на борту. Можете взять себе помощника.         

1 корабль – МИР

2 корабль – ЛУЧ

( на мольбертах укреплены рисунки лет.тарелок с иллюминаторами и местом для названия. Дети выкладывают название)

Воспитатель:  Это было первое предполетное задание. Вы успешно справились. Теперь второе задание:

- в космосе каждый космический объект должен иметь опознавательные знаки, т.е. на обшивке кораблей должны обязательно находится флаги государств, которым они принадлежат. Мы с вами жители какой страны или какого государства? (Россия).  Правильно. Поэтому на ваших кораблях должен быть изображен российский флаг. Я даю каждой команде по 3 цветные полосы и вы должны правильно выложить флаг нашей страны на борту своего корабля. (Дети делают)

Воспитатель:  Молодцы! А теперь проверим, правильно вы сделали или нет. Смотрим на экран (СЛАЙД 14  флаг)

Все справились! Отлично! Можно лететь. Но для того, чтобы запустить двигатели нужно правильно произвести отсчет до взлета. Экипаж первой команды «Мир» берет цифры и встает с ними по порядку, а вторая команда «Луч» в обратном порядке (в обратном счете). Проверяем правильно ли вы построились? А теперь выкладываем в иллюминаторах своего корабля цифры в нужном порядке. (дети выполняют)

Воспитатель:  А теперь я спрошу членов экипажа: все ли  хорошо готовы к полету? Посчитай Оля (Вика, Варя, Гоша и т.д)

1 команда: от 10 до 5;   от 8 до 4;  от 9 до 3; от 10 до 2

2 команда: от 2 до 8;  от 5 до 9;  от 1 до 6;  от 6 до 10

Отлично! Команды готовы! Занять свои места! Пристегнуть ремни! Запускаем двигатели (имитируем движения). Начинаем отсчет! 10 9 8…..  Полетели. (фонограмма взлета)

А пока мы летим, послушаем стихотворение В.Орлова.

Его прочтет Злата.

Взлетел в ракете русский парень

Всю Землю видел с высоты

Был первым в космосе Гагарин

Каким по счету будешь ты?

На огромных скоростях вдаль летят ракеты!

Скоро будем мы в гостях на других планетах!

Воспитатель:   Наши корабли подлетают к Луне   (СЛАЙД 15)

Скажите, пожалуйста, что такое Луна? (это планета-спутник Земли)

А на ней есть жизнь? (Нет)   А почему? (нет кислорода, нечем дышать, нет атмосферы)

Ну вот мы и прилунились. Ребята посмотрите на экран (фото Луны). Что мы видим на поверхности Луны? Это кратеры. А хотите я расскажу, да и покажу, как они образуются.

ЭКСПЕРИМЕНТ.

(на столах для каждой команды подготовлены емкости с мукой, мячики на веревке)

Воспитатель: Как мы с вами уже сказали, у Луны нет атмосферы, нет кислорода и ее поверхность ничем не защищена и все объекты, летающие в космосе, метеориты, астероиды  и прочие космические обломки ударяются о Луну с огромной силой на большой скорости и от этих ударов на поверхности Луны образуются ямы, которые называются кратеры. Подойдите к столам. Я вам покажу как это происходит, а вы попробуете повторить. (в муку бросается шарик, от удара остается вмятина).

Все попробовали?  А теперь садитесь на свои места.

Смотрите (на экране слайд ЛУНОХОД), что движется нам навстречу? (луноход) Он привез нам вопросы мини-викторины. За каждый правильный ответ команда получит звезду на борт своего корабля. Итак, начнем:

Вопрос 1й команде: Сколько понадобилось кругов для лунохода?

2й – Сколько квадратов?

1й – сколько треугольников?

2й – сколько прямоугольников?

ЗВУЧИТ СИРЕНА!

Воспитатель: Внимание! Всем экипажам срочно вернуться на свои корабли! Из космоса поступило тревожное сообщение. Это сигнал бедствия! СОС!

Воспитатель: Хорошо, что Земля защищена атмосферой, весь космический мусор сгорает в ней. Срочно летим на планету Венера! Именно оттуда поступил сигнал бедствия. А чтобы время в полете прошло незаметно проведем физкультминутку. Пройдите и постройтесь (впереди на ковре)

- приготовимся ребята      (встать смирно)

Нас уже ракета ждет          ( повороты туловища)

Отправляемся сегодня мы в космический полет     (марш)

Проверяем снаряженье       (круги плечами)

Тренировку проведем          (рывки у груди)

Сквозь космические дали     (плывем)

Мы к Венере путь возьмем   (руку ко лбу)

Вот уже летим в ракете          (рулим)

Невесомость в корабле         (цапля на правой ноге)

Перегрузки знаем эти            ( на левую переход)

Машем мы рукой Луне          ( машем)

Молодцы, хорошо позанимались, а теперь садимся по местам.

Воспитатель:  Привенерились успешно   (СЛАЙД – Венера). Посмотрите, всю планету  засыпало мусором. Нужно срочно его убрать. Но не просто собрать, а рассортировать. Давайте научим жителей Венеры правильно собирать мусор

(подготовить по три контейнера для каждой команды с бирками: бумага, пластик, жестяная банка)

Может кто-нибудь из вас, ребята, расскажет нам почему именно так мы рассортируем мусор? (бумага перерабатывается на упаковку, жестяные банки переплавляются, а пластик он ядовитый и может пролежать в земле больше 100 лет, отравляя все вокруг)

Проводится игра «Собери мусор»      

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы славно потрудились и помогли жителям Венеры избавиться от мусора. Не забывайте и в повседневной жизни правильно выбрасывать мусор! А нам пора отправляться дальше. Нас ждет красная планета – Марс.  Арина прочтет нам стихотворение «Марс»

Марс – таинственная планета, Она по размерам чуть больше Луны

Из-за кроваво-красного цвета назвали планету в честь бога войны!  (СЛАЙД)

Говорящий слайд – Марсик- приветствует детей

Марсик: Здравствуйте, дети.  Меня зовут Марсик. Я житель планеты Марс. А вы кто такие и с какой планеты прилетели?  (мы земляне, с планеты Земля)

Марсик: Расскажите пожалуйста, какая ваша планета? (короткие рассказы, эпитеты детей)

Марсик: Земляне, а вы любите играть?  (ДА). Давайте поиграем в игру «Живое-неживое». Только сначала скажите мне чем отличается живое от неживого (ответы детей). Варианты: ракета, дерево, метеорит, туча, бабочка, луна, цветок, комета. (можно использовать другие варианты)

Марсик: Земляне, я приготовил вам еще задание. Здесь зашифрованы слова. Чтобы узнать, какие слова я спрятал, надо решить примеры и с помощью ключей-кодов расшифровать слова.

1й 10-2=8   - К                                     2й 5+3=8    - З

      3+6=9   -О                                          1+3=4      -В

      1+2=3   -М                                          4+1=5     -Е

      4+1=5   -Е                                           10-2=8    -З

      7+3=10 –Т                                           4+3=7     -Д

      6-5 =1    -А                                           7-6=1     -А

Молодцы! Справились! Заслуженно получаете свои звезды! А про какие космические объекты вы еще знаете, нам помогут узнать загадки. За правильный ответ, конечно же, звезда на борт! Но главное не кричите все вместе, а поднимайте руку.

1й Осколок  от планеты средь звезд несется, где то. Он много лет летит-летит космический …(метеорит)

2й белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (звезды)

1й Специальный космический есть аппарат, сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник летит по орбите… (спутник)

2й Космонавт сидит в ракете, проклиная все на свете. На орбите как назло, появилось…(НЛО)

Воспитатель:  Спасибо тебе, Марсик! Нам очень понравилось на твоей планете. Не зря в последние годы именно планету Марс ученые считают наиболее пригодной для жизни. Туда уже были отправлены исследовательские зонды и с помощью марсоходов ученые активно изучают планету. (СЛАЙД)

Марсик: Прилетайте еще! Домарсидания! (на слайде машет рукой)

Воспитатель: Ну что, ребята, пора нам возвращаться домой. Займите места в космических кораблях. Начинаем обратный отсчет: 10 9 8 7 6………

А пока мы летим, предлагаю спеть веселую песню «Юные космонавты» Е.Пономаренко.           поют

Воспитатель: Вот мы и прилетели на Землю. Наше путешествие закончилось. Воспитатель: Ребята, Вам понравилось наше путешествие? На каких планетах мы с вами побывали? Что нового узнали? (индивидуальные вопросы детям)

Давайте сосчитаем сколько звезд заработала каждая команда и кто же победил в мини-викторинах.  (ведется подсчет, объявляется победитель, вручается приз)

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной к школе. Тема: «Космос-это интересно».

Это комплексное занятие в подготовительной группе.Тема занятия: "Космос - это интересно"....

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе «Путешествие в космос»

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе «Путешествие в космос»  Программное содержание: - Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля, в космосе есть другие...

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе «Путешествие в космос»

- Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля, в космосе есть другие планеты, звезды.- Совершенствовать навыки счета, учить называть числа в прямом и обратном порядке, правильно...

Комплексно-тематическое планирование по теме "Путешествие в космос"

Комплексно-тематическое планирование позволяет скоординировать образовательную и воспитательную работу по теме "Путешествие в космос" в подготовительной группе детского сада....

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Космос вокруг нас»

Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о космонавтах и их качествах. Реализация в старшей группе компенсирующей напр...

Комплексно-тематическое планирование по теме "Путешествие в космос" (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое планирование позволяет скоординировать образовательную и воспитательную работу по теме "Путешествие в космос" в подготовительной группе детского сада....

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас» для детей с ЗПР подготовительная группа

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас»...