Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шумский детский сад

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.

Организовать деятельность детей  по постановке элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Организовать игровую деятельность детей в игре «Тонет-не тонет» на  обобщение знаний детей о свойствах воздуха.

Организовать рефлексивную деятельность.

Технологии: игровая, коммуникативная, исследовательская технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_zanyatie.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ № 1

(Технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)

Вид деятельности      познавательно  - исследовательская     группа   2 младшая          Воспитатель Соловьева Наталья Петровна                                                                                                

Тема: «Чудеса воздуха»»

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.

Организовать деятельность детей  по постановке элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Организовать игровую деятельность детей в игре «Тонет-не тонет» на  обобщение знаний детей о свойствах воздуха.

Организовать рефлексивную деятельность.

Технологии: игровая, коммуникативная, исследовательская технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы,)

- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты-)

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Оборудование и материалы: воздушные шарики, стаканы и тарелка с водой,  трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; материал для физминутки, цветные шарики.

Предварительная работа: наблюдения на улице,  беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Здоровьесберегающая технология Физкультминутка «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусочек ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края ткани.

Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

 Ребята, я сегодня утром пришла в группу и увидела, что наши красивые шарики сдулись и я никак не пойму, почему они сдулись, что случилось? Вы поможете мне разобраться?

 

 

Проявление любознательности, интереса 

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Нам нужно выяснить, что же внутри у шарика?

Что мы можем сказать про воздух в большом шарике и в маленьком (спущенном)? (много воздуха в большом, мало в сдутом)

Какие шарики  на ощупь?  

Как вы думаете каким шариком будет удобнее играть?

Нужно проверить - поиграем с шариками и выясним, с каким удобнее играть и почему?

Детям предлагается сделать вывод: Играть  лучше с тем, который  больше надут, в котором больше воздуха, потому что он легко отбивается, летает, опускается. Один упругий, твердый; другой мягкий.

Дети   высказывают предположения свои, играют с шариками.

Продолжать развивать память, внимание,  речь у детей, умение взаимодействовать друг с другом

3. Затруднение в ситуации

А почему второй шарик не  летает?  (мало воздуха)

Чтобы его надуть откуда возьмем воздух?

Дети   высказывают предположения.

Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, умение делать выводы.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

 А хотите узнать, что такое воздух? Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.

  Посмотрите вокруг, кто-нибудь видит воздух? Может быть его нет? Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Значит, воздух невидимый. А хотите поиграть с воздухом?  Почувствовать  его?

 Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветерок? (Слабый) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветерок? (Сильный)

Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер. Это потоки воздуха нас обдувают.

У меня есть волшебные предметы, которые помогут вам  почувствовать поток воздуха 

Воспитатель на разносе раздает детям веера.

Опыт 1.

Воспитатель берет в руку стакан. Дети, как вы считаете, есть что-нибудь в этом стакане? (В стакане ничего нет)

А если в стакане ничего нет, значит, стакан какой? (Стакан пустой)

А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть)

А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает). Что же мешает воде? (Воде мешает воздух). Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух).

А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду  Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух). А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками)?

Это воздух выходит из стакана наверх - он же очень легкий, а его место занимает вода

Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет.

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

-Посмотрите, что появляется на поверхности воды?

-А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух.

-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?

-А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас.)

Это для меня, чтобы не забыть

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети дают предположения, играют с веерами, выполняют по показу воспитателя опыты.

 

Формирование познавательных действий, умение высказывать мысли, предположения. Способен обобщать.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений 

 Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух?

Если в предмете есть воздух - он будет плавать, так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет

Нужно опустить в воду только те предметы, в которых как вы думаете спрятан воздух

-Назовите предметы, в которых есть воздух?

-Назовите предметы, в которых воздуха нет?

Молодцы, ребята

Дети по очереди подходят, выбирают предметы, которые они считают, что в них есть воздух и опускают предмет в воду

     Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру,  желание исследовать всеми доступными способами.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

 Я предлагаю украсить нашу группу шариками.

Попросим наших мальчиков надуть шарики, ведь они у нас сильные. (не смогли – значит в ваших легких мало силы, чтобы вытолкнуть воздух.

  Ребята, а у меня для вас есть  другие разноцветные шарики, которые не надо надувать. Вот такие красивые!

Я предлагаю оценить нашу работу.  Если для вас сегодня задания были легкие, то возьмите желтый  шарик, а если некоторые задания были трудные, сложные, то возьмите зеленый шарик и разместите шарики по группе где вам захочется.

Ребята оценивают свою работу,

Высказываются по поводу качества работы, своего эмоционального состояния.

Способны   оценить результаты образовательного процесса, с помощью знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Домашние животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Формировать представление о домашних животных.Задачи: Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о домашних животных.Создать условия для развития памяти, мышления, воображения...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации  и обогащения  словарного  запаса  существительными ,глаголами,...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи:               - Организовать деятельность д...

Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи:  - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе "Весна пришла". Воспитатель Амягина Анна Валерьевна

Задачи: Организовать деятельность детей по формированию умений сравнивать группы предметов (один - много)Организовать деятельность детей по систематизации знаний о признаках весны (о растительном мире...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе «Здравствуй, лес!». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для развития представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном).Задачи: -  организовать деятельность детей по знакомству с п...