Опыт работы: "Детско-родительские исследовательские проекты"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методические рекрмендации, разработка исследовательского проекта совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskie_proekty_sovmestno_s_roditelyami.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместные проекты
детско-родительской исследовательской деятельности
по темам:
«Эта удивительная соль».
«Кора - одежда для растений».
Исследовательский проект «Эта удивительная соль».
В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, раздел «Вещества», показала детям каменную соль, в результате чего у детей возникло множество вопросов: «Что такое соль?», «Откуда она берется? Как ее добывают?», «Почему море соленое?» и др.
В результате возникла идея, и дети её поддержали - провести исследования по теме «Эта удивительная соль». В исследовательском проекте приняли участие дети и родители двух семей, и я, как воспитатель.
Проект объединил два индивидуальных исследования:
· «Почему соль соленая и такая разная?»
· «Волшебница соль»
Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.
Задачи:
1. Выяснить, откуда берется соль.
2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?
3. Исследование свойства соли опытным путем.
4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.
5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.
6. Развитие исследовательских умений и навыков, творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.
7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.
8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.
Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок - родитель. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект - групповым, по продолжительности осуществления - среднесрочным.
Реализация исследования осуществлялась в несколько этапов:
1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:
· Беседы («Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»);
· рассматривание энциклопедий, чтение книг;
· формулировка проблемных вопросов;
· выдвижение гипотез;
· планирование работы.
Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.
Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:
· Сбор сведений о соли из разных источников информации (дети и родители).
· Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли (в группе).
· Исследование, почему соль бывает разного цвета (родители и дети – участники исследовательского проекта).
· Выращивание кристаллов соли (дома и в ДОУ).
· Фотографирование (родители и дети – участники исследовательского проекта).
· Составление презентации: «Эта удивительная соль», «Такая разная соль» (родители и дети – участники исследовательского проекта).
Следующий этап исследования - технологический - включал в себя:
· сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет) – родители и дети;
· беседы («Соль в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает соль?») - воспитатель;
· сбор образцов соли (морская, пищевая поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) – родители и дети;
· опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?», «Выращивание кристаллов»);
· наблюдения («Как мама использует соль?») – воспитатель в ДОУ; дети и родители – участники проекта.
Рефлексивный этап включал:
· обобщение и систематизация полученных знаний – с воспитателем в ДОУ, родители и дети;
· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры») -дети и родители – участники проекта;
· формулирование выводов;
· подготовку и проведение презентации - дети и родители – участники проекта;
Последний заключительный этап данного исследования заключался в интересном рассказе, с демонстрацией слайдов, фотографий, продуктов экспериментов о проведенном исследовании детям, родителям и воспитателям.
Исследовательский проект «Кора - одежда для растений».
Данный проект объединил три темы исследований (три семьи - участника):
· «Такая разная кора»
· «Берестяное кружево»,
· «Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)».
Цель проекта: формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.
Задачи проекта:
· формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;
· развитие познавательного интереса к живой природе;
· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;
. развитие исследовательских умений и навыков;
· формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком; знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);
· знакомство детей с применением коры в медицине.
Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:
· с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);
· сравнили кору молодых и старых деревьев;
· собрали кору для создания коллекции;
· природный материал для изготовления поделок;
· обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.
Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:
· Зачем деревьям кора?
· Почему кора разная?
· Чем пахнет кора?
· Что будет с деревом, если содрать кору?
· Почему деревья не могут жить без коры?
· Зачем белят стволы деревьев?
· Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой - белая?
После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований (определились 3 семьи-участницы).
Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада.
С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.
Были проведены беседы (воспитателем в группе):
· «Как человек использует кору»;
· «Что такое берестяные грамоты и когда они появились?»;
· «Как добывают бересту для поделок?
По продолжительности это исследование - долгосрочное.
Рефлексивный этап включал:
· обобщение и систематизация полученных знаний – с воспитателем в ДОУ, родители и дети;
· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, образцы разной коры, изделия из коры) -дети и родители – участники проекта;
· формулирование выводов;
· подготовку и проведение презентации - дети и родители – участники проекта;
Последний заключительный этап данного исследования заключался в интересном рассказе, с демонстрацией слайдов, фотографий, продуктов экспериментов о проведенном исследовании детям, родителям и воспитателям.
Итогом проекта могут стать:
· Коллекция «Такая разная кора»;
· Панно «Кора лечит», «Кора кормит», «Чем пахнет кора?»;
· Коллекция поделок и сувениров из коры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
Статья "Реализация инноваций в исследовательской деятельности через работу детско-родительского клуба" Знак качества"
Реализация инноваций в исследовательской деятельности, через работу детско- родительского клуба «Знак качества»...
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
Опыт работы детско-родительского клуба "Вместе с мамой"
В статье представлен опыт работы клуба как одной из форм работы по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ...