Опыт работы детско-родительского клуба "Вместе с мамой"
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт работы клуба как одной из форм работы по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_klube.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ С МАМОЙ» КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ
Бухарова Анна Ивановна
МБДОУ «Детский сад №1», г. Богородск, Нижегородская обл.
Аннотация: В статье представлена одна из форм работы с семьями воспитанников детского сада в рамках реализации программы толерантного отношения к детям с ОВЗ. Автор рассматривает необходимость создания совместных мероприятий для преодоления психологических барьеров, для формирования совместного образовательного пространства для всех категорий детей. Главную роль по воспитанию педагоги отдают семье.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, семья, толерантное отношение, педагогическая компетентность.
THE EXPERIENCE OF THE PARENT-CHILD CLUB "TOGETHER WITH MOM" AS ONE OF THE FORMS OF WORK ON FOSTERING A TOLERANT ATTITUDE TOWARDS CHILDREN WITH DISABILITIES
Bukharova Anna Ivanovna
MBDOU "Kindergarten No. 1", Bogorodsk, Nizhny Novgorod region.
Abstract: The article presents one of the forms of work with the families of kindergarten students within the framework of the program of tolerant attitude towards children with disabilities. The author considers the need to create joint activities to overcome psychological barriers, to form a joint educational space for all categories of children. Teachers give the main role in education to the family.
Keywords: children with disabilities, family, tolerant attitude, pedagogical competence.
Появление в семье ребенка с особенностями в развитии, ставит перед семьей множество проблем, стрессов и ограничений, разворачивая жизнь на 180 градусов. Принятие «сложного» ребенка происходит проблемно и тяжело. Множество факторов влияет на то, что семья чувствует себя изолированной от родительского сообщества нормотипичных детей.
Родственники, социум и знакомые часто не понимают особенностей развития. Отсутствии такта, сверхинтерес к особенностям, косые взгляды на «нехватку» воспитания, приводят к тому, что родители детей с ОВЗ замыкаются в кругу своей семьи, обрывают контакты со знакомыми и остаются один на один со своей проблемой.
Несмотря на все сложности многие семьи пытаются занять активную позицию в воспитании и развитии своего ребенка. Родители ребенка с ОВЗ предпринимают все возможное, чтобы его социализировать, обучить навыкам взаимодействия с другими людьми, дать доступное образование, то есть включить своего ребенка в процесс инклюзивного образования. Конечно же, успешная вовлеченность детей в обучение и взаимодействие с нормотипичными детьми требует, чтобы общество верило в компетенцию системы образования удовлетворить потребность всех учащихся. Родители, имеющие детей с ОВЗ, должны быть уверены в способность образовательной организации понимать, обучать и социализировать своих особых детей, а родители детей с нормативным развитием иметь уверенность, что совместное обучение будет положительно влиять на их ребенка, не мешая образовательному процессу.
Важным является момент, что родители-главные воспитатели своих детей, невозможно сформировать у детей чувство толерантности, если родители не разделяют его, а чаще всего проявляют негативные реакции в присутствии своих детей.
Одной из задач в дошкольном образовании считается обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса, места жительства, пола и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Есть мнение, что родители нормотипичных детей испытывают страх за них при включении в коллектив особенного ребенка, даже если на это нет веских оснований. Поэтому начиная работу по толерантности мы в первую очередь направили ее на родительское сообщество.
Для преодоления описанных выше сложностей мы организовали детско-родительский клуб «Вместе с мамой».
Целями клуба является:
- формирование основ толерантной культуры личности дошкольников, педагогов и родителей;
- формирование понимания участниками Клуба индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ, осознание того, что все они разные, но у них много общего, все имеют равные права;
- создание условий для формирования у членов Клуба толерантного отношения к окружающему миру;
- создание условий для совместной деятельности детей и их родителей.
Основными задачами деятельности Клуба является:
- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей и родителей между собой;
- создание условий для сотрудничества детей и родителей.
В деятельности клуба принимают участие педагоги: учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.
При планировании содержания деятельности клуба мы стремились к тому, чтобы все мероприятия были:
- доступны для совместного выполнения взрослыми и ребенком;
- направлены на развитие эмоциональной сферы, толерантных отношений родителей и детей к детям с ОВЗ;
- решали оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Всю деятельность нашего клубы мы постарались разделить на четыре основных блока:
1-й блок – художественно-эстетический. В рамках мероприятий данного блока дети с родителями создавали интересные поделки к праздникам, украшения для интерьера, подарки, изучали нетрадиционные техники рисования и аппликации, искренне удивляясь всему новому и находя нестандартные приемы и решения.
2-ой блок – «музыкальная гостиная». Под руководством музыкального родителя диада родитель-ребенок познакомились с понятием эвритмии, узнали много новых музыкальных игр, попробовали озвучить с знакомую всем с детства сказку с помощью музыкальных инструментов, а также бросового материала. Атмосфера, царившая на заседании этого блока, поражала своей доброжелательностью.
3-й блок- физкультурный. Организацию и проведение мероприятий в рамках этого блок взял на себя инструктор по физической культуре. Мамы вместе с детьми играли в подвижные игры, соревновались с мамой в ловкости и силе, узнали, игры, способствующие эмоциональному заражению и сближению («Веревочка», «Мы посмотрим на тебя», «Липучки» и др.). Педагог познакомила родителей с основными видами движений, предложила комплекс зарядки, которую можно делать вместе с мамой дома, используя подручные средства.
4-й блок-психологической помощи. Заседания данного блока рассчитаны на присутствие только родителя. Психолог детского сада предложила родителям упражнения на взаимопонимание, сплоченность, эмоциональную разрядку.
В рамках психологическая гостиной были рассмотрены проблемные ситуации, родителя предложили поменяться местами, осуществить принятие многих проблем и вопросов, хотя некоторых и частично.
Кроме основных блоков, также велась индивидуальная работа по консультации родителей детей с ОВЗ, помогающая принять, прожить все стадии горя, а иногда и просто выговорится. Эта работа является не менее важной так как часто накопление эмоционального напряжения в силу проблем и сложностей воспитания своего ребёнка наносит психике матери серьезный урон. Психологически нестабильная, раздраженная и встревоженная мать мало чем может помочь своему ребенка. Проработка психологических проблем это также важно. Так как при отсутствии помощи очень высок риск матери совершить суицид [1]
Одной из задач заседаний клуба было повысить педагогическую компетентность родителей, предложить провести совместный досуг вне дома. Многие из родителей не знают как проявить заботу о детях, очень часто понятие заботы включает в себя две функции: покормить и одеть. Необходимо расширять представление родителей, что забота и любовь может провялятся и в другом виде.
Анализируя деятельность нашего клуба, по отзывам родителей, можно сказать, что часть целей была безусловно достигнута. Сравнивая первое и четвёртое заседание многие родители нормотипичных детей перестали так явно обращать внимание на детей с ОВЗ, при возникновении спорных ситуаций старались помочь, и не ограждали так явно своих детей, показывая раздражение, неприятие и боязнь таких детей. Кроме того, отзывы детей были очень интересными, им понравилось проводить время с мамой за интересными и веселыми занятиями, в момент когда ребенок на эмоциональном уровне ощущает, что мама с ним и они вместе занимаются чем-то интересным. Мы планируем, что наш клуб продолжит работу и в следующем году.
Список литературы
- Бородина Л.Г. Особенности суицидальности матерей детей с аутизмом // Суицидология. 2018. Том 9, №3(32).
- Гаврилова Т.Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольных образовательных организациях / Т.Г. Гаврилова, И.В. Табакаева, И.А. Гычева // Диалог культур и толерантность общения: сб. статей по материалам III Межрегион. студенч. науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2017 - С. 181-186. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32354291_11614663.pdf
- Гришко М.В. Толерантность у дошкольников и их родителей в процессе внедрения инклюзивного образования / М.В. Гришко // Преемственность в образовании. - 2019 - № 21(03). - С. 51-55. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41116724_75773446.pdf
- Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул : АлтГПУ, 2015 – 137 с.
- Маменкова Г.И. Семья – источник формирования толерантности у детей через преемственность поколений / Г.И. Маменкова, Е.А. Гузева //Артемовские чтения «Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы XI Междунар. науч. конф. –Самара, 2019 - С. 299-306. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38214881_72738473.pdf
- Табакаева И.В. Организация и проведение народных праздников в ДОУ как способ формирования толерантности у дошкольников / И.В. Табакаева, Т.Г. Гаврилова, О.И. Татукова //Диалог культур и толерантность общения: сб. статей по материалам III межрегион. студенч. науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2017 - С. 93-98. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32354249_41007211.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий детско-родительского клуба входного дня "Мама, папа, Я - творческая семья"
Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Опыт работы: "Детско-родительские исследовательские проекты"
Методические рекрмендации, разработка исследовательского проекта совместно с родителями....
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)
laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...
Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО: опыт реализации детско-родительских проектов
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивал Василий Александрович Сухомлинский: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других...