Статья "Реализация инноваций в исследовательской деятельности через работу детско-родительского клуба" Знак качества"
статья

Реализация инноваций в исследовательской деятельности, через работу детско- родительского клуба «Знак качества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znak_kachestva.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

         

Реализация инноваций в исследовательской деятельности, через работу детско- родительского клуба «Знак качества»

Инновационные технологии прочно входят во все сферы жизнедеятельности человека. Детский сад, являясь одним из важнейших социальных институтов современного общества, не мог остаться в стороне. Педагогические коллективы разрабатывают и внедряют новейшие модели воспитания, интеллектуального развития и оздоровления подрастающего поколения.

Словарь С.И. Ожегова дает такое определение: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего; вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени.

Что же такое инновации – не что иное, как внедрение принципиально нового компонента, который влечет за собой качественное изменение, результаты которого будут проявляться еще не одно десятилетие.

Именно по этому, к инновационным технологиям, применяемым в дошкольном учреждении, предъявляются такие строгие требования как:

 Концептуальность – воспитательный процесс основывается на определенной  научной концепции;

Системность - требования должны быть целостными, логичными последовательными;

Воспроизводимость – технология должна быть одинаково эффективна у любого педагога независимо от опыта и личностных качеств.

Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд. Обеспечить материальное благополучие ребенка – это только половина дела. Куда важнее, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного и эмоционального комфорта.

Основная цель дошкольного воспитания ребенка – вырастить и воспитать здоровую, умную всесторонне развитую личность! Особое  внимание хотелось бы уделить именно здоровью подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что здоровье детей ухудшается с каждым годом.

Быть здоровым – естественное стремление каждого человека.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка.

 Януш Корчак сказал: “Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет! Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.

Здоровый и развитый детский организм обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам окружающей среды, устойчив к утомлению, легко адаптируется к новым условиям. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит интенсивный рост и развитие ребенка, формируются основные необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможна полноценная качественная жизнь. Зачастую рост количества детских заболеваний связан с социально-экологической обстановкой.

На сегодняшний день научно доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии. Особенно выраженной является гиперчувствительность к воздействию окружающей среды  на детей раннего возраста. Плохая экология оказывает влияние на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения. Что влечет за собой другие нарушения. Все больше детей подвержено аллергическим реакциям на, казалось бы безобидные продукты питания и бытовую химию. Кроме того, плохое экологическое состояние провоцирует развитие гиперактивности у маленьких детей.

Чтобы свести к минимуму вредное влияние продуктов загрязненной окружающей среды на здоровье детей, коллектив нашего детского сада совместно с родителями, внедрили инновационные технологии сохранения и укрепления здоровья. Прежде всего, мы отказались от использования сладких газированных напитков.

Все новое - это хорошо забытое старое. Вооружившись народной мудростью, мы стали изучать полезное влияние трав на организм человека. Здесь нам на помощь пришла наука фитотерапия. Влияние лекарственных растений на организм человека хорошо изучено, апробировано. Применение  лекарственных растений для улучшения общего состояния организма одобрено не только народной, но и традиционной медициной. Фитотерапия это прекрасное средство для укрепления иммунитета, для борьбы с простудными заболеваниями. На своем огороде в детском саду мы с детьми стали выращивать чабрец, ромашку, лаванду. На территории нашего детского сада растут прекрасные липы. Во время их цветения аромат разносится за пределы детского сада. Мы с детьми собираем, высушиваем на хорошо проветриваемом, затененном от солнечных лучей (температура сушки не должна превышать 35 градусов) балконе травы и липовый цвет, затем изготавливаем натуральные чаи. Готовый чай дети берут домой и дома вместе с родителями наслаждаются ароматным напитком. В детском саду мы используем ароматические саше - мешочки с травами, которые дети по своему желанию кладут на свою подушку. Для изготовления  ароматных саше мы привлекаем родителей. Родители шьют мешочки из натуральных тканей, а дети с удовольствием наполняют их высушенными травами. Хранятся готовые саше в картонных коробках с крышками в спальне. Сроки хранения лекарственных растений не должны превышать 12-18 месяцев. Результат не заставил себя ждать дети стали спокойнее, быстрее засыпают.

В этом году воспитанник нашего сада принял участие и стал призером в  областном конкурсе «Я - исследователь», выбрав тему «Пенные вечера для Афродиты моего сердца». Афродита мальчика - его мама, которая после трудного рабочего дня любит принимать ванну с пеной. Это помогает ей успокоить нервную систему и дает заряд энергии, но такая процедура сушит кожу и волосы. Ребенок с папой прочитали состав пены и выяснили, что там одни искусственные красители, консерванты и ароматизаторы. Чтобы исправить ситуацию, мальчик поставил перед собой цель самому изготовить натуральную, а следовательно, полезную пену для ванны. Вначале он познакомился с историей создания пены, узнал много интересных фактов по этой теме, например, что человек не сразу пришел к созданию пены, вначале придумали мыло, затем Карл Шееле открыл глицерин, который создает большую пену и отлично продлевает срок высыхания пузырьков и т.д. Затем, воспитанник посетил медсестру нашего сада, где подтвердил свою гипотезу - натуральная пена лучше пены, купленной в магазине. Следующим этапом было самому, в домашних условиях, приготовить пену. За помощью он обратился к фармацевту местной аптеки, которая подсказала рецепт изготовления пены и помогла выбрать необходимые ингредиенты. Дома мальчик с папой сделали пять видов натуральных пен, главными компонентами которых были детское мыло и глицерин. Остальные ингредиенты были тоже натуральными, следовательно, имели оздоравливающие свойства: мед, шоколад, эфирные масла, сухие  лекарственные травы и т.д. Ребенок провел ряд опытов с данными образцами пен и сделал вывод, что они отлично пенятся и не оседают, но обладают более насыщенными и натуральными запахами, чем пена, купленная в магазине.  Далее мальчик отнес образцы своих пен в детский сад, подарил их мамам своих друзей,  а затем через неделю провел среди них опрос и лишний раз подтвердил свою гипотезу.

Данная исследовательская работа так вдохновила коллектив детского сада, что мы   создали детско-родительский клуб «Знак качества», где смогли своими руками сделать необходимые в быту средства, состав которых - только  на основе натуральных компонентов. Взяв за основу проект с пеной, мы в ходе каждой исследовательской работы ставили перед собой задачи: изучить историю и состав того или иного средства, технологии его изготовления, положительные и отрицательные воздействия на человеческий организм. Методы: изучение литературы по данной теме, изготовление средства, эксперимент, опрос и анализ полученных данных.

Строго следуя этапам проекта, вначале, на первом собрании клуба детско-родительский коллектив за круглым столом выбирал объект исследования, обсуждал его положительные и отрицательные свойства, приводил статистические данные и случаи из своей жизни. Домашним заданием было собрать всю имеющуюся информацию по данной теме. На втором собрании члены клуба делились своими знаниями, подкрепляя их презентациями, видеоконференциями, научными мультфильмами. Затем из нескольких предложенных технологий изготовления, выбиралась одна. Следующим домашним заданием было приобрести все необходимые компоненты того или иного средства. Третье собрание клуба было посвящено его изготовлению, где дети работали  вместе с родителями, экспериментам и опытам с образцами. Домашним заданием, следовательно, было опробовать средство и дать свою оценку качества. На последнем собрании  проводился анализ полученных данных и фиксировались результаты. Домашнее задание - выбор новой темы исследования.

Результатами клуба «Знак качества» стало изготовление нескольких видов: натурального мыла, моющего средства для посуды, чистящего средства для  ванны, туалета, полов, кухонной плиты и духовки, средства для мытья стекол и зеркал, шампуня и геля для душа и даже зубной пасты. На День Защитника отечества папы в подарок получили натуральную пену для бритья, а мамы - сделанную  отцами и детьми маску для лица.

Стоит отметить, что в процессе совместной работы детей, родителей и педагогов, их отношения друг к другу и к себе изменилось в той или иной степени, в лучшую сторону.

Родители имели возможность понаблюдать за своими детьми на фоне сверстников и сравнить знания и умения своих детей с другими, а в дальнейшем в случае необходимости внести коррективы в процессе воспитания и обучения; у них сформировалась более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;  появился интерес  к проведению с детьми исследовательской деятельности дома; мамы и папы научились понимать своих детей, выполнять совместную деятельность и радоваться пусть маленьким, но общим победам; возникло доверие к воспитателям и к другим сотрудникам детского сада; взрослые познакомились с друзьями своих детей и установили длительные дружеские связи друг с другом.

А вот что произошло с детьми, когда их родители принимали активное участие в работе клуба: в их сознании возникла позитивная связь между семьей и детским садом; у ребят наблюдался буквально взлет чувства собственного достоинства; знакомство с другими взрослыми расширило социальный опыт воспитанников и дало положительные модели для подражания; дети из неполных семей смогли частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникли при привлечении родителей к организации и проведении данного мероприятия:

-произошло более тесное общение между родителями;

- родители в дальнейшем стали участниками процесса принятия решений по различным вопросам жизни детского сада;

- появилась возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать те или иные задачи;

-родители больше узнали о работе воспитателя, о сложности данной профессии, и вследствие этого появилось уважение к воспитателям и ко всем сотрудникам детского сада в целом.    

А главное, была достигнута цель нашего клуба «Знак качества» -  дети и родители на собраниях клуба пополнили свои знания, узнали столько занимательных, а порой неприятных, фактов о предметах, которые их окружает, о действиях, которые человек выполняет автоматически, не задумываясь о их пользе или, наоборот, вреде. Так, например, членов клуба поразили исторические факты, что в средние века в Европе люди не мылись по целому месяцу и даже более, а в России в это время наоборот были популярны бани; что современная мама тратит 104-208 часов  на уборку дома и 150 часов на мытье посуды в год.  Вызвали ужас новости, что человек в год съедает пол стакана вредного для организма моющего средства, а в одном стакане сладкого газированного напитка содержится от 6 до 8 чайных ложек сахара. Избыток сахара приводит к повышению веса и заболеваниям поджелудочной железы, а бытовая химия может стать причиной таких заболеваний, как: аллергия, анемия, вегетососудистая дистония, алопеция, подавление иммунитета, отек и воспаление слизистых носа, ротоглотки. Более того, по оценкам экспертов, около 20 % химических веществ, используемых в магазинных пенах для бритья, шампунях и даже кремах для кожи, могут вызывать рак. Все вышеизложенные факты побудили всех членов клуба пересмотреть свои взгляды относительно своего здоровья и здоровья своих детей, отказаться от синтетических средств для уборки дома,   косметики, средств гигиены и т.д., заменив их на  сделанные собственными руками аналоги на натуральной, а следовательно полезной для здоровья, основе.

Надеемся что, что девиз  нашего клуба «Знак качества» - «Не важно, в каком состоянии  здоровье вашей семьи на данный момент, важно то, что вы собираетесь делать, что бы его улучшить», повысит мотивацию  семей наших воспитанников и станет их крепким убеждением по жизни.

Литература:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М.:1978.
  2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Иновационная деятельность. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Методическая разработка. Из опыта работы.Исследовательская деятельность как способ познания свойств и качеств материалов.

Отдел народного образования МОГО «Инта»                 Исследовательская деятельность как способ позна...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Опыт работы: "Детско-родительские исследовательские проекты"

Методические рекрмендации, разработка исследовательского проекта совместно с родителями....

Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...

Обобщение опыта в рамках эксперимента: системная работа детско-родительского театра в ДОУ как инструмент эволюции в едином развитии общества через семейное и педагогическое сотрудничество

В статье представлен анализ эффективности и качество образования в форме дополнительного к общему дошкольному образованию - работе детско-родительского театра в детском саду на материале объединения м...

Реализация системно – деятельного подхода через работу детско – родительского клуба "Увлекательный мир чтения"

.Работа детско-родительского клуба, как одна из форм совместной деятельности детского сада и семьи....