Исследовательский проект
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнеева Ирина Сергеевна

Подробное описание реализации коллективного исследовательского проекта. Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_issledovatelskogo_proekta.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Наше дерево!»

( на основе работ Рыжовой Н.А. «Экологический проект «Здравствуй, дерево!», Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г.)

Подготовил:

Корнеева И.С.

Воспитатель, педагог-психолог

МБДОУ №3 «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинска

1 этап - Выбор цели и объекта наблюдения. На данном этапе необходимо определиться с тем, что станет объектом исследования, причем с одной стороны выбор объекта должен оставаться за детьми, а с другой стороны, педагогу следует направлять процесс принятия решения таким образом, чтобы группа пришла к единому мнению. Для этого педагогу следует обратить внимание детей на определенное растение, рассказать что-нибудь интересное о нем (стихотворение, рассказ, сказка и др.).

Наш выбор – берёзка. Растёт на участке, дети видят его ежедневно.

2 этап - Подготовка необходимых материалов и оборудования.

На данном этапе необходимо произвести подготовку всего, что будет требоваться в процессе исследовательской деятельности и при представлении результатов. Для оформления результатов работы необходим «Дневник наблюдений», представляющий собой отдельный альбом или просто тетрадь. Также понадобится папка с прозрачными файлами, для хранения результатов исследований, детских рисунков, листьев и т.п.

На первой странице альбома  изобразили портрет дерева (рисунок берёзы), кто умеет писать - написали  имя дерева (можно использовать и фотографию детей около дерева).

Вторая страница альбома носит называние «Что нужно нашему дереву?». Здесь ребята определяли и изображали, что необходимо дереву, без чего оно не может существовать, с кем оно «дружит»: солнце, поскольку дереву необходимы свет и тепло, воду, почву, ветер, дождевого червя, пчелу. В процессе этой деятельности у детей формируется представление о наличии тесных взаимосвязей растений с объектами живой и неживой природы, и формируется понимание того, что никакой живой организм не может существовать отдельно от других, жизнь зависит от многих факторов.

Третья страница альбома называется «Паспорт нашего дерева». На данной странице фиксируется общая информация о дереве: его возраст, высота, диаметр ствола, соседние деревья, наличие рядом молодых деревьев этого же вида или поросли, наличие птичьих гнезд и т.п.

Остальные страницы альбома предназначены для записи впечатлений, высказываний детей, результатов наблюдений, рисунков  дерева  в различные сезоны. Страницу, содержащую стихи, загадки, пословицы и поговорки  помогали сделать родители (детям давалось домашнее задание для совместной с родителями исследовательско-поисковой деятельности).

Таким образом, основные задачи подготовительного этапа  исследовательского проекта, следующие:

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».

3. Узнать, кто посадил это дерево. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать «Здравствуй!», шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать.

5. Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.

Исследовательский этап.

    Проводился исследовательский поиск по сбору информации (в ДОУ и дома совместно с родителями). Результаты обсуждались коллективно в группе и заносились в дневник наблюдений. На данном этапе осуществлялись наблюдения за жизнью выбранного дерева, включая его сезонные изменения, наблюдения за птицами, производилось изучение коры, веток и веточек, почек и др. частей дерева, а также почвы и ее обитателей.

     Исследовательская деятельность должна комбинироваться с другими видами деятельности: сочинением рассказов, изобразительной деятельностью, игровой и др. видами деятельности детей. Большое значение имеет эмоциональное восприятие детьми исследуемого дерева, а также природы в целом, развитие способностей видеть красоту природы. Мы с детьми рассматривали картины «Берёзовая роща», «Грачи прилетели», «Осень» и др., где главными героями являются деревья, берёзы. Прослушивали песни о берёзе, разучивали хороводный танец «Во поле берёзка стояла».

     Трудовая деятельность является также неотъемлемым элементом проекта. В рамках трудовой деятельности дети ухаживали за растением (присыпали корни снегом, обрезали поломанные ветки), совместно с родителями изготавливали  кормушки, скворечники.

Обобщающий этап исследовательской деятельности заключается в анализе и обобщении результатов проведенных исследований, закреплении у детей приобретенных знаний и исследовательских умений и навыков. Деятельность детей состояла в сочинении рассказов и сказок (совместно с родителями), их иллюстрации, отражении результатов исследований в играх, разработке природоохранных знаков (совместно с родителями), проведении праздника «День дерева», подборе литературы о нем. На данном этапе составляются рекомендации, отражающие отношение детей к дереву и к природе в целом, представления об особенностях жизни деревьев и необходимых действиях для ухода за ними и охраны. Эти рекомендации являются для педагога своего рода формой диагностики результатов работы по проекту, поскольку они являются отражением происходящих изменений в поведении и отношении детей к окружающей природной среде. В рамках составления рекомендаций дети отвечают вопросы: «Что я могу сделать для данного дерева?», «Что я могу сделать для всех деревьев?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...