Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
космос, солнечная система, конспект занятия по предметному миру, окружающий мир, Юрий Гагарин, космос в детском саду, предметный мир, терешкова, ракета, планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система» | 887.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»
Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.
Задачи:
1.продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;
2.развивать умения применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный познавательный интерес;
3.формировать представление о свойствах предметов (цвет, форма, размер);
4.расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;
5.воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
6.прививать любовь к стране, к космосу.
7. побуждать самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет не соответствующий этому принципу;
8. упражнять в умении приводить доказательство для определения лишних предметов на карточках.
9. закрепить представление о временах года, сутках;
10. продолжать устанавливать между цифрами и количеством предметов
11. закрепить знания детей о многообразии форм предметов, которые имеют один способ действия, научить объединять предметы по способу действия.
Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.
Материал: конверт, карточки с вопросами для игры; портреты Терешковой, Ю.А. Гагарина; иллюстрации о космосе, макеты 9 планет, солнца; картина «Солнечная система», «Звездное небо», обруч, телескоп, карточки с изображениями предметов космоса.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н.Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки. Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия». Строительная игра «Космодром».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня вспомним, что такое космос?
Дети: Это пространство, где находятся все планеты, летают спутники, ракеты с космонавтами.
1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы…)
2. Как называется ближайшая к нам звезда?(Солнце - это ближайшая к Земле звезда…)
3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…)
4. Какие животные полетели первыми в космос?(собаки Белка и Стрелка…)
Каких женщин космонавтов ты знаешь?(В. Терешкова, С. Савицкая…)
7.Когда наша страна отмечает день космонавтики?-12 апреля.
8.Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
9.Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
10.На что похож космический дом? – на огромную птицу.
11.Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос?
Космический корабль.
12.Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
13.Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
14.Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какой-то портфель лежит! Давайте посмотрим, что там? (открывает портфель). Кажется, это какая-то головоломка. Здесь небольшая записка. Прочтем?
Текст записки «Здравствуйте, дети! Пожалуйста, помогите мне! Моя ракета, летела в космос, потерпела небольшую аварию, и некоторые детали отломились. Помогите мне собрать ракету!
Подпись: Космонавт»
Воспитатель: Ребята, поможем? Вам надо из этих геометрических фигур собрать ракету. Можете приступать!
Звучит космическая музыка.
По мере сборки ракеты воспитатель спрашивает у детей названия геометрических фигур. Молодцы! Отличная ракета получилась!
Ребята! Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)
Он должен тренироваться, учиться как действовать в разных ситуациях. Правильно! Поэтому давайте мы с вами тоже потренируемся и поиграем в игру «Космонавт».
Физ.минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
А какими еще должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут дети:
1.Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
2.Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
3.Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.
4.Мы пока что только дети,
Но придёт желанный час -
На космической ракете
Дружно полетим на Марс!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы»
Дети подходят к доске.
Посмотрите здесь находятся экспонаты планетария: телескоп, настоящий шлем космонавта от скафандра, планеты солнечной системы, миниатюра космонавта, ракеты , планета земля-глобус. Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда -Солнце.
- Молодцы, правильно.
- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их? (9 планет…).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности и вращаются вокруг солнца.
Ребята, посмотрим, как эти планеты движутся вокруг солнца. Представим, что мы в открытом космосе?
Звучит космическая музыка.
Когда ты в космосе мой друг,
случаются чудеса вокруг
Паришь ты ! Вот так новость!
Ведь это невесомость.
Полетели! Вот так мы парим! Ребята, а на земле почему мы не взлетаем, потому что существует сила притяжения, нас притягивает земля, это сила гравитации.
В руках воспитателя воздушный желтый шарик. Посмотрите невесомость, шарик невесомый.
Смотрите, дети, желтый шарик может это солнце .
В космических масштабах, если солнце вот такого размера , то наша земля вот такая маленькая . Представьте, что мы держим планету свою на руках . Посмотрите какая она маленькая, беззащитная, мы должны любить ее и беречь. Воспитатель показывает макет маленькой земли и дает детям в ладошки.
Физкультминутка
Утром солнышко встает выше, выше, выше (встаем на носочки)
Вечером солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (приседаем)
Дети скажите: Солнце крутиться вокруг земли или земля крутиться вокруг солнца?
Давайте мы это выясним. Присаживаемся на стульчики, а то вы в невесомости, разлетаетесь по космосу.
Ксюша, выходи, будешь солнышко. Ребёнок берет макет солнца с лучиками.
Планета Земля-Саша (макет земли). Луна-Леон (Макет луны).
Ребята, что такое сутки? (Утро, день, вечер ночь)
А как это происходит давайте посмотрим. Земля крутится вокруг своей оси. Красная точка это мы здесь живем. Когда земля смотрит на солнце у нас обед, день. Когда поворачивается у нас ночь.
Земля крутится вокруг оси- Воспитатель говорит -Утро, день ,ночь.
А вы знаете времена года? Какие?
Земля крутится не только вокруг оси, но и вокруг солнца. Весна , лето, осень, зима и опять весна , прошел год. Земля сделала оборот вокруг солнца прошел год, следующий год. Так у нас проходит год за годом.
У земли есть спутник луна. Она повернута всегда одной стороной и крутится вокруг земли. Ребята, сделайте оборот вокруг солнца. Земля кружится как будто танцует.
Совсем недавно было такое необычное событие –парад планет.
Что такое парад? Это когда люди собираются все вместе торжественно идут на парад с транспарантами, цветами. Вот и наши планеты ходили на парад. Воспитатель раздает макеты планет и цифры (таблички).
Планеты выходят и делают оборот вокруг солнца.
Воспитатель: 1,2,3,4,5 встаньте все планеты в ряд. Дети выстраивают числовой ряд .
Дидактическая игра «Планеты»,
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре ...Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть …Сатурн,
Семь … Уран,
За ним …Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель задает вопросы: Саша, назови соседей числа 3(обращаясь к тому ребенку, у которого цифра 3), назови соседей числа 5. Я задумала число , оно больше 6 на одну единицу, какое это число? Меньше 5 на одну единицу.
Убираем макеты планет.
Ребята, роль солнышка велика без солнышка жизни на земле не будет. Если солнышко сильнее светит у нас на земле становится теплее, ярко светит наступает -лето, меньше греет, на земле становится холоднее, наступает зима. Молодцы.
Дети, мы с вами превратимся сейчас в солнечные лучики. Кладем солнце и обруч на коврик. Ложимся вокруг обруча. Взялись за ручки, чувствуете тепло? Поднимите ручки вверх. Сверкают наши лучики, солнышко дарит нам тепло.
Гимнастика для глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Звучит космическая музыка
Солнышко! Ты не знаешь наверно, какие бывают природные явления на земле, солнце закрывает тучка идет дождь. (брызги воды)
А еще, легкий ветерок (воспитатель машет листком бумаги)
Чувствуете прикосновение? Открыли глазки.
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно…)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце…)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
Встаем на ножки и возвращаемся в наш «солнечный планетарий»
Ребята, космонавты должны быть не только сильными и здоровыми, но они должны много знать. Планеты солнечной системы вы уже знаете.
Сейчас мы проверим какие вы эрудированные.
Воспитатель показывает карточки с изображением предметов.
Игра «Найди лишнее»
Все молодцы.
Ракету мы с вами построили, космонавты потренировались, знания для космоса получили. Но чтобы ракета прилетела туда куда ей надо, нужно проложить маршрут, чтобы космонавт добрался до своей планеты. Садимся за наши столы. Дети прокладывают маршрут на листках бумаги, цветными карандашами от ракеты до планеты.
Все молодцы! Понравилось вам наше путешествие? Что вам запомнилось? Чем мы занимались сегодня на занятии? Ответы детей
Я думаю, когда вы вырастете, кто-нибудь из вас обязательно побывает в космосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : "Воздух и его свойства". 11.05.2015
Конспект выполнила воспитатель Колчина Н.А. г. Санкт-Петербург ГБДОУ №12....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Кругосветное путешествие"
Занятие знакомит детей с понятиями "глобус", "карта", "материк", "море", "океан"; с некоторыми животными живущими на разных континентах и в морях, в конце путешествия дети практически убеждаются...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»
Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе....
Конспект образовательной деятельности по пластилинографии в старшей группе по теме: «Солнечная система»
Создание творческой, коллективной работы «Солнечная система» в технике пластилинографии, как закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве....
Конспект занятия по предметному миру в старшей группе. Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Название тканей.»
Конспект занятия поможет закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда», познакомить детей с классификацией одежды по сезонам - зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей ...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Солнечная система"
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп при проведении позавательного развития....