Конспект образовательной деятельности "Чудесная природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности "Чудесная природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_z.i._konspekt_od_chudesnaya_priroda.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Чудесная природа»
Петрова Зоя Ивановна, воспитатель
МБДОУ №62 «Тирэк», п.г.т. Нижняя Мактама Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Программа: Основная образовательная программа МБДОУ «Д/с № 62 «Тирэк», «От рождения до школы» - общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Возраст: 5-6 лет
Основная образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Форма проведения: подгрупповая
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и о временах года.
Развивающие задачи: Способствовать развитиюумения отвечать на вопросы, логически мыслить, рассуждать, анализировать через игры и игровые упражнения.
Обучающие задачи: закрепить представления детей о характерных признаках осени, способствовать развитиюустной речи детей и познавательных интересов; обогащать знания детей о названиях птиц и деревьев, о подготовке животных к зиме, о труде взрослых в осенний период.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к природе, к труду; активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, нравственные качества (доброта, забота, взаимовыручка, дружелюбие)
Планируемый результат: рассказывают о временах года, о признаках осени, о диких животных и птиц, о труде людей в осенний период.
Методы и приемы:
Методы: словесные, наглядные, практические
Приемы: вопросы репродуктивные(что? какой? когда?), поисковые (зачем? почему?), указания,драматизация, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения
Демонстрационный материал: проектор, слайды про «Осень», схема – для составления рассказа о временах года и к составлению стихотворения из пяти строк.
Раздаточный материал:осенние листья, полумаски животных, карточки с овощами (счет до 10)
Организация детей: загадки о временах года, беседа.
Индивидуальная работа: наблюдения в природе, рассматривание картин о временах года, заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень», чтение и пересказ рассказа
К.Ушинского «Четыре желания», повторение словосочетаний об осенней погоде, о названиях деревьев; слова - сравнения о временах года; дидактические игры «Птицы», «Фрукты – овощи», «Сосчитай овощи».
Словарная работа: бодрствуют, день прибывает, важнее, перелетные, зимующие.
Обогащение словаря: слова сравнения (теплая, теплее, более теплая…), лист - дубовый, рябиновый…; важнее осень, так как…
Предварительная работа:
1.Совметная деятельность: рассматривание с детьми иллюстраций о временах года; наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке; рассматривание картин и беседы о деревьях, о птицах и животных, о труде взрослых.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические и словесные игры. Отгадывание загадок, разучивание стихотворений. Рисование и аппликация на осенние темы.
3.Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, составление рассказов о временах года, рисование.
4.Изучение педагогом методической литературы, подбор музыкальных произведений: П.И.Чайковского«Осень», «Дождь»; подготовка дидактического и раздаточного материала.
Структура занятия:
1.Организационный: загадка о временах года.
2.Инсценировка рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
3.Словесные игры «Найдите сравнения», «Какое время года важнее?», «Осенняя погода»
4.Физминутка «Солнце и дождик»
5.Составление стихотворения - «синквейн»
6.Путешествие «В гости к Осени»
7.Игры «С какого дерева лист», «Улетают – не улетают», «Рассели животных», «Урожай», «Сколько овощей?», «Что было бы, если…?»
8.Итог. Самооценка.
9. Сюрпризный момент. Посылка от Осени.
Ход образовательной деятельности:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй мой милый дружок.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Гости к нам пришли: одна седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
Воспитатель: Мы с вами читали и пересказывали рассказ о временах года. Как этот рассказ называется? (К.Ушинский «Четыре желания») Сегодня покажем этот рассказ и для этого надо выбрать автора, мальчика, отца мальчика (по желанию детей)
Инсценировка рассказа К.Ушинского «Четыре желания»
Автор: Наступила зима. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый
Митя: Папа, уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку
Митя: Зима – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
Автор: Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, любовался цветами.
Митя: Папа, что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку
Митя: Весна – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всегда была весна.
Автор: Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистой траве.
Митя: Знаешь, папа, вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку.
Митя: Лето – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всегда было лето.
Автор: Наступила осень. В садах и огородах поспели овощи и фрукты. Митя собрал румяные яблоки и жёлтые груши в корзину.
Митя: Папа, посмотри какие вкусные яблоки и груши. Осень лучше всех времён года!
Отец: Вот записная книжка, где ты записывал свои желания. Сынок, то же самое говорил ты и о весне, и о зиме, и о лете. Ты прав, природа хороша во все времена года!
Воспитатель: Каждое время года мальчику казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше. Давайте сейчас поиграем в игру:
«Найди сравнения»
Весна теплая, а лето… (теплее, более теплое)
Осень холодная, а зима… (холоднее, более холодная)
Июнь жаркий, а июль… (жарче, более жаркий)
Лето дождливое, а осень… (дождливее, более дождливая)
Вечером темно, а ночью… (темнее, более темно)
Осенью морозно, а зимой… (более морозно)
Воспитатель: И вправду, природа хороша во все времена года!
Отгадай те мои загадки: (слайды)
1.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?
2.Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
3.Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?
4.Несу я урожаи, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Когда так бывает?
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года самое важное? Почему?
Словесная игра «Какое время года важнее?»(ответы детей)
Воспитатель: Все времена года нужны и важны! У природы нет плохой погоды. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Погуляем под дождем!
Физминутка «Солнце и дождик»
Дождик капал на ладошки: кап-кап!
Дождик капает по ножки кап-кап!
Дождик – дождик веселей, капай –капай не жалей!
Ты по зонтику стучи, только нас не замочи.
Воспитатель: Скажите, в природе сейчас какое время года? (слайд)
Сегодня продолжим учиться составить стихотворение из 5 строк (синквейн), которое имеет определённое строение. Вот схема-подсказка для составления стихотворения из 5 строк. (ответы детей)
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
С деревьев осыпаются листья.
Золото! Листопад!
Осень
Ветреная, холодная.
Льет, шуршит, хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!
Воспитатель: Мы с вами продолжим учиться составлять стихи из пяти строк, а сейчас отправимся в путешествие «В гости к Осени»,вспомним об осени все самое важное, красивое и интересное. Мы много наблюдали за осенними изменениями, рисовали, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
Чтобы не запутаться, посмотрите на нашу знакомую схему-подсказку о временах года?
Воспитатель: Значит, сначала расскажем об осенней погоде.
Словесная игра «Осенняя погода»
Воспитатель: Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Назовите месяцы осени. (слайды)
Воспитатель: Да, осень бывает разная. С давних времен люди складывали стихи, песни. Мы тоже выучили стихотворение «Осень» Алексея Плещеева. Думаю, всем хочется рассказать, поэтому предлагаю каждому по одной строчке прочитать. (каждый ребенок говорит строчку стиха и передает осенний лист соседу)
Воспитатель: (показывает схему-подсказку) Далее расскажем о растительном мире. Осенью цветы вянут, трава желтеет и высыхает. А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? (ответы детей, воспитатель разбрасывает листья)
Воспитатель: С какого дерева ваши листья, назовите и положите в корзину.
Игра «С какого дерева лист»
Воспитатель: (показывает схему-подсказку) Далее расскажем о птицах и животных. Какие птицы бывают? Расскажите о перелетных и зимующих птицах. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята мы уже давно повесили кормушки, и угощаем птиц. Кто сегодня утром угощал? Чем их угощал?
Игра «Улетают – не улетают»
Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете(показывает картинки птиц).
Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о диких животных, как они готовятся к зиме? (показывает схему-подсказку, ответы детей)
Игра «Рассели животных»
(У двоих детей картина – изображение: лес и деревенский двор, у остальных детей маски диких и домашних животных. Под музыку изображают своего животного, по сигналу воспитателя дети-«животные» должны найти свой «домик»)
Воспитатель: (Показывает схему-подсказку)А чем занимаются люди осенью? (ответы детей) Мы с вами пойдем в огород, соберем урожай.
Игра «Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем (шаги на месте).
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем («копают»).
Срежем мы кочан капусты («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг).
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке (шаги на месте).
(Дети берут по одной карточке и садятся на стульчики)
Воспитатель: Расскажите, какие овощи вы собрали и сколько их?
Игра «Сколько овощей?»
(Я собрала три морковки…, и кладет карточку в корзинку)
Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла Осень? (ответы детей)
Игра «Что было бы, если…?»
(Птицы не успели бы улетать в теплые края, не было бы листопада…)
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться. Что доброго сделали? Что нового узнали? Что расскажете родителям?(ответы детей)
Молодцы, какие вы умные, наблюдательные, активные. Спасибо вам! У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Там и письмо: «Дорогие ребята! Спасибо вам за интересный рассказ об осени. Но мне пора уходить. Получив мои подарки, узнаете, какое время года к вам придет. Встретимся в следующем году. До новых встреч! ОСЕНЬ»
Воспитатель: Она прислала вам снежинки, которые вы можете раскрасить! Спасибо тебе, Осень!Ждем тебя в следующем году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".
Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Конспект образовательной деятельности во второй ранней группе. Образовательная область "Познание" (ознакомление с миром природы) «Чудесная корзинка» (тема «Овощи»)
Формирование у детей 2-3 лет знаний по теме «Овощи»...
конспект образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе "Нарисуй картину природы чувашскими узорами"
Конспект разработан для расширения знаний старших дошкольников о чувашском орнаменте и о способах его составления....
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект образовательной деятельности "Что такое природа? Живая и неживая природа"
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...