МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ дошкольного образования

в условиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gilmzyanovoy.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

                           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                   В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

                                            Шатковский район

                                                         МОУ «Пановская НШДС», ГДО Гильмзянова В.П.

                   

                                                         

                                 Нижний Новгород 2015г.

Форма работы: наблюдение за рябиной осенью.

Цели: расширять представления детей о рябине;

            развивать умения замечать изменения в природе.

 Наблюдение 1: «Что есть у рябины?»

 Цель: показать, что у рябины есть ствол, ветви (их много, они разные: большие и маленькие) и ягоды, что рябина гибкое и  стройное дерево.

                                            Ход наблюдения

1.Художественное слово:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку

Загадка:

Стоит в парке деревце,

Под ветром легко гнется,

Кисти ягод горят,

И снегири к ним летят.

Кто догадается,

Как деревце называется?

 (Рябина.)

2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

  • О каком дереве говорится в загадке? (О рябине)

Погладьте ствол рябины

  • Какой он у нее? (Гладкий)  
  • Какого цвета ствол рябины? (Уточнить, что только у рябины такой гладкий, коричневый ствол)
  • Где ствол у рябины шире, а где — уже, тоньше?
  • Ветки у рябины толстые или тонкие? ( Толстые и тонкие)
  • Где у рябинки растут тонкие ветки? (Больше  вверху)
  • Какие у рябины ягоды? (Красные)

Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой рябины. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая рябинушка, радуй добрых людей».

Наблюдение 2: «Ягоды рябины»

Цель: формировать представления о ягодах рябины, их значении.

                                          Ход наблюдения

1.Художественное слово

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение о рябине

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

             (О.Высотская)

   Посмотрите ребята, наша рябинушка, словно девица-красавица, накинула на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями. А на шею одела ожерелье из алых ягод.

2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

  • Какого цвета ягоды рябины?
  • Какая у ягод форма, величина?
  • Как ягодки растут, по одной или собраны в кисти? (Собраны в кисти, их еще называют – грозди)
  • Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

        (Их можно кушать)

Да, ребята, ягоды рябины любят звери и птицы. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши, ёжики и белочки. А в ноябре (после морозов ягодки слаще) прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают её сочные сладкие ягоды. А люди из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед душистый и полезный.

А ещё существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.

 Наблюдение 3: « Форма  листьев рябины»

 Цель: формировать представления детей о форме листьев рябины.

                                            Ход наблюдения

 1.Воспитатель предлагает детям подойти к рябине

  Сегодня мы с вами рассмотрим листочки рябины (предложить детям

   взять в руки по одному листочку и рассмотреть их)      

  • Какие листья по размеру? (Большие, крупные)
  • Какой формы листья у рябины? (Овальные, из маленьких листочков))
  • Какие края у листочка?  (По краю они зубчатые)
  • На что похожа форма листа рябины? (На большое перо)

  2. Воспитатель предлагает детям игровое упражнение

          Мы вокруг рябины

          Весело пойдём,

          Руки вверх поднимем,

          Покружимся слегка.

          И подбросим листья

          Вверх под облака.

Наблюдение 4: «Падают, падают листья»

Цель: показать, что осенью листья меняют цвет и опадают.


                                                 Ход наблюдения

    Дети подходят к рябине, здороваются, любуются красотой осеннего    

    дерева

   1. Художественное слово:

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

    Стоят столбы тёмносерые,
    На них шапки зеленые,
    Летом мохнатые,
    Осенью желтоватые и красноватые.
                                                   (Рябина)
  

   2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

  • Что происходит с листьями рябины?
  • Какого они становятся цвета?
  • Много или мало листьев на рябине?
  • Когда дует ветер, что происходит с листочками?

     Давайте соберем букетики из опавших листьев. (Дети рассматривают  друг у друга эти букеты, сравнивают окрас листьев)

  • Как можно назвать букет из рябиновых листьев? (Рябиновый букет)
  • Жёлтые и красные листья живые? (Нет)
  • Что происходит с желтыми и красными листьями?

(Они темнеют, чернеют. Листья неживые. Они лежат на земле, закрывают корни, утепляют от мороза) 

  Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе.

Наблюдение 5: «Наблюдение за рябиной и  елью  осенью»

Цель: учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходства и различия).

                                           Ход наблюдения

1. Художественное слово

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Что же это за девица?

           Ни швея, ни мастерица.

           Ничего сама не шьёт,

          А в иголках круглый год.

                             (Ель)

 Ель похожа на пирамидку. Веточки её короткие вверху, длинные внизу, покрыты они зелёными иголками. Ёлочка зелёная зимой и летом, а ещё она пахнет.

Я смотрю в свое окно,

Вижу дерево одно.

Гроздья красные висят,

Птички скушать их хотят.

                          (Рябина)

2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы

  • О каких деревьях мы отгадали загадки?
  • Что общего есть у этих деревьев? ( Есть ствол, ветви)
  • Чем они отличаются друг от друга? (На рябине – листочки, у ёлочки – иголки, у рябины есть ягодки и т.д.)

Дать детям возможность потрогать веточки рябины и ели

  • Что вы заметили? (Иголочки колючие, листочки гладкие)
  • Какое дерево остаётся в своём наряде круглый год? (Ёлочка)

Наблюдение 6: «Как рябина готовится к зиме?

Цель: показать детям, что рябина помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

                                              Ход наблюдения

1.В ходе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

2.Воспитательпредлагает детям ответить на вопросы:

  • Для чего деревья сбрасывают листья?
  • Как служат опавшие листья дереву?

3. Игровое упражнение

Мы листики осенние, (Покачивание руками над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели (Бег вокруг рябинки, руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присесть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...