МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ дошкольного образования
в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_gilmzyanovoy.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Шатковский район
МОУ «Пановская НШДС», ГДО Гильмзянова В.П.
Нижний Новгород 2015г.
Форма работы: наблюдение за рябиной осенью.
Цели: расширять представления детей о рябине;
развивать умения замечать изменения в природе.
Наблюдение 1: «Что есть у рябины?»
Цель: показать, что у рябины есть ствол, ветви (их много, они разные: большие и маленькие) и ягоды, что рябина гибкое и стройное дерево.
Ход наблюдения
1.Художественное слово:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку
Загадка:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)
2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
- О каком дереве говорится в загадке? (О рябине)
Погладьте ствол рябины
- Какой он у нее? (Гладкий)
- Какого цвета ствол рябины? (Уточнить, что только у рябины такой гладкий, коричневый ствол)
- Где ствол у рябины шире, а где — уже, тоньше?
- Ветки у рябины толстые или тонкие? ( Толстые и тонкие)
- Где у рябинки растут тонкие ветки? (Больше вверху)
- Какие у рябины ягоды? (Красные)
Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой рябины. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая рябинушка, радуй добрых людей».
Наблюдение 2: «Ягоды рябины»
Цель: формировать представления о ягодах рябины, их значении.
Ход наблюдения
1.Художественное слово
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение о рябине
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
(О.Высотская)
Посмотрите ребята, наша рябинушка, словно девица-красавица, накинула на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями. А на шею одела ожерелье из алых ягод.
2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- Какого цвета ягоды рябины?
- Какая у ягод форма, величина?
- Как ягодки растут, по одной или собраны в кисти? (Собраны в кисти, их еще называют – грозди)
- Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?
(Их можно кушать)
Да, ребята, ягоды рябины любят звери и птицы. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши, ёжики и белочки. А в ноябре (после морозов ягодки слаще) прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают её сочные сладкие ягоды. А люди из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед душистый и полезный.
А ещё существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».
Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?
Ответы детей.
Наблюдение 3: « Форма листьев рябины»
Цель: формировать представления детей о форме листьев рябины.
Ход наблюдения
1.Воспитатель предлагает детям подойти к рябине
Сегодня мы с вами рассмотрим листочки рябины (предложить детям
взять в руки по одному листочку и рассмотреть их)
- Какие листья по размеру? (Большие, крупные)
- Какой формы листья у рябины? (Овальные, из маленьких листочков))
- Какие края у листочка? (По краю они зубчатые)
- На что похожа форма листа рябины? (На большое перо)
2. Воспитатель предлагает детям игровое упражнение
Мы вокруг рябины
Весело пойдём,
Руки вверх поднимем,
Покружимся слегка.
И подбросим листья
Вверх под облака.
Наблюдение 4: «Падают, падают листья»
Цель: показать, что осенью листья меняют цвет и опадают.
Ход наблюдения
Дети подходят к рябине, здороваются, любуются красотой осеннего
дерева
1. Художественное слово:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Стоят столбы тёмносерые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые и красноватые.
(Рябина)
2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
- Что происходит с листьями рябины?
- Какого они становятся цвета?
- Много или мало листьев на рябине?
- Когда дует ветер, что происходит с листочками?
Давайте соберем букетики из опавших листьев. (Дети рассматривают друг у друга эти букеты, сравнивают окрас листьев)
- Как можно назвать букет из рябиновых листьев? (Рябиновый букет)
- Жёлтые и красные листья живые? (Нет)
- Что происходит с желтыми и красными листьями?
(Они темнеют, чернеют. Листья неживые. Они лежат на земле, закрывают корни, утепляют от мороза)
Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе.
Наблюдение 5: «Наблюдение за рябиной и елью осенью»
Цель: учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходства и различия).
Ход наблюдения
1. Художественное слово
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Ель похожа на пирамидку. Веточки её короткие вверху, длинные внизу, покрыты они зелёными иголками. Ёлочка зелёная зимой и летом, а ещё она пахнет.
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)
2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы
- О каких деревьях мы отгадали загадки?
- Что общего есть у этих деревьев? ( Есть ствол, ветви)
- Чем они отличаются друг от друга? (На рябине – листочки, у ёлочки – иголки, у рябины есть ягодки и т.д.)
Дать детям возможность потрогать веточки рябины и ели
- Что вы заметили? (Иголочки колючие, листочки гладкие)
- Какое дерево остаётся в своём наряде круглый год? (Ёлочка)
Наблюдение 6: «Как рябина готовится к зиме?
Цель: показать детям, что рябина помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.
Ход наблюдения
1.В ходе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
2.Воспитательпредлагает детям ответить на вопросы:
- Для чего деревья сбрасывают листья?
- Как служат опавшие листья дереву?
3. Игровое упражнение
Мы листики осенние, (Покачивание руками над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели (Бег вокруг рябинки, руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присесть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».
Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
"Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности."
предлагаю вам презентацию и статью на данную тему....
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности
laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...