"Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности."
статья (средняя группа) на тему

Лебедева Светлана Леонтьевна

предлагаю вам презентацию и статью на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lebedeva_s.l.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №460»

Лебедева Светлана Леонтьевна

«У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца».

Сухомлинский В.А.

   Экологическое воспитание  является одной  из самых актуальных проблем  современного образования , т.к. из-за недостатка экологической  культуры и начинается небрежное , безразличное отношение к природе. 2017 год не случайно объявлен годом экологии в России.  Экологические проблемы настолько сильно вошли в нашу жизнь: проблемы упаковки, загрязнение воды, небрежное отношение к местам отдыха и паркам, бездомные животные и т.д., что общество забило тревогу, и правильно!

Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Современные дети, к сожалению, имеют ограниченные представления о живой природе, так как  чаще общаются с гаджетами и знакомятся с миром по картинкам из мультфильмов и компьютерных игр.

Образовательной программой дошкольного образования нашего дошкольного учреждения предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. На протяжении всего учебного года, дети, в соответствии с возрастом  знакомятся с сезонными изменениями в природе, со строением растений и животных, их образом жизни, с деятельностью человека в природе в каждый временной период. Для осуществления экологического воспитания в программе предусмотрены как традиционные, так и инновационные методы работы.

К традиционным методам относятся: беседы, наблюдения, эксперименти- рование, проблемные ситуации, дидактические и подвижные игры и др.

К иновационным : экологические проекты, участие в экологических акциях и конкурсах, экскурсии, выпуск газет и др.

   Чтобы повысить эффективность экологического образования детей нашей группы, в течение года большое внимание уделялось проектной деятельности, т.к. экологические проекты – это одна из продуктивных форм воспитания экологической культуры у детей. Такие проекты воспитывают у детей любознательность, эстетическое восприятие и любовь к окружающему миру.

Экологические проекты создают все условия для воспитания экологически грамотного , социально активного дошкольника.

   Философские и методологические основы проектной деятельности раскрыты еще в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца XIX –начала XX веков (П.П.Блонcкого, Дж.Дьюи, Е.Г.Кагарова, В.Х.Килпатрика, В.Н.Шульгина и других).

   Фундаментальные основы экологического образования в наше время  были разработаны С.Н.Глазачевым, А.Н.Захлебновым, И.Д.Зверевым, Н.М.Мамедовым, И.Т.Суравегиной.    

   Большой вклад в развитие экологического образования на региональном уровне внесли  Серебрякова Т.А.« Теория и методика экологического образования дошкольников», Терентьева Е.Ф. « Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников» и др.

Для формирования экологической культуры у детей в нашем дошкольном  учреждении используются методические разработки  Воронкевич О.А. « Добро пожаловать в экологию», « Детские экологические проекты».

   Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Использование метода проектов в образовательной практике способствует формированию многих личностных качеств дошкольников:

- самостоятельности. Ребенок учится осуществлять свой выбор действий, поведения;

-креативности. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель, декорации, альбом и т.д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и как характер процесса деятельности;

 -инициативности. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, инициирует, организует игры;

-лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия с окружающими.

   В течение года в нашей группе были проведены следующие проекты:

Проект  «Зелёные великаны», сроки проведения: сентябрь -  ноябрь.

Цель данного проекта:  дать детям простейшие представления о незаменимой роли деревьев, вызвать желание беречь деревья.

В рамках этого проекта дети знакомились с деревьями на участке, наблюдали за изменениями, происходящими с ними осенью, собирали листья для гербария, изготавливали совместно с родителями поделки из природных материалов, изучали народные приметы, играли в дидактические и подвижные игры: «С какого дерева листок», «Найди по описанию», «Дерево – кустик» и др.

     С октября по март дети участвовали в долгосрочном проекте «Заботимся о птицах». Цель этого проекта - вызвать у детей желание заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. В рамках данного проекта дети запасали корм для птиц, приносили корм из дома, изготавливали совместно с родителями кормушки, кормили птиц на прогулках, учились наблюдать за ними.

 Еще один проект, который мы организовали для формирования экологической культуры  детей, проект: «Вода – это жизнь».

Цель проекта: Формирование  у детей представлений о воде и её значении в жизни человека и всего живого на Земле.

В рамках данного проекта дети,  с помощью познавательно-исследовательской деятельности,  узнавали  кому нужна вода на Земле, во время прогулки дети учились находить воду вокруг себя и определять разные состояния воды: снег, лед, дождь, в  процессе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды, смотрели презентацию  экологического содержания, как люди загрязняют воду;  играли в игры:  «Море волнуется», «Ручеек», «С  кочки на кочку», «Рыбаки и рыбки» и др.; используя метод наглядного моделирования, рисовали знаки, которые помогли бы людям не совершать плохих поступков по отношению к воде. Чтобы поддержать  детей  в желании любить и беречь воду, с ними была поставлена  экологическая сказка «Жила-была река». В процессе проекта также уделялось большое внимание художественно - эстетической деятельности:  дети рисовали аквариум с рыбками, конструировали рыбок из бумаги, слушали шум воды и угадывали его происхождение (капля в кране, водопад, ручеек, море).

 

В процессе  проведения экологических проектов осуществлялось  тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного  процесса. Для родителей были проведены различные консультации на экологические темы: «Такая полезная вода», «Подарите вторую жизнь упаковке», «Интересное рядом» и др.; совместно с родителями была подготовлена газета «Знакомимся с природой», родители делились опытом семейного воспитания «Как мы используем воду»; оказывали помощь в изготовлении пособий и дидактических материалов, лэпбука «Вода», в изготовлении модели пруда, а также участвовали в изготовлении поделок из природных материалов, кормушек,  в организации выставок, субботников и др.

   Повышению уровня экологической культуры детей способствовало  также обогащение эколого - развивающей среды в группе: уголка  природы, центра экспериментирования: (модели, макеты, дидактические игры природоведческого  содержания и др.)

Таким образом, подводя  итоги проведенных нами проектов, мы можем сделать следующие выводы:

Во – первых: в процессе проектной деятельности дети получили ценные и прочные знания от непосредственного общения с живой и не живой природой; во-вторых:  научились  наблюдать и экспериментировать с природными объектами, познакомились с их свойствами, в-третьих: получили собственный опыт практической деятельности в природе, возможность проявить себя, принести пользу окружающей природе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...