Экологическая развивающая предметно-пространственная среда в семейном детском саду.
статья по окружающему миру на тему
Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности, т е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим – это и есть одна из актуальных проблем современности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается. Основы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Для полноценного экологического образования в дошкольном возрасте необходима правильно организованная предметно-развивающая среда, в которой у ребенка сформируются навыки, как грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для самого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologii.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая развивающая предметно-пространственная среда в семейном детском саду.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Он крыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности, т е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим – это и есть одна из актуальных проблем современности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается. Основы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Для полноценного экологического образования в дошкольном возрасте необходима правильно организованная предметно-развивающая среда, в которой у ребенка сформируются навыки, как грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для самого ребенка.
Наш Семейном детском саду «Умка», который является структурным подразделением МБДОУ детского сада «Ивушка» Борского района Нижегородской области, на протяжении двух лет занимается экологическим воспитанием дошкольников. Используя в своей работе с детьми необыкновенную, исключительную среду (индивидуальный жилой дом с размещением помещений для детского сада) имеем возможность на практике осуществить индивидуальный подход в экологическом воспитании ребенка. Организации развивающей предметно-пространственной среды создается с учетом возрастных особенностей, наглядного характерного мышления дошкольников, их эмоциональности, впечатлительности.
Когда мы создавали проект нашей группы, то исходили от возможностей и особенностей развития в группе приоритетного направления – экологического воспитания. При организации среды в экологическом стиле исходили от реалистичных возможностей, не требующих радикального обновления оборудования и была бы доступна нам с весьма скромными материальными ресурсами.
Экологические пространства в нашем семейном детском саду используются как в познавательных, так и в оздоровительный целях, для развития навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания воспитанников. Кроме традиционных видов «Экологических пространств» у нас есть мини-огород, огород в теплице, сад, экологическая тропинка, площадка природы.
Главная особенность нашего уголка природы — непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями общение с ними, уход и выращивание их.
В уголке природы отведено место для труда, календаря наблюдений, для размещения мини-огорода (лука, овса, рассады). Работа с календарем, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо хочется отметить значение места для труда. В нашей группе имеются мобильные столы-тумбы, которые приходят детям на помощь при выполнении различных трудовых действий: либо протирание листьев растений, либо их опрыскивание, рыхление земли и т.д. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.
Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: ведь дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Решая эту проблему, в своей работе мы используем различные дидактические пособия, лепбуки, интерактивные игры, чтение художественной литературы, картотеки аудио и видео записей о природе, ее обитателях.
Рядом с домом нашего семейного детского сада проходит лесополоса, которая составляет значимую часть развития детей в экологическом направлении. Там дети могут непосредственно на протяжении длительных циклических наблюдений видеть сезонные изменения в природе, наблюдать за жизнью птиц, насекомых.
Территория нашего детского сада озеленена, обустроена. Имеется газон, клумбы, с разными видами цветов, садовые деревья, плодово-ягодные кустарники, хвойные деревья, виноградная лоза. Дети с большим удовольствием принимают непосредственное участие в развитии экологического пространства вокруг своего второго дома. В летнее время, расположившись на зеленом газоне, у детей есть больше возможности слиться с природой, увидеть красоту полевых, садовых растений, жизнь насекомых – пообщаться и слиться с природой, нежели жизнь в городской суете.
На территории детского сада есть теплица, в которой дети проводят наблюдения за ростом овощей: огурцов, помидоров, перцев, укропа, петрушки и оказывают посильную помощь в уходе за ними.
Наша экологическая тропинка, которая проходит на территории семейного детского сада, включающая в себя: огород с теплицей (центр трудовой деятельности), садовые деревья и кустарники, цветники - выполняет познавательную, развивающую, оздоровительную функцию в развитии наших деток.
Результатом системной и целенаправленной работы с детьми нашего детского сада стала совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей. Проведение экологических акций - социально-значимых комплексных мероприятий экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющие общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников, - и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей. Реализация проектов: день добрых дел «Покормим птиц зимой», «Мы любим природу», «Волшебные снежинки», «Зимой гуляем, трудимся, наблюдаем!», день добрых дел «Чистота – залог здоровья. Создание совместных фоторепортажей «Как ухаживать за растениями?», «Весна пришла, птиц позвала», «Что посадим в огороде?» «Игры на природе», «Лучшие места отдыха с детьми в нашем огороде». Проведение акции по очистке и озеленению территории ДОУ.
В нашем детском саду разработаны следующие исследовательские проекты: «Загадки воды», «Песок – бывает разным…», разработаны картотеки экспериментов и опытов.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о неординарных возможностях семейного детского сада, как одной из вариативных форм современного экологического воспитания детей дошкольного возраста. Знания, приобретенные путем непосредственной близости к природе к ее сопричастности, помогают сформировать у наших воспитанников правильное представление о мире, в который он включается не как зритель , а как участник естественного процесса развития, понимая уникальность и хрупкость живого мира и осознает свою ответственность. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...
«Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»
Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает...