«Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»
методическая разработка

Гафурова Татьяна Владимировна

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для живой природы.

Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Для этого в дошкольном учреждении используется определённая зона – уголок природы. Уголок природы является основным элементом  эколого-развивающей среды в детском саду и важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста. Правильно организованная эколого-развивающая среда способствует воспитанию основ экологической культуры дошкольников и формированию у них  любознательности, умению наблюдать и логически мыслить.

В нашем детском саду, в каждой возрастной группе находится свой уголок природы, в котором содержатся  комнатные растения и некоторые животные. Но в группах, как всегда,  не  хватает места, и у воспитателей нет возможности оборудовать уголок природы так, чтобы дети  в полной мере могли наблюдать, исследовать, изучать такой интересный мир природы.

После проведения диагностики было выдвинуто предположение о том, что недостаточное содержание уголка природы в группе значительно влияет на уровень знаний и умений детей.   Вследствие чего,  было принято решение организовать экологическую  развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении вне группы, посредством реализации  проекта «Наш зеленый уголок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Ершова

Саратовской области» - Детский сад

____________________________________________________________

«Опыт работы детского сада в области естественнонаучной

направленности»

«Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»

Гафурова Татьяна Владимировна – воспитатель

г. Ершов

2024 год

Актуальность.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда, и с каждым годом её значение становится все сильнее. И важность здесь не только в охране природы, ее сохранении от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но больше в самом формировании личности, в воспитании экологической культуры и экологического сознания человечества.

Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим сами.

Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально. У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания.

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для живой природы.

Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Для этого в дошкольном учреждении используется определённая зона – уголок природы. Уголок природы является основным элементом эколого-развивающей среды в детском саду и важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста. Правильно организованная эколого-развивающая среда способствует воспитанию основ экологической культуры дошкольников и формированию у них любознательности, умению наблюдать и логически мыслить.

В нашем детском саду, в каждой возрастной группе находится свой уголок природы, в котором содержатся комнатные растения и некоторые животные. Но в группах, как всегда, не хватает места, и у воспитателей нет возможности оборудовать уголок природы так, чтобы дети в полной мере могли наблюдать, исследовать, изучать такой интересный мир природы.

Об этом говорит и проведенный нами мониторинг. При проведении мониторинга были поставлены задачи:

1. Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и особенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать доступную систему знаний для детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях.

3. Определить и экспериментально обосновать условия экологического образования в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Уровень знаний детей о комнатных растениях определялся по следующим критериям:

- знания названий комнатных растений;

- знания о росте и размножении комнатных растений;

- знания о сезонных изменениях в жизни комнатных растений;

- навыки ухода за комнатными растениями.

Ребенку необходимо назвать и показать пять комнатных растений и ответить на ряд вопросов:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

3. Для чего людям нужны комнатные растения?

4. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

5. Какие из растений требуют частого полива?

6. Какие из растений любят свет и тепло?

7. Какие из растений красиво цветут, а какие не цветут вовсе?

- Покажи, как правильно поливать растения, как нудно рыхлить растения.

Оценка результатов определялась по трехбалльной системе.

- Высокий уровень (3 балла) - ребенок самостоятельно называет все предложенные комнатные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям;

- Средний уровень (2 балла) –ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии комнатных растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

- Низкий уровень (1 балл) –ребенок затрудняется называть и показывать комнатные растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Работа по выявлению уровня знаний о комнатных растениях у детей проходила в форме индивидуальной работы с каждым участником эксперимента.

Согласно результатам диагностики высокие результаты в ходе обследования получили всего лишь 20% детей, средний результат показали 50% детей низкий результат был выявлен у 30% детей.

После проведения анализа показателей диагностики было выдвинуто предположение о том, что недостаточное содержание уголка природы в группе значительно влияет на уровень знаний и умений детей. Вследствие чего, было принято решение организовать экологическую развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении вне группы, посредством реализации проекта «Наш зеленый уголок»

Цель проекта: создание благоприятных условий через благоустройство территории эко-зоны для экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитанники старшей группы ДОУ, воспитатели группы, родители воспитанников.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, труд, изобразительная.

Ожидаемые результаты:

- формирование углублённых знаний детей о растениях, их жизни и условиях роста;

- формирование навыков ухода за обитателями живого уголка;

- воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Экологическая зона расположена в правом крыле, третьего этажа здания детского сада. На этом этаже находятся дети старшей и подготовительной к школе групп. Эко зона создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической зоны действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день в группе.Эко зона или как мы ее называем «зеленая зона» подразделяется на ряд функциональных зон.

1. Цветочная зона. Здесь расположены комнатные растения, за которыми ребята ухаживают и познают их. Ознакомление с комнатными растениями– это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников. Практически все дети с легкостью ответят на вопросы – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель. Начиная работу с дошкольниками по проекту «Комнатные растения – мои друзья», я задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об обитателях живого уголка. С этой целью были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – мои друзья», во время просмотра которых мы вместе с ребятами искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения? С удивлением они узнали, что в нашей эко зоне живут растения из разных стран и даже континентов.Были подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Что перепутал художник», «Лабиринт», «Цветочное лото», разрезные картинки и др.Вместе с детьми были оформлены дневники наблюдений, картотеки комнатных растений, алгоритмы ухода за растениями

2. Исследовательская зона – лаборатория. Здесь находится оборудование и материалы для наблюдений и исследований. А также имеется стол с бортиками для изучения растений и ухода за ними. Исследовательская зона создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят, создают у них положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Исследовательская зона разделена на два вида: научная лаборатория где находятся стеллажи (полки) для оборудования и материалов, а также стол с бортиками для исследовательской деятельности и зона наблюдения, где расположены объекты для наблюдений (ящики с рассадой, луком, веточки вербы и т.п.)

3. Развивающая зона. В данной зоне находится стол с дидактическими пособиями и играми для детей обучающего характера. А также есть «Экран наблюдений», в котором размещаются зарисовки наблюдений и опытов детей. Здесь же, расположена карта мира, на которой дети размещают картинки с изображением комнатных растений. Каждая страна на карте обозначена определенным цветом. Когда дети узнают о Родину комнатного растения, они помещают картинку на ту страну, из которой оно к нам пришло

Часть зоны у окна хорошо освещена, и поэтому здесь размещаются небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, т. е. выполняют определенную практическую работу.Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материалаи предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. В коллекциях представлены рисунки детей, фотографии, камушки, гербарии.

4. Совсем недавно в нашей зеленой зоне появился еще один уголок. Это краеведческая зона. Эта зона направлена на изучение детьми природы родного края, приобретения знаний о редких растениях и животных, занесенных в «Красную книгу Саратовской области». Таким образом, в данном уголке расположен большой стенд «Национальный парк «Хвалынский», который подробно рассказывает об истории и достопримечательностях данного заповедника, а также о его охраняемом животном и растительном мире. В краеведческой зоне находится литературный уголок. Это – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы), лепбуки, оформленные руками воспитателей. Часто в нашей зоне проходят выставки детских работ экологической тематики

5. Любимое место детей в «зеленой зоне» - это конечно живой уголок. В живом уголке расположен красиво оформленный аквариум. Он предназначен для наблюдения за декоративными рыбками и улитками, а также для выработки навыков ухода за обитателями аквариума. Живой уголок мы еще называем зоной релаксации, т.к. дети в нем получают массу положительных эмоций.Частыми гостями в нашем живом уголке являются домашние питомцы наших воспитанников. Такую практику мы ввели совсем недавно, и она имеет положительные результаты. Дети знакомятся с хомячками, морскими свинками, большими улитками, попугайчиками и другими животными, которых приносят родители «погостить» в детский сад. Конечно же, питомцев приносят нам с сопроводительными справками, подтверждающими здоровье и безопасность животного.

Работая в данном направлении, мы увидели положительные результаты. При получении новых знаний, дети охотно ухаживают за растениями, животными. Дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность к миру природы, но и активно участвуют в образовательном процессе, задают вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать?

На конец учебного года была проведена диагностика, целью которой было определение эффективности проделанной работы. Полученные результаты показали, что у детей имеются глубокие знания о растениях, их жизни и условиях роста, навыки ухода за комнатными растениями и обитателями живого уголка, осознанное отношения к окружающей природе, чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Конечно, результат нас порадовал, но работа не стоит на месте. Так, как формирование экологической культуры – это постоянный, не прекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие. Так, в ходе проекта, параллельно появлялись другие мини-проекты и исследовательские работы. Например, когда дети выращивали лук, они задали вопрос: «Почему от лука плачут?» и в дальнейшем сами же на не него ответили в процессе интересной исследовательской деятельности.

В живом уголке дети так же задают много вопросов: «Почему у хомячка большие щечки?», «Чем питается улитка?», «Как дышат рыбки?» и т.д. Ответы на детские вопросы ищем «всем миром», вовлекая в этот интересный процесс и семьи воспитанников. Так, уже два года подряд мы являемся призерами и победителями Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!».

Положительные результаты всей проделанной работы, позволяют нам двигаться вперед: задавать и достигать новые цели и задачи. Так, в нашем зеленом уголке мы планируем расширить и пополнить зоны уголка новыми идеями. Например, в цветочной зоне мы хотим создать «зеленую аптеку» и оснастить ее комнатными растениями, обладающими лечебными свойствами. На подоконнике, мы уже проводим эксперимент с рассадой помидоров, а в дальнейшем – планируем посадить апельсины и лимоны. А также, у нас в планах использовать звуковой дизайн. В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста травы, шума моря, плеска воды, пения птиц и т.п., то есть всего того, что может восполнять функции психотерапии, успокаивать детей, создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую нагрузку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных каче...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста

В статье кратко раскрыта Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста....

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....