Открытый показ НОД " Вода -настоящее чудо Земли".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

НОД по окружающему миру в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voda.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Открытый показ непосредственно – образовательной деятельности

                       В средней группе (4-5 лет) № 10 «Умники»

                               «Вода- настоящее чудо Земли»

             Воспитатель

                                                                      Кавалжи Наталья Михайловна

        

                                         Москва 2016-2017

Интеграция областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»

Форма проведения: экспериментирование.

 Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

 Задачи:

-закрепить знания детей о значении воды в жизни всего живого;

- систематизировать и углублять представления о воде, как о факторе экологического благополучия;

-знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды,

- формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого.

-развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды,

- развивать любознательность, мышление и речь детей;

- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.

-воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий,

- воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: глобус, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, стаканчики с апельсиновым соком ,сахарный песок, соль,  чайные ложки,  салфетки, зеленка, йод, разноцветные пуговицы (бусинки), ведерко с  талой водой, воронка , ИКТ, аудио-запись «журчание воды», эмблемы-капельки (по количеству детей).

Предварительная работа: Беседа о пользе воды, рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас», чтение стихотворений и потешек о воде, знакомство с пословицами о воде, чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с рекой », Л. Лопатина  М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», чтение сказок о природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.

Звучит аудиозапись журчание воды.

Воспитатель: Ребята, вы слышите необыкновенные звуки? Прислушайтесь и определите, что это за звуки.

-Действительно  это журчание воды.  Сегодня мы будем говорить о воде. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. 

— Как вы думаете, много ли воды на нашей планете?

- Что я держу в руках? (глобус)

-Что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

- Что мы можем увидеть на глобусе?( горы, сушу, моря ,океаны ,реки, льдины, горы)

- Каким цветом обозначают на глобусе  реки, озера, моря, океаны?( синим ,голубым)

-  Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

 -А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку)

Правильно, без воды нет жизни на Земле. Без воды живой организм долго не проживет.

-Скажите, для чего человеку нужна вода? (Пить, готовить, стирать, поливать растения, умываться и т.д.)

Воспитатель:  А как вы думаете, откуда она берется? И если мы каждый день пользуемся ею, почему она не кончается? ( потому что в кране вода из реки, или подземного озера. )

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, вода из реки сразу попадает к нам в дом? (Нет).                                                                        

 -Чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Из реки насосы перекачивают воду в резервуары – отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот так долго вода из реки добирается к нам.  Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти этот путь.                                        

- Поэтому как к воде надо относиться ? (Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски).                                                                                              Включать воду тонкой струйкой, хорошо и плотно закрывать кран, не допускать, чтобы были неисправны краны.                                             Послушайте  пословицу о воде: “Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!”

Воспитатель : Вы знаете, что вода очень любит играть в прятки? Как вы думаете, где она может прятаться? ( в снежинке, в дождике,  в тумане, в паре, в льдинах, и т.д.)  Показ слайдов.

Физминутка:

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головою хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнули лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.( Движения по тексту)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем -мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.( Дети делают плавательные движения)

Возвратились мы на берег,

 Отдохнули и присели.

Воспитатель : Я хочу вам прочитать сказку о чудесном чуде на Земле.

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

- Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне  все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой  и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

        А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

       В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

     А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу  свойства воды чудесные.

       Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

- Давайте, познакомимся с чудесными свойствами воды поближе.

Проходите за столы.

Воспитатель берет 2 стакана с водой (заранее приготовленных).  Как вы думаете, что в стаканах?

Дети : Вода.

Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.

Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая, может течь”.

Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

-Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы слышите аппетитный запах.

- А есть ли запах у воды?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:

Перед вами 2 стакана. Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).

- Как вы догадались, что сок – апельсиновый?

А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?

- Так есть ли запах у воды?

Вывод, какой можно сделать: у воды нет запаха! 

. Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды?

Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина).

А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).

- Так есть ли вкус у воды? (Нет).

Вывод: У воды нет вкуса. 

-Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

-Возьмите два стаканчика с водой. В один стакан положите соль и попробуйте размешать ее ложкой. Что получается? Соль исчезла из воды. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (соленая) Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло? Вода растворила сахарный песок и он стал невидимым, но остался в воде. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (сладкая) .

-Вода спрятала в себе соль и сахар, она не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом она сохраняет их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились.

Вывод: вода является растворителем.

Прежде чем приступить к следующему опыту,  давайте отдохнём.

- Ребята, а из чего состоит вода? (Из капелек)

Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть.

Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.

- Посмотрите, ребята, какого цвета сок апельсиновый?

- А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода.

Закрывайте глаза. Я опущу в сок мозаику – ваша задача отгадать, какого цвета мозаику я опустила.

Открываем глаза.

- Какого цвета мозаика в вашем стакане с соком , вы можете сказать? (Нет).

- Почему?

Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?

- Почему? (Потому что вода – прозрачная)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель: Как вы думаете, вода меняет свой цвет?

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

(На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, йод) .

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (йод) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода?(да)                                                                                                                    - А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Вывод: Вода изменяет свой цвет.

- Какие свойства воды мы узнали?

Мы сидели, мы устали

Воду дружно изучали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

Встали дружно потянулись, хлопнули в ладоши

И к друг другу повернулись, улыбнулись,

Наклонились раз, два, чтобы не болела голова.

А теперь мы перейдём к другому столу

Фильтрование воды.

- Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей)    

 -Почему нельзя было пить эту воду? Правильно, потому что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, салфетка и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Итог:

Ребята, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха,  вода прозрачная, может изменять свой цвет, может растворять некоторые вещества. Вода – часть природы. Давайте беречь и охранять ее.

Вода везде – вода в стакане

И в чайнике и просто в кране.

Когда водички вовсе нет

То и не сваришь ты обед.

Не могут рыбы без воды,

Я не могу, не можешь ты

Давайте все вместе водичку беречь

И каждую капельку дружно стеречь.

Воспитатель дарит детям капельку- как символ воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ логоритмического занятия:"Ой, да чудо-платок"

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (авторский материал) "Ой, да чудо-платок"...

Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...

Информационная справка №117 от 22.04.2015г предъявление опыта работы по внедрению элементов мыследеятельностной технологии. развитие способности моделирования в форме открытого показа - образовательная ситуация "планете Земля нужна наша помощь"

Информационная справка №117 от 22.04.2015г предъявление опыта работы по внедрению элементов мыследеятельностной технологии. развитие способности моделирования в форме открытого показа - образовательн...

Открытый показ НОД по логоритмике "Чудо-Осень" для детей 5-6 лет на педагогическом совете музыкальным руководителем высшей категории кротовой Л.Ф.

Открытый показ  НОД по логоритмике «Чудо-Осень» (5-6 лет) Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой п...

Конспект для открытого показа НОД «Берегите Землю»

Сценарий образовательной деятельности ....

Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»

Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с  водой....

Конспект открытого показа образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Земля — наш общий дом»

Практика показывает, что дети проявляют больший интерес к практическим занятиям, нежели к теории. Именно поэтому необходимо периодически проводить с детьми различные эксперименты, для того чтобы подде...