Клубный час «Вместе весело играть», тематическая станция "Кавказ" 2016 год
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ушакова Людмила Сергеевна

Предлагаемый материал можно использовать как на занятии, так и при проведении досуговой деятельности с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stantsiya_kavkaz_microsoft_office_word_.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Клубный час «Вместе весело играть»

/Тематические станции/

Составила и провела воспитатель

старшей группы № 8 Ушакова Л.С.

Станция «Кавказ»

Цель: Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре Кавказа.

Задачи: Познакомить дошкольников с природой, фольклором и национальными обычаями кавказских народов Российской Федерации;  воспитывать чувство уважения к традициям народов России; познакомить с  народными подвижными играми, с целью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Ход занятия:

Россия – многонациональная страна, в которой проживают представители более 200 национальностей, но большую часть из них составляют русские.

Сегодня я вам расскажу о Кавказе, который входит в состав России. Там живут народы разных национальностей: лезгины, адыгейцы, осетины, аварцы, кабардинцы, черкесы, ингуши, грузины, азербайджанцы, армяне. И живут они в основном в республике Дагестан.

Кавказ – это очень красивый край, где много гор, горных рек, озер, лесов. Воспитатель предлагает послушать детям национальную мелодию в исполнении Вахтанга Кикабидзе «Попурри на кавказские мелодии». Затем воспитатель показывает слайды о природе Кавказа:

- лес, горы (02,03,04 слайд).  Во время просмотра читает четверостишье:

«Как хороши кавказские леса, -

                                        Извилисто бегут они по кручам,

                                        Срываясь вниз, где пениться река,

                                        Взмывая вверх, куда-то там, за тучи…

– самая высокая гора в России – Эльбрус (05, 06 слайды);

– горная река (07);

- Сулацкий каньон Дагестана (08, 09 слайды);

- Море, черноморское побережье Кавказа (10, 11);

- Водопад Руфабго (12,13 слайды). Водопад – это свободное падение воды с крутого обрыва.

- Озеро Рица (14 слайд). Вода в этом озере всегда холодная, цвет воды меняется от зеленого до ярко синего. Зимой озеро очень сильно промерзает, образуется толстый слой льда.

Проводиться  физкультминутка:   К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, да, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, плывём как один.

Вышли на берег крутой,

И отправились домой.

- Самая древняя крепость в России расположена в Дагестане, в Дербенте (15,16,17 слайды).

- Дети, как вы думаете, зачем построили крепость? (ответы детей).

- Правильно, крепость была построена для обороны от врагов, были возведены каменные стены в два ряда.  Крепость, расположенная на высоком холме, с двумя линиями крепостных стен оставалась неприступной несколько столетий.

- Бархан Сарыкум (18,19 слайд) – это песчаная гора, очень большая и высокая. Её высота равна 55 этажному дому. Песок в солнечный летний день прогревается до +60 °C и более. Удивительный вид открывается весной, когда солнечная гора песка возвышается среди цветущей степи. Также красиво за ним наблюдать во время сильных ветров: песок «гуляет», и форма бархана меняется на глазах.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игры:

а) осетинская игра «Жмурки-носильщики» (Уарчъхассач). В одном конце площадки (зала) ставят небольшой столик, на котором  раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. п. На другом конце площадки, шагах в десяти — пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры: Оба носильщика начинают игру одновременно, но сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу;

б) дагестанская игра «Слепой медведь»:  Дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Дети выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет па звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим (или выбывает из игры).

Правила игры: Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

После игры дети садятся на места. Воспитатель продолжает рассказ.

- На Кавказе разводят овец и пасут их в горах (20,21 слайд). Стадо здесь называется «отара», а пастух «чабан».

- А ещё на Кавказе выращивают фрукты, как вы думаете какие? (слайд – мандарины – 22 и гранаты – 23 слайд).

- Гордостью и своеобразным символом народа является традиционная мужская одежда – чоха. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы,  в которых раньше хранили заряды  для огнестрельного оружия (слайды 24,25,26);

- Женщины носили “картули каба” — длинные приталенные платья с расклешенной юбкой и с рукавами до локтя. На талию надевался широкий пояс, который спускался вдоль юбки широкими лентами и был расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом (27 слайд).

Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!..

Дети рассматривают детские национальные костюмы (одеты на детях) и слайд, на котором мужчины и женщины танцуют (29 слайд).

Воспитатель предлагает поиграть детям в дагестанскую музыкальную игру «Подними платок»:  Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Поднявший платок получает очко (фишку). Игра проводиться 7 – 10 минут. Выигрывает тот игрок, у кого больше очков.

- Дети, а ещё в Дагестане и во всей России 22 октября отмечается Праздник Белых Журавлей.   Инициатором этого праздника стал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов (слайд 30). Именно он написал знаменитое стихотворение «Журавли». В Дагестане Праздник Белых Журавлей отмечается уже более 40 лет. 

- Почему именно белые журавли стали символом этого праздника?

- На Кавказе есть легенда, что погибшие воины,  превращаются в журавлей.   Во всём мире журавль – это бессмертие, светлая сила и праздник был создан как День памяти всех погибших солдат (слайд 31).  Этот праздник способствует укреплению дружбы народов нашей необъятной России, в этот день проходят праздничные мероприятия (слайд 32).  Дети слушают аудиозапись песни «Журавли» в исполнении Александра Малинина.

- А журавли (слайд 33) – это птицы, которые не имеют национальности. Птицы, которые объединяют нас, и всегда будут напоминать нам о том, что Россия и Кавказ – это не разные страны. Нас объединяет общая история, общее родство и общая память. И, конечно же, Праздник Белых Журавлей…

- Воспитатель подводит итог: «Ребята, самое прекрасное творение природы – это человек. Мы все разные, живем в разных странах, говорим на разных языках, слушаем разные песни, но у всех нас есть общее – наша прекрасная планета Земля и мы должны любить нашу землю и дружить». Воспитатель даёт детям картинки с изображением людей в национальных костюмах Кавказа, чтобы они могли в общем зале, в конце досуга рассказать и показать другим детям, где они побывали и что нового и интересного узнали.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Развлечение для детей "«Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Музыкальное развлечение в летний период для детей 4-5 лет....

Фотоотчет «Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Фотоотчет развлечения на свежем воздухе " Вместе весело играть, веселиться и плясать....

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...

КОНСПЕКТ ДОСУГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ» В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Создать добрый, положительный настрой и радостное настроение детей и взрослых. Воспитывать у детей организованность, выдержку, уверенность в себе, смелость, активность. Развивать быстроту ре...

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»

Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....