Программа кружковой работы по сенсорному развитию "Калейдоскоп" в группе раннего возраста.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Журавлёва Ольга Владимировна

Кружковая работа с детьми 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_po_sensornomu_vospitaniyu.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете                                            Заведующий МБДОУ д/с № 13

МБДОУ д/с №13                                                      _____________О.Л. Истомина

Протокол № __________от

«________» ______________2017 г.

                       

Кружковая работа для детей раннего возраста

по сенсорному развитию.

«Калейдоскоп»

                 

            Составила и разработала:

воспитатель 3 яс.гр.

                                                                         Журавлева Ольга Владимировна

МБДОУ  д/с № 13 «Звездочка»

г. Зеленогорск

«КАЛЕЙДОСКОП»

Кружковая работа в 3 ясельной группе

Пояснительная записка.

         Тема кружковой работы мной была выбрана не случайно, в начале учебного года в 3ясельной группе.  

        Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

      Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

 Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  

      Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.    

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.  

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

    То есть не только традиционное ознакомление с цветом,  формой,  величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

  Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.            

     Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности).

Цель кружковой работы: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.  
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, НОД.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
  2. Подготовка    атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

 Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года  (сентябрь 2017г. по май 2018г.)

Заключительный этап:

1.        Подведение итогов проекта (работы кружка).

2.        Подготовка презентации по фотографиям.

3.        Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

4.        Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Перспективное планирование кружковой работы.

занятия

Содержание занятий

Содержание деятельности

Сентябрь

1

 Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: Знакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формировать умение индикации цвета.

2

Дидактическая игра «Птичка в клетке».

Цель: Знакомить детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучать приему обследования формы – обведению пальцем контура формы.

3

Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

Цель: Знакомить с параметрами трех величин (большой, поменьше, маленький). Формировать умение выделять параметры величины предметов.

4

 Дидактическая игра «Найди такой же по цвету и по форме»

Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по основным шести цветам. Обучать детей сопоставлять формы предметов с эталонами формы.

Октябрь

1

Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы.

2

Д/и «Кто где спит».

Цель: Продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формировать умение детей подбирать по образцу.

3

Д/и  «Игра с мячами».

Цель: Обучать детей выделению параметров величины предметов.

4

НОД «Чудесный мешочек».

Цель: Формировать умение подбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закреплять знания цветовых оттенков.

Ноябрь

1

 Игра-эксперимент «Окраска воды».

Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

2

Наблюдение «Какой формы предметы в нашей группе».

Цель: Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

3

 Конструирование  «Построим башню».

Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

4

Д/и«Разноцветные комнаты».

Цель: Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Декабрь

1

Д/и «Украшение для ёлочки».

Цель: Закреплять представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

2

Д/и  «Новогодние елочки».

 Цель: Формировать умение у  детей использовать мерки для определения параметров величины.

3

Д/и  «Составные картинки».

Цель: Обучать расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

4

Лото «Цвет и форма».

Цель: Обучать ориентировке на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина).

Январь

1.

Дидактическая игра «Хвост у петуха».

Цель: Закреплять представления об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.

2.

Дидактическая игра «Магазин».

Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по цвету, группировать оттенки.

3.

Дидактическое упражнение «Кто выше».

Цель: Обучать правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.

Февраль

1.

 «Живое домино»

Цель: Закреплять  знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.

2.

 Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Цель: Формировать умение выделять параметры  величины предметов.

3.

Конструирование

«Построим башню»

Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Формировать умение соотносить 2-3 ряда величин между собой.

НОД «Радуга».

Цель: Знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Март

1.

Игровые поручения.

Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

2.

 Д/и «Соберем фрукты»

Цель: Формировать умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.

3.

Игровое упражнение «Найди свой домик».

Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей.

НОД «Платочек для мамы».

Цель: Формировать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

Апрель

1.

 Д/и «Разноцветные флажки».

Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

2.

 Д/и «Принеси и покажи».

Цель: продолжать формировать умение зрительно обследовать формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения.

3.

 Игровое упражнение

«Найди свою полянку».

Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

 4.

 Д/у «Как звери выбирали себе место».

 «впереди», «позади».

Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе»,

Май

В данном месяце проходят три занятия закрепляющих, дети совместно с педагогом создают рисунки, выпускают газету, проводят соревнование с участием родителей.

 Педагог также проводит диагностику по сенсорному воспитанию у детей группы, итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.

 Отчетное родительское собрание о подведение итогов по кружковой работе в форме стендового фотоотчета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы На тему: «Рябина» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Цель:Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиками....

Конспект кружковой работы На тему: «Виноград» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования -  пальчиками...

Конспект кружковой работы На тему: «Кораблик» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»

Конспект кружковой работы  На тему: «Кораблик»Группа  раннего возраста № 1 « Ладушки»...

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика».

Дополнительная программа  кружковой работы  по сенсорному развитию  для детей первой младшей группы «Игровая мозаика»....

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста...

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка"

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка". Разработчик:воспитатель Торчаков. М. Р...

Программа кружковой работы «Сказочка» во второй группе раннего возраста «Ласточка»

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет ...