Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
методическая разработка

Харченко Валентина Яновна

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladushki.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №45 г. Пудож «Солнышко»

          Кружок «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста

 

       

                                        Воспитатель: Харченко В.Я.

 Пояснительная записка

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

 Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички –  обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.

Цель:  1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада.

            2. Развитие речевого общения.

            3. Формирование интереса к чтению произведений.

Задачи: 1. Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать короткие, доступные по содержанию сказки, стихи, потешки, песенки.

2.  Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.  

3. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

4. Развивать мелкую моторику.                                  

5.  Развивать интерес к народному творчеству.  

                     

 Ожидаемые результаты:

1. Повторять знакомые,  интересные и выразительные отрывки из произведений устного народного творчества.

2.  Умение  слушать фольклорные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям произведений.

3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.


            Содержание работы

Месяц

Тема

Задачи

Пособия

Октябрь

Путешествие в сказку

«Колобок»

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям

Книжка с картинками, игрушки по сказке

Октябрь

Игра – потешка «Ладушки-ладушки»

Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память

Фланелеграф, ( овощи – помидор, огурец, картофель), муляжи овощей

Октябрь

Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай»

Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы

Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла

Октябрь

Игра-потешка     « КАК У НАШЕГО КОТА»

Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы

Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме

Ноябрь

Инсценировка песенки «Дождик, дождик»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку

Зонтик, костюм дождика

Ноябрь

Хороводная игра «У окошка дремлет кот»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы.

Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот

Ноябрь

Путешествие в сказку «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи

Фигурки настольного театра

Ноябрь

Игровая ситуация « В гости к бабушке»- («Расти коса до пояса»)

Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку

Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок

Декабрь

Игровая ситуация «Кукла Маша и Зайчик пришли в гости»

Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей

Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение

Декабрь

 Занятие-игра «Сидит белка на тележке»

Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук

Игрушки к потешке (белочка, тележка, орешки)

Декабрь

Русская народная песенка «Наша Маша маленька»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка

Иллюстрации к потешке

Декабрь

Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел»

Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них

Игрушка - зайчик

Январь

Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки

Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Январь

Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память

Иллюстрации к русской народной песенке

Январь

Хороводная игра «Пузырь»

Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов

Воздушные шары

Январь

Игра-потешка      «Зайке холодно стоять»

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; Формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры

Игрушка-зайчик

Февраль

Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге»

Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами

Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера

Февраль

«У куклы Кати день рождения.»- Хороводная игра «Каравай»

Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы

Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки

Февраль

Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз»

Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку

Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы»

Февраль

Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании

Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь,, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Март

Занятие-игра «Дождик-дождик веселей»

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас

Листы бумаги, синяя гуашь,  кисти

Март

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки

Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка»

Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок

Март

Чтение стихотворений о животных

Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях

Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных

Март

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра « Кто позвал»

Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей

Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке

Апрель

Разучивание потешки « Наши уточки с утра: кря-кря-кря»

Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи

Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа

Апрель

Игровая ситуация «Кто в тереме живет»

Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре)

Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр)

Апрель

Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре

Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег»,»Птицы прилетели».

Апрель

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя

Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок)

Май

Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей»

Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь

Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка)

Май

Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик»

Учить детей внимательно слушать, повторять отдельные фразы и слова, выполнять действия.

Книжка с яркими иллюстрациями

Май

Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст

Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка

Май

Занятие – игра: «Сказки»

Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками

Аудиозаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки.


 Методы и приёмы обучения

- наглядный, словесный, практический, игровой;

- беседы с детьми и их родителями;

- создание окружающей предметной развивающей среды;

- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- заучивание  пестушек, прибауток, потешек



  Предметно-развивающая среда.

  Картинки, настольные фигурки, маски, резиновые игрушки, карандаши      цветные, книги детские, иллюстрации, театр кукол.

 Режим, учебная нагрузка

  План работы по кружковой работ  рассчитан  на 1 год, для детей 1-2 лет. Занятия   проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой. Продолжительность занятия - 10 минут.

 Методическое обеспечение

 Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

 Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

 Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год

    Разрабатывая  рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста

Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...

Программа социального партнерства с семьей в группе раннего возраста.

Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагог...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.   Тема:  «Ра...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.  Тема:  1 неделя Декабр...

Конспект занятия «Круг» в рамках кружковой деятельности по сенсорному развитию «Разноцветный мир» в группе раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именн...