Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
методическая разработка
Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladushki.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №45 г. Пудож «Солнышко»
Кружок «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
Воспитатель: Харченко В.Я.
Пояснительная записка
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.
Цель: 1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада.
2. Развитие речевого общения.
3. Формирование интереса к чтению произведений.
Задачи: 1. Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать короткие, доступные по содержанию сказки, стихи, потешки, песенки.
2. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.
3. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Развивать интерес к народному творчеству.
Ожидаемые результаты:
1. Повторять знакомые, интересные и выразительные отрывки из произведений устного народного творчества.
2. Умение слушать фольклорные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям произведений.
3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
Содержание работы
Месяц | Тема | Задачи | Пособия |
Октябрь | Путешествие в сказку «Колобок» | Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям | Книжка с картинками, игрушки по сказке |
Октябрь | Игра – потешка «Ладушки-ладушки» | Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память | Фланелеграф, ( овощи – помидор, огурец, картофель), муляжи овощей |
Октябрь | Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай» | Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы | Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла |
Октябрь | Игра-потешка « КАК У НАШЕГО КОТА» | Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы | Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме |
Ноябрь | Инсценировка песенки «Дождик, дождик» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку | Зонтик, костюм дождика |
Ноябрь | Хороводная игра «У окошка дремлет кот» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы. | Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот |
Ноябрь | Путешествие в сказку «Репка» | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи | Фигурки настольного театра |
Ноябрь | Игровая ситуация « В гости к бабушке»- («Расти коса до пояса») | Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку | Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок |
Декабрь | Игровая ситуация «Кукла Маша и Зайчик пришли в гости» | Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей | Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение |
Декабрь | Занятие-игра «Сидит белка на тележке» | Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук | Игрушки к потешке (белочка, тележка, орешки) |
Декабрь | Русская народная песенка «Наша Маша маленька» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка | Иллюстрации к потешке |
Декабрь | Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел» | Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них | Игрушка - зайчик |
Январь | Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса» | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки | Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями |
Январь | Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки» | Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память | Иллюстрации к русской народной песенке |
Январь | Хороводная игра «Пузырь» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов | Воздушные шары |
Январь | Игра-потешка «Зайке холодно стоять» | Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; Формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры | Игрушка-зайчик |
Февраль | Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге» | Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами | Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера |
Февраль | «У куклы Кати день рождения.»- Хороводная игра «Каравай» | Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы | Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки |
Февраль | Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз» | Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку | Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы» |
Февраль | Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка» | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании | Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь,, петушок; книга с красочными иллюстрациями |
Март | Занятие-игра «Дождик-дождик веселей» | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас | Листы бумаги, синяя гуашь, кисти |
Март | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки | Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка» | Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок |
Март | Чтение стихотворений о животных | Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях | Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных |
Март | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра « Кто позвал» | Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей | Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке |
Апрель | Разучивание потешки « Наши уточки с утра: кря-кря-кря» | Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи | Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа |
Апрель | Игровая ситуация «Кто в тереме живет» | Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре) | Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр) |
Апрель | Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко» | Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре | Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег»,»Птицы прилетели». |
Апрель | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя | Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок) |
Май | Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей» | Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь | Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка) |
Май | Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик» | Учить детей внимательно слушать, повторять отдельные фразы и слова, выполнять действия. | Книжка с яркими иллюстрациями |
Май | Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст | Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка |
Май | Занятие – игра: «Сказки» | Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками | Аудиозаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки. |
Методы и приёмы обучения
- наглядный, словесный, практический, игровой;
- беседы с детьми и их родителями;
- создание окружающей предметной развивающей среды;
- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- заучивание пестушек, прибауток, потешек
Предметно-развивающая среда.
Картинки, настольные фигурки, маски, резиновые игрушки, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, театр кукол.
Режим, учебная нагрузка
План работы по кружковой работ рассчитан на 1 год, для детей 1-2 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой. Продолжительность занятия - 10 минут.
Методическое обеспечение
Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».
.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год
Разрабатывая рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста
Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...
Программа социального партнерства с семьей в группе раннего возраста.
Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагог...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Ра...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабр...
Рабочая программа по организации образовательной деятельности в группе раннего возраста по программе « Мозаика» на 2022-2023 учебный год
Содержание:Пояснительная записка ……………………………………………………&helli...
Конспект занятия «Круг» в рамках кружковой деятельности по сенсорному развитию «Разноцветный мир» в группе раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именн...