Программа кружковой работы «Сказочка» во второй группе раннего возраста «Ласточка»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Сказочка»
во второй группе раннего возраста «Ласточка»
Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развиваются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.
Цель: приобщение к художественному слову, обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Кружковая работа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:
Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Чтение художественной литературы: знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
Музыка: дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Кружковые занятия проводятся по 8- 10 минут, во второй половине дня, один раз в неделю.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Тематический план.
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор | Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. |
Фольклор народов мира. | «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера. |
Произведения поэтов и писателей России | Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка». |
Произведения поэтов и писателей разных стран | С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько |
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе
Неделя | Программное содержание |
Сентябрь | |
1 | Чтение знакомых потешек - учить эмоционально воспринимать знакомые потешки и стихи, изображать персонажей, активно участвовать в игре Гербова125 |
2 | Чтение потешки «Наша Маша маленька… » стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»- помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, чернобро ва; вызвать желание слушать потешку неодно кратно; познакомить со стихотворением; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотвор ении Гербова 68 |
3 | Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок» Цель: познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утенка, поупражнять в правильном употреблении слова тоже Гербова 34 |
4 | Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» Д\упр «Не уходит от нас киска! » -объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке Гербова 78 |
Октябрь | |
1 | Повторение знакомых сказок Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»- вспомнить с детьми знакомые сказки, помо гать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку Гербова 63 |
2 | Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»- формировать умение слушать стихотворный текст, повторять звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте Гербова 32 |
3 | Русская народная песенка «Пошел котик на торжок… ». Пирожки для котика-познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина; |
4 | Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»- учить детей воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения; обогащать словарный запас; побуждать повторять отдельные слова при повторном чтении рассказа Гербова 45 |
Ноябрь | |
1 | Чтение русской народной сказки «Теремок»- познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку |
2 | Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж»-познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа Гербова 104 |
3 | Чтение русской народной сказки «Репка»- познакомить детей с новой сказкой Гербова 57 |
4 | Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя»- приучать детей слушать большое по объему произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи Гербова 60 |
Декабрь | |
1 | Чтение украинской народной сказки «Рукавичка» - познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки Гербова 50 |
2 | Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу? »- формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки Гербова 53 |
3 | Потешка «Ой ты заюшка-пострел… ». - познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них |
4 | Потешка «Ой ты заюшка-пострел… ». – повторить с детьми потешку, ; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них; |
Январь | |
1 | Чтение стихотворения Я. Аким «Елка наряжается»- помочь детям запомнить и научиться самостоятельно читать наизусть стихотворение Гербова 56 |
2 | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»-познакомить детей с новой сказкой, помочь понять ее содержание, оценить поступки героев; вызвать желание играть в сказку Гербова 91 |
3 | Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок »- познакомить детей с произведением В. Бианки, учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы Гербова 89 |
4 | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»- учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании отдельных эпизодов, форми ровать интонационную выразительность речи; учить пересказу Гербова 75 |
Февраль | |
1 | Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»- познакомить детей с новым произведением, учить слушать поэтический текст, упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний. Гербова 37 |
2 | Чтение стих А. Барто Девочка чумазая» -расширять словарный запас за счет на речий тихо, громко, быстро, медленно, формировать грамматический строй, развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела Хомякова 35 |
3 | Чтение сказки С. Маршака «Усатый-полосатый»познакомить детей с новым произведением, вызвать желание слушать его неоднократно, договаривать слова пропущенные воспитателем Гербова 102 |
4 | Чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш»- познакомить детей с новой сказкой, вызвать интерес к прочитанной сказке |
Март | |
1 | Чтение рассказа Л. Толстого «Был у Пети и Миши конь»- совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения Гербова 37 |
2 | Чтение стихотворения Я. Аким «Мама»- помочь детям запомнить стихотворение и научить выразительно читать его наизусть Гербова 79 |
3 | Чтение сказки К. Чуковского «Путаница»- познакомить детей с доброй и веселой сказкой, вызвать желание слушать ее еще, воспроизводить звукоподражания; учить импровизировать по сказке; развивать чувство юмора; активизировать в речи детей глагол хотеть Гербова 75 |
4 | Игра-ситуация «Солнечные зайчики»- развивать воображение детей, побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации Губанова 82 |
Апрель | |
1 | Чтение стихотворения А. Барто «Самолет» с договариванием слов- помочь детям запомнить и научиться самостоятельно читать наизусть стихотворение Колдина 9 |
2 | Чтение стихотворения Б. Корсунской «Кукла Наташа» -познакомить детей с новым стихотворением, вызвать интерес к игрушке Колдина 78 |
3 | Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» - познакомить со стихотворением; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стих-нии Гербова 68 |
4 | Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок»- познакомить детей с новой сказкой, помочь понять ее содержание, учить отвечать на вопросы и участвовать в драматизации эпизодов из сказки; вызвать положительные эмоции Колдина 117 |
Май | |
1 | Чтение стих/В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? » - познакомить детей с новым произведением, помочь понять его содержание и запомнить фрагменты из него; обогатить представления детей о хороших и плохих поступках Гербова 94 |
2 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»- воспитывать у детей умение слушать по объему сказку и понимать ее содержание; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов |
3 | Чтение сказки К. Ушинского «Петушок с семьей»- обогащать и уточнять представления о повадках кур Гербова 71 |
4 | Чтение сказки бр. Гримм «Заяц и еж»- познакомить детей с новой сказкой, помочь понять ее содержание, учить отвечать на вопросы и участвовать в драматизации эпизодов из сказки; активизировать в речи слова и словосочетания: беги, наклонился, как поживаете Гербова 97 |
Перспективное планирование работы с детьми 2-3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством
Осень | Зима | Весна | Лето | |
Сказки | «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» | «Репка», «Как коза избушку строила», «Маша и медведь» | «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса» | «Снегурушка и Лиса», «Гуси-Лебеди», «Петушок и бобовое зернышко» |
Загадки | Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет (Кошка) С хозяином дружит, дом сторожит (Собака) Живет под крылечком, а хвост колечком (Собака) Хвост с узорами, сапоги со шпорами (Петух) | Зимой спит – летом улья воротит (Пчела) Квокчет, квокчет, деток созывает, всех под крыло созывает (Наседка) Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка (Поросенок) | Зимой и летом одним цветом (Елка) Комочек пуха, длинное ухо (Заяц) Прыгает ловко, любит морковку (Заяц) Не птичка, а с крыльями (Бабочка) | Под соснами, под елками лежит мешок с иголками (Еж) Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе, орешки я грызу (Белка) Голубой платок, алый колобок по платку катается, людям улыбается (Солнце) |
Пословицы и поговорки | Сентябрь лето кончается, а осень начинается. Надулся как индюк | Декабрь год кончает, а зиму начинает. Шумит как ветер | Вода с гор потекла – весну принесла. Вертится как сорока на полу | Что летом уродится – зимой пригодится. Сидит как на иголках. |
Потешки и песенки | «Наша Маша маленька», «Водичка-водичка», «Заинька походи», «Петушок-петушок» | «Наша Маша маленька», «Пошел котик на торжок», «Ай, качи-качи-качи», «Сорока-белобока» | «Курочка-рябушечка…», «Травка-муравка», «Наши уточки с утра», «Чики-чики-чикалочки», «Дождик – дождик полно лить» | «Дождик, дождик, пуще», «Солнышко-ведрышко…», «Ой ду-ду-ду-ду», «Котик серенький присел», «Божья коровка» |
Обрядовая поэзия | Игра «Ладушки-ладушки» | Игра «Каравай». Новогодние колядки: «Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько – сыром, маслом, блином и румяным пирогом» | Игра «Идет коза рогатая». Веснянки: «Жаворонки, прилетели, холодную зиму унесите, теплую весну принесите», «Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела» | Игра «Еду-еду к бабе, к деду». Троицкие песни: «Ой завью я венок из красивых цветов, из красивых цветов, на праздники» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста
Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...
Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...
Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на т...
Наглядные пособия. Демонстрационный материал по развитию речи. Программа «От рождения до школы», вторая группа раннего возраста
Демонстрационный материал...
Рабочая программа по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста
Рабочая программапо сенсорному развитиюво второй группе раннего возраста...
Чем занять ребенка дома вторая группа раннего возраста "Ласточка"
Тема недели Зима:1 неделя декабря Тема "Зима в городе"2 неделя декабря Тема "Зима в лесу"3 неделя декабря Тема "Новый год у ворот"4 неделя декабря Тема "Новый год пр...
Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста «Ласточка» на 2022-2023 учебный год
Рабочая Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группе раннего возраста, включает обязат...