Конспект НОД "Путешествие в прошлое куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать; научиться изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kukly.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №36 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Конспект занятия для детей средней группы
«Путешествие в прошлое куклы»
Составитель: Абдумелова Е.В.
2016 г.
«Путешествие в прошлое куклы»
Цель:
- развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…
- развивать мелкую моторику рук.
- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.
Материал: куклы в русских народных костюмах : девочка и мальчик.; сундучок; куклы: глиняная, тряпичная, соломенная, деревянная.
Музыкальное сопровождение. «Космическая» музыка, русская народная музыка, слайды старинной русской одежды.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. Какие средства
передвижения вы знаете? (Ответы детей). Давайте совершим путешествие в
прошлое на машине времени. Итак, готовы? Отправляемся.
(в сопровождении «космической» музыки проводится пальчиковая гимнастика)
Машина времени у нас,
В полет отправимся сейчас,
Сколько же часов затратим?
1, 2, 3, 4, 5.
Ну, а если силы взвесить,
Можем пролететь и десять.
6, 7, 8, 9, 10
Воспитатель: Вот мы и прибыли в прошлое. (на сцене девочка и мальчик в старинной одежде, играет русская народная музыка).
Воспитатель: Какие странные дети! И одеты чудно, и играют по особенному. Куда же мы с вами прибыли? Никто из вас не догадался? (В прошлое, в Древнюю Русь).
Воспитатель: Правильно! Когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Правда, похоже? Так вот… Давным-давно на Руси все так одевались. Была и особая манера разговора .
Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой. (показывает)
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?
Дети отвечают.
Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?
Воспитатель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).
- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…
Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла?
Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из соломы – соломенная,
Кукла из резины – резиновая,…
Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), нитки.
Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани. (показывает) прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Изготовление детьми Пеленашки.
Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем колыбельную.
Дети: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Приходи ночевать,
Нашу Машу качать.
.
Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.
Список использованной литературы:
- Куприна Л. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов ДОУ» Детство–Пресс
- О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Детство-пресс 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...
Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)
Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....
Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".
Цель: привлекать внимание детей к народной игрушке- кукле....
Конспект открытого занятия с детьми средней группы на тему «Путешествие в прошлое куклы»
(Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество)Цель: приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.Задачи:Образовательные:·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...