Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту.
Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).
Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.
Использование малых форм фольклора в развитии речи.
Знакомство детей с элементами растительного узора.
Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), Разрезные картинки (пазлы) -3 шт, столы-3 шт, иллюстрации кукол, письмо (для сюрпризного момента), куклы-пеленашки по количеству гостей.
Ход развлечения
(Дети заходят в группу)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям группы «Сказка», т.е. вам. Вам интересно узнать откуда это письмо?
Дети: Да.
(Воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей?
Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками.
(дети проходят на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется - Япония.
Воспитатель:
Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото).
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.
Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку).
(ребенок берет матрешку с полочки)
Воспитатель: Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?
Ребенок:
Матрешечка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
На первый взгляд – простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка и секрет внутри
Сколько же в ней куколок?
Ну – ка разбери!
Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?
Ребенок:
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом.
-Ребята, а кто желает рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ детей о матрешке, можно с помощью вопросов)
Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)
Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски, такие как: красная, желтая, синяя. У всех матрешек разное настроение: есть матрешки веселые, радостные, добрые.
Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?
Дети: У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо )
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки (топают).
(проходят на свои места)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
Дети: Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?
Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.
Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?
Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.
А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю конверт, показываю разрезные картинки).
Ой, ребята, что здесь?
Дети: Разрезные картинки.
Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.
Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
(проходят на стульчики)
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет....)
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.
Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека?
Дети: Соломенная кукла.
Воспитатель: Что нам известно о соломенной кукле?
Ребенок: Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т.к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.
Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Ребенок: Соломенной куклой интереснее играть, чем деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть. Но ей можно рассказать стихотворение, спеть колыбельную (дети рассказывают стихи, поют колыбельные).
(Рассказывают дети)
Соломенная кукла
Золотистая солома
Без сомненья всем знакома
Словно сказочные феи
Колдовали мы над нею.
Соберём в пучок
И повяжем поясок
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша.
Воспитатель: Давайте мы с ней поиграем
Игра «Тихо куколка…» (дети образуют круг, в центре круга ребенок с соломенной куклой в руках). Игра проводится в соответствии с текстом и музыкой.
Тихо, куколка, сиди (звучит тихая нежная музыка, дети ходят на «носочках»
Свою маму не буди ребенок в центре круга качает куклу.
Прыгай кукла веселей (звучит громкая задорная музыка – ребенок в центре круга
Буди маму поскорей подпрыгивает, а остальные хлопают в ладоши)
Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Воспитатель: Ребята, пока наша соломенная кукла спит, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю)
Воспитатель: Ребята, почему она так называется?
Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.
Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в нашем музее?
Ребенок:
Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.
Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.
Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «куклак». Куклак Жених – это игровая кукла.
Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символтзировала достаток в доме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла?
Дети: Эта кукла называется – Пеленашка.
Воспитатель: А как, именно эта кукла попала в наш музей?
Ребенок: Мы ее сами смастерили.
Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название?
Ребенок: Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.
Воспитатель: Для чего раньше делали таких кукол?
Ребенок: Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.
Воспитатель: Кукла - пеленашка – это мощный оберег.
Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.
Уважаемые гости а у вас есть такая кукла? (нет)
Воспитатель: А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте нашим гостям подарим таких же пеленашек как у нас.
Ребенок:
Наши куклы дороги и ярки,
Примите их в подарки.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям.
Вос-ль: Конечно, тряпичная кукла очень хороша, но с современной куклой её не сравнить (обратить внимание на современную куклу на полке).
Вос-ль: Ребята, а из чего же сделана современная кукла?
Дети: Современная кукла сделана из пластмассы. У нее есть руки, ноги, они двигаются, голова поворачивается в разные стороны, есть волосы, красивая одежда. Некоторые куклы могут ходить, говорить, петь. Куклу можно купать, переодевать и т.д. У современных кукол даже есть дома, мебель посуда. Современную куклу делают на фабрике.
Воспитатель: Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее. Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее.
Литература:
И.А. Бойчук «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009г.
Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Обзор информации по данной теме для родительского уголка....
Календарное планирование. Тема недели "Знакомство с народной культурой и традициями. ". Подготовительная к школе группа.
Ежедневное планирование на неделю (январь )по теме: "Занакомство с народной культурой и традициями" ....
Перспективное планирование по теме неделя "Знакомство с народной культурой и традициями"
Данная тематическая неделя способствует развитию у детей потребности и желание в познании творчества народной культуры, традиций, произведений народного, прикладного и изобразительного искусства на пр...
Календарное планирование тематической недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в 1 младшей группе.
Календарное планирование тематической недели«Знакомство с народной культурой и традициями» в 1 младшей группе.Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями&r...
Уважаемые родители! С 12 мая по 16 мая в дошкольном учреждении реализуется тема недели: "Знакомство с народной культурой и традициями ".
Для осуществления образовательной и деятельности в семье по данной теме рекомендуем родителям:...
Рекомендации для родителей по теме недели "Знакомство с народной культурой и традициями"
Уважаемы родители! С 18.05 по 22.05 мы реализуем тему недели «Знакомство с народной культурой и традициями»Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование ...
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе...