Занятие по экологии "Экологические цепочки в лесу ".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие по экологии "Экологические цепочки в лесу ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_otkrytoe_zanyatie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии, с применением ИКТ технологий, в подготовительной группе «Экологические цепочки». Воспитатель- Данилова Татьяна Олеговна, МБДОУ Д/С№8, группа подготовительная «Б»,«Русалочка».
Разработка занятия по образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Экологические цепочки" . К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки».
Тема: «Экологические цепочки»
Цели:
Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;
Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
Воспитания интереса и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Расширение кругозора детей о жизни животных леса.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные:
Дать
знания о том, что животные леса по виду корма делятся на
травоядных, хищников и всеядных.
Формировать
элементарные представления о взаимосвязях обитателей
леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Развивающие:
Развивать
умение составлять экологические цепочки, аргументировать
свои действия.
Стимулировать
познавательный интерес детей.
Воспитательные:
Воспитывать
добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.
Воспитывать
бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса» ,картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»,экскурсия в лес на территории д/сада, дидактическая игра «Пищевые цепочки»,чтение детской энциклопедии на тему «Дикие животные леса»,рисование на тему «Пожар в лесу»,лепка из пластилина и природного материала « Лесные звери на поляне»;сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий, в лесу; беседы на тему- «Планета Земля в опасности!», «Берегите природу !»;
открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.
Материал: посылка, наполненная яблоком, листом дуба, желудями, семечками,
сухими грибами, мелкими животными; картины с животными леса и
карточки схемы с кормом для животных ; картина леса с цепочкой питания
животных; настольная игра «Пищевые цепочки»; фланелеграф с фигурками
травы, зайца и волка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству детей).
Этапы НОД:
1
Организационный момент
Ребята,
послушайте загадку:
Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)
Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это
особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и
животных. (дети слушают и отгадывают загадку)
2 Показ посылки
(Рассматривание посылки)
Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на них написано «Корм для
животных». Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте
заглянем (открываю коробку).
Ребята,
Посмотрим, что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист
дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и
называют.)
3
Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами
Вы знаете, какие животные этим питаются в лесу?
Сейчас
я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.
В лесу живет заяц.Чем он питается ? Ответы детей (травой, веточками деревьев, корой
Деревьев).Правильно,ребята, Заяц питается растениями, поэтому относится к группе животных
травоядных. На карточке у зайца стоит зеленый кружок, это обозначает
травоядное животное.
Лось чем питается в лесу?( грибами, ягодами,
корой деревьев). Он тоже питается
растениями,это травоядное животное.
Белка чем питается ?( питается орехами, ягодами, грибами, шишками) Это травоядное
животное.
Дети,мы с вами назвали
Животных, которые питаются растениями, это
травоядные.
Повторите как называются животные, которые питаются растениями?
Есть в лесу животные, которые питаются мелкими животными, а иногда и крупными.
Волк чем питается? Ответы детей:
(питается зайцами, оленями, кабанами). Это животное- хищник
и
отмечен красным кружком.
Лиса
(питается мышками, зайцами). Она тоже хищница.
Рысь
живет в нашем лесу и питается зайцами, северными оленями, лосями,
Тоже отмечено на карточке красный кружок – хищник.
Дети,
животные, которые питаются другими животными- хищники.
Повторите, как называются эти животные?
Дети,
но есть животные, которые кушают и растения и животных и
называют их всеядные.
Медведь чем питается? Ответы детей :
(питается: грибами, ягодами, травой, корешками,
Мышам). Еж питается орехами,
орехами, яблоками, корешки, мышами-всеядное.
II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».
- Ребята, давайте поиграем. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета - это листочки, желтого - гусеницы, голубого - птицы, розового – кошки.
Задание: определите, кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.
– Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся построение? (Ответы детей: листья поедают гусеницы; гусеницами питаются птицы; на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).
- Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня мы с вами поговорим об экологических цепочках. «Экологические цепочки».
- Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно, нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.
В доказательство я вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов - чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.
- Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера? (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении).
Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?
Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Дети на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).
Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»
Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или столе)
Червячки пошли гулять. (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает (По поверхности идут указательным и средним пальцами)
Головой она кивает, (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (Раскрыть пальцы веером, большой - отвести вниз)
Глядь - (Развести руками)
А червячков уже и нет! (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
Физкультминутка - динамическая пауза «Покажи верно»
Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.
Дидактическая игра «Накорми животных»
На слайде презентации показаны картинки животных и корм.
Детям предлагается каждому животному подобрать корм.
(Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,
волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).
- Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?
1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц);
2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел);
3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь);
4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).
Загадки о животных.
Воспитатель загадывает загадки о животных, а дети отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.
******
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ежи)
******
Они крикуны ужасные,
На ножках ласты красные. (Утки)
******
Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)
******
Вьется веревка, на конце - головка. (Змея)
******
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
******
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)
******
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…. (Скворец).
******
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
******
Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. От нас зависит судьба братьев наших меньших. Поэтому давайте будем беречь и любить природу!
1 Ребёнок:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
******
2 Ребёнок :
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!..
III. Итоги .
- На какие группы делят всех животных. На каком главном признаке основано это деление? Приведите примеры.
- Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.
- Расскажите о правилах поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Пищевые цепочки в лесу"
Тема: "Пищевые цепочки в лесу"Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "Лес".Задачи: формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса ...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".
Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...
занятие "Цепочки в лесу"в подготовительной к школе группе.
Экологическое воспитание детей....
Конспект занятия в подтотовительной группе на тему "Цепочки в лесу".
Данное занятие направлено на формирование знаний у детей о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества...
Конспект занятия по экологии на тему "Пищевые цепочки в лесу"
Конспект содержит материалы по закреплению материалов о взаимодействии растений, насекомых, птиц и животных в экосистеме "Лес". Здесь находятся задания по определению пищевых цепочек в лесу,...
Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»...
Конспект занятия на тему: "Цепочки в лесу"
Конспект занятия по экологическому развитию в подготовительной к школе группе....