занятие "Цепочки в лесу"в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87 »
исполнительного комитета Нижнекамского района Республики Татарстан
Конспект занятия в подготовительной к школе группе №3 по экологии
«Цепочки питания»
Подготовила
Воспитатель МБДОУ №87
Первой категории
Иванова Наталья Богдановна
г. Нижнекамск
2014 год
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Цепочки в лесу»
Составила: Иванова Наталья Богдановна
1. Программное содержание: «Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знания о том, что лес – это сообщество животных и растений, которые не могут жить друг без друга. Обобщить знания детей об общих признаках птиц и рыб с помощью моделей. Закрепить знания детей о среде обитания животных, некоторых особенностях жизни животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, желание беречь нашу планету.»
2. Словарная работа:
Активный словарь: питается, движется, улавливается, рост, насекомые, травоядные, хищные, охотники, солнечная энергия, чешуя, цепи питания.
Пассивный словарь: моделирование, царь, мудрец, холить.
3. Индивидуальная работа:
- активировать Айрата, Катю, Лилю, Наиля в умении отвечать полным ответом.
- вырабатывать умение выслушивать ответы детей у Дамира, Артура, Ильмиры.
4. Материал к занятию:
Демонстрационный:
- грамзапись со звуками леса
- мольберт
- изображение царя, мудреца, мух, дерева, леса с его обитателями
- картинка с изображением насекомых
- схемы – модели рыб и птиц
- отдельно изображенных клювов птиц
- мяч
- изображение ящерицы
- картинки для вкладывания общей цепочки питания
- кубики с изображением животных.
Раздаточный:
- тетради
- карандаши
- лупы
5. Предшествующая работа:
Подготовка воспитателя:
- изучение программы С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» программы «Детство», «Мы», «Знакомим дошкольников с миром животных» Золотаревой Е. И., программы «2100», «Здравствуй мир», детских энциклопедий о мире животных и растений.
Подготовка детей:
- наблюдение на прогулках, экскурсиях, ознакомление с окружающим миром на занятиях по программе «2100», чтение экологической книги В. Танайсийчука – «Экология в картинках» по Николаевой, чтение детских энциклопедий.
6. Структура занятия и методические приемы:
Вводная часть:
- Игровой прием «Театр на фланелеграфе»
Основная часть:
- Рассматривание картины леса
- Рассказы детей «Чем питается дерево»
- «Кто здесь лишний»
- «Угадай по объяснению животное»
- «Определи животное (птицу) по модели»
- Опыт с чешуей «Определи, сколько лет рыбке»
- Физкультурная минутка «Земля, вода, воздух, огонь»
- Работа в тетради «Кто чем питается»
- «Выложи цепочки питания» выкладывание схем по порядку
Заключительная часть:
- «Наша планета – это наш дом»
- Чтение стихотворения
- Игра «Эхо»
7. Организация детей: дети сидят за столами.
8. Создание гигиенических условий: дети сидят за столами.
Ход занятия: (на фланелеграфе изображение царя и мудреца)
- В некотором царстве – государстве жил-был царь, и всего у него было вдоволь и жил он в тепле и холе, но однажды летом надоели ему мухи, которые его кусали. Разозлился тогда царь и позвал к себе мудреца и приказал ему придумать, как уничтожить мух. Но старый мудрец на то и мудрый, чтобы сначала подумать и все разузнать, а затем уже и приказы выполнять. И сказал он тогда царю: «Позволь сначала я с лесными жителями посоветуюсь и коль не найду я защитников для мух тогда и придумаю, как их уничтожить. «А мы ребята, отправляемся вместе с мудрецом в лес и поможем ему найти защитников для мухи».
- (Включается музыка со звуками леса, вносится изображение леса с лесными жителями, отдельно изображение дерева.)
- И решил мудрец узнать у дерева, нужна ли ему муха. Давайте , ребята , расскажем мудрецу, чем питается дерево (дереву нужна вода для того, чтобы она питала его вместе с питательными веществами, получаемыми из земли. Сок движется по стволу, по веточкам к листочкам, питая их. Для роста дерева и любого растения нужно солнечное тепло. Солнечная энергия улавливается зелеными листочками и используется ими для своего роста.)Как вы думаете, ребята, нужна ли дереву муха?(Нет)
- Вносится картинка с изображением насекомых (бабочки, пчелы, шмеля, стрекозы). И решил мудрец узнать у животных, нужна ли им муха? Кто изображен на этих иллюстрациях? Назовите одним словом (насекомые). Кто здесь лишний и почему? (Стрекоза, потому, что питается мухами).
- А какое животное, которое тоже не прочь полакомится мухой, оставило это объявление? «Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ищу новый.» (Ящерица)
- Вот модели. Определите животное по этой модели, которое тоже питается мухами. О чем говорит первая картинка? (вторая, третья, четвертая) Правильно, это птица. Посмотрите на эти схемы и скажите, все ли птицы могут питаться мухами? Почему? А найдите клюв той птицы, которая питается мухами. Назовите птиц, которые имеют такой клюв.
- Воспитатель выкладывает модель рыбы. А какое животное спрятано в этой модели? Правильно рыба. А почему ты так решил? Кто еще так думает? Кто думает по – другому? А хотите определить, сколько лет рыбе? В этом нам может помочь опыт с лупой. (Рассматривание чешуи с помощью лупы). Кто определит сколько лет рыбе, поднимите руку. Как вы это определили? (По белым полоскам на чешуе)
- Физкультминутка. Игра: «Земля, вода, огонь, воздух» (ведущий бросает мяч, а дети должны назвать животное, которое в этой среде обитает).
- Работа в тетради:
Проведите линии от животных к корму, которым они питаются. Расскажите, чем питаются медведь, волк, лиса. А чем они еще питаются? (Рыбой, птицей).
- Ребята, мы с вами поняли, что в природе все взаимосвязано, и в подтверждении выложим цепочку питания в лесу. Кто хочет? Почему ты считаешь, что эта картина должна быть на первом месте? (потому, что растения – это питание для травоядных, насекомых и птиц). А если будут насекомые, птицы, травоядные, то будут живы и другие животные.
Физкультминутка: Шла лиса мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку,
И упала в ямку – бух.
Раздавила 40 мух.
- Мудрец выслушал нас и пошел к царю. И сказал он ему: «Вот дом – эта наша планета. И все мы, и живая, и неживая природа, являемся кубиками этого дома. Представь себе, уберем мы один кубик – муху. Ведь она не нужна людям. И что произойдет – дом рухнет. Потому что если исчезнут мухи, погибнут от голода многие птицы и мелкие животные, которые ими питаются. Следом за ними исчезнут хищники. Погибнут хищники – начнутся эпидемии среди крупных травоядных обитателей земли. И, в конце концов, земля опустеет. А ведь ты помнишь, убрали всего один кубик». И царь согласился с ним.
- Чтение отрывков из стихотворений «Как прекрасен этот мир»
Любимый край - моя земля.
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы!
***
Давайте, будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
- Игра «Эхо»
Давайте, ребята, поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить, а вы будете повторять за мной. «Я люблю нашу планету. Я буду беречь природу! Спасибо, тебе, наша земля!»
Список использованной литературы
- Стихотворение Н.Забилы
- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Программа экологического образования «МЫ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе
Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...
Конспект ООД по физической культуре: «Летом в лесу» в подготовительной к школе группе
Цель: развивать двигательную активность детей. Задачи: 1. Образовательные задачи: - закреплять технику ходьбы и бега колонной по одному с соблюдением дистанции; - закреплять технику ходьбы приставным ...
конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"
Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...
План-конспект НОД на тему «В гости к осеннему лесу » в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц...
Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе
Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Приключения в Фиолетовом лесу" в подготовительной к школе группе
Цель: Формировать математические представления о счёте, числе, геометрических фигурах. Развивать интеллектуальные способности детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситу...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Приключения в Фиолетовом лесу" в подготовительной к школе группе
Совершенствовать навыки количественного счета. Закреплять знание цифр (1-9), умение располагать их в порядке возрастания, знания геометрических фигур и их свойств (цвет, форма, размер); упражнять в ум...