занятие "Цепочки в лесу"в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Иванова Наталья Богдановна

Экологическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание детей25.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей

 с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87 »

исполнительного комитета  Нижнекамского района Республики Татарстан

Конспект занятия в подготовительной к школе группе №3 по экологии

«Цепочки питания»

                            Подготовила  

                                                    Воспитатель МБДОУ №87

                                      Первой  категории

                                                            Иванова Наталья Богдановна                                                                

г. Нижнекамск

2014 год

Конспект занятия в  подготовительной к школе группе

«Цепочки в лесу»

Составила: Иванова  Наталья  Богдановна

1. Программное содержание: «Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знания о том, что лес – это сообщество животных и растений, которые не могут жить друг без друга. Обобщить знания детей об общих признаках птиц и рыб с помощью моделей. Закрепить знания детей о среде обитания животных, некоторых особенностях жизни животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, желание беречь нашу планету.»

2. Словарная работа:

Активный словарь:  питается, движется, улавливается, рост, насекомые, травоядные, хищные, охотники, солнечная энергия, чешуя, цепи питания.

Пассивный словарь:  моделирование, царь, мудрец, холить.

3. Индивидуальная  работа:

- активировать Айрата, Катю, Лилю, Наиля в умении отвечать полным ответом.

- вырабатывать умение выслушивать ответы детей у Дамира, Артура, Ильмиры.

4.  Материал к занятию:

Демонстрационный:

 - грамзапись со звуками леса

-  мольберт

 - изображение царя, мудреца, мух, дерева, леса с его обитателями

-  картинка с изображением насекомых

- схемы – модели рыб и птиц

- отдельно изображенных клювов птиц

- мяч

- изображение ящерицы

- картинки для вкладывания общей цепочки питания

- кубики с изображением животных.

Раздаточный:

- тетради

- карандаши

- лупы

5. Предшествующая  работа:

Подготовка  воспитателя:

- изучение программы С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном  детстве» программы «Детство», «Мы», «Знакомим дошкольников с миром животных» Золотаревой Е. И., программы  «2100», «Здравствуй мир», детских энциклопедий о мире животных и растений.

Подготовка детей:

- наблюдение на прогулках, экскурсиях, ознакомление с окружающим миром на занятиях по программе «2100», чтение экологической книги В. Танайсийчука – «Экология в картинках» по Николаевой, чтение детских энциклопедий.

6.  Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть:

- Игровой прием «Театр на фланелеграфе»

Основная часть:

- Рассматривание картины леса

- Рассказы детей «Чем питается дерево»

- «Кто здесь лишний»

- «Угадай по объяснению животное»

- «Определи животное (птицу) по модели»

- Опыт с чешуей «Определи, сколько лет рыбке»

- Физкультурная минутка «Земля, вода, воздух, огонь»
- Работа в тетради «Кто чем питается»

- «Выложи цепочки питания» выкладывание схем по порядку

Заключительная часть:

- «Наша планета – это наш дом»

- Чтение стихотворения

- Игра «Эхо»

7. Организация детей: дети сидят за столами.

8. Создание гигиенических условий: дети сидят за столами.

Ход занятия: (на фланелеграфе изображение царя и мудреца)

  1. В некотором царстве – государстве жил-был царь,  и всего у него было вдоволь и жил он в тепле и холе, но однажды летом надоели ему мухи, которые его кусали. Разозлился тогда царь и позвал к себе мудреца и приказал ему придумать, как уничтожить мух. Но старый мудрец на то и мудрый, чтобы сначала подумать и все разузнать, а затем уже и приказы выполнять. И сказал он тогда царю: «Позволь сначала я с лесными жителями посоветуюсь и коль не найду я защитников для мух тогда и придумаю, как их уничтожить. «А мы ребята, отправляемся  вместе с мудрецом в лес и поможем ему найти защитников для мухи».
  2. (Включается музыка со звуками леса, вносится изображение леса с лесными жителями, отдельно изображение дерева.)
  3. И решил мудрец узнать у дерева, нужна ли ему муха. Давайте , ребята , расскажем мудрецу, чем питается дерево (дереву нужна вода для того, чтобы она питала его вместе с питательными веществами, получаемыми из земли. Сок движется по стволу, по веточкам к листочкам, питая их. Для роста дерева и любого растения нужно солнечное тепло. Солнечная энергия улавливается зелеными листочками и используется ими для своего роста.)Как вы думаете, ребята, нужна ли дереву муха?(Нет)
  4. Вносится картинка с изображением насекомых (бабочки, пчелы, шмеля, стрекозы). И решил мудрец узнать у животных, нужна ли им муха? Кто изображен на этих иллюстрациях? Назовите одним словом (насекомые).  Кто здесь лишний и почему? (Стрекоза, потому, что питается мухами).
  5. А какое животное, которое тоже не прочь полакомится мухой,  оставило это объявление? «Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память.  Я успешно ищу новый.» (Ящерица)
  6. Вот модели. Определите животное по этой модели, которое тоже питается мухами. О чем говорит первая картинка? (вторая, третья, четвертая) Правильно, это птица. Посмотрите на эти схемы и скажите, все ли птицы могут питаться мухами? Почему? А найдите клюв той птицы, которая питается мухами. Назовите птиц, которые имеют такой клюв.
  7. Воспитатель выкладывает модель рыбы. А какое животное спрятано в этой модели? Правильно рыба. А почему ты так решил? Кто еще так думает? Кто думает по – другому? А хотите определить, сколько лет рыбе? В этом нам может помочь опыт с лупой. (Рассматривание чешуи с помощью лупы). Кто определит сколько лет рыбе, поднимите руку. Как вы это определили? (По белым полоскам на чешуе)
  8. Физкультминутка. Игра: «Земля, вода, огонь, воздух» (ведущий бросает мяч, а дети должны назвать животное, которое в этой среде обитает).
  9. Работа в тетради:

Проведите линии от животных к корму, которым они питаются. Расскажите, чем питаются медведь, волк, лиса. А чем они еще питаются? (Рыбой, птицей).

  1. Ребята, мы с вами поняли, что в природе все взаимосвязано, и в подтверждении выложим цепочку питания в лесу. Кто хочет? Почему ты считаешь, что эта картина должна быть на первом месте? (потому, что растения – это питание для травоядных, насекомых и птиц). А если будут насекомые, птицы, травоядные, то будут живы и другие животные.

Физкультминутка: Шла лиса мимо рынка,

Спотыкнулась  о корзинку,

                                     И упала в ямку – бух.

                                     Раздавила 40 мух.

  1. Мудрец выслушал нас и пошел к царю. И сказал он ему: «Вот дом – эта наша планета. И все мы, и живая, и неживая природа, являемся кубиками этого дома. Представь себе, уберем мы один кубик – муху. Ведь она не нужна людям. И что произойдет – дом рухнет. Потому что если исчезнут мухи, погибнут от голода многие птицы и мелкие животные, которые ими питаются. Следом за ними исчезнут хищники. Погибнут хищники – начнутся эпидемии среди крупных травоядных обитателей земли. И,  в конце концов, земля опустеет. А ведь ты помнишь, убрали  всего один кубик».   И  царь согласился с ним.
  2.  Чтение отрывков из стихотворений «Как прекрасен этот мир»

Любимый край - моя земля.

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы!

***

Давайте, будем беречь планету,

Другой  такой ведь на свете нету!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!

  1.  Игра «Эхо»

Давайте, ребята, поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить, а вы будете повторять за мной. «Я люблю нашу планету. Я буду беречь природу! Спасибо, тебе, наша земля!»

Список использованной литературы

  1. Стихотворение Н.Забилы
  2. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  3.  Программа экологического образования «МЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе

Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...

Конспект ООД по физической культуре: «Летом в лесу» в подготовительной к школе группе

Цель: развивать двигательную активность детей. Задачи: 1. Образовательные задачи: - закреплять технику ходьбы и бега колонной по одному с соблюдением дистанции; - закреплять технику ходьбы приставным ...

конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"

Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...

План-конспект НОД на тему «В гости к осеннему лесу » в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются  условия жизни  для зверей и птиц...

Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе

Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Приключения в Фиолетовом лесу" в подготовительной к школе группе

Цель: Формировать математические представления о счёте, числе, геометрических фигурах. Развивать интеллектуальные способности детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситу...

Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Приключения в Фиолетовом лесу" в подготовительной к школе группе

Совершенствовать навыки количественного счета. Закреплять знание цифр (1-9), умение располагать их в порядке возрастания, знания геометрических фигур и их свойств (цвет, форма, размер); упражнять в ум...