Перспективное планирование познавательных занятий о берёзе.Старшая группа.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Перспективное планирование НОД о берёзе , в рамках проекта " Русская берёза- красавица и целительница".Десять занятий с октября по февраль.
Цель : Дать представление о своеобразии и неповторимости берёзы. Вызвать познавательный интерес к этому дереву.
Темы : Встреча с русской красавицей. Без билета по белу свету. Снятся ли берёзе сны? и ещё интересные темы. А так же перспективное планирование по экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovaniepo_proektu_beryoza.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по экспериментальной деятельности
ОКТЯБРЬ
1. Рассматривание бересты под лупой.
Цель: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.
Оборудование:
- микроскоп,
- береста на каждого ребёнка,
- лупы.
НОЯБРЬ
1. Какой стороной дышат листья?
Цель: учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения. Выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Оборудование:
-цветок в горшке,
-вазелин.
ДЕКАБРЬ
1. Влияние света и температуры на жизнь растений.
Цель: представление детей о системе потребностей как живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.
Оборудование:
- два комнатных растения.
ЯНВАРЬ
1. Вода в жизни растений.
Цель: представление о потребности растения в воде.
Оборудование:
- стеклянная банка;
- чернила;
- сельдерей.
ФЕВРАЛЬ
1. Жизненный цикл растений.
Цель: обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Оборудование:
- ветки с различных деревьев;
- банка с водой.
Перспективное планирование
познавательных занятий
ОКТЯБРЬ
Первое занятие: “Встреча с русской красавицей” (экскурсия в лес)
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представители живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение).
Второе занятие: “Почему береза белая?” (Экскурсия в лес).
Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
НОЯБРЬ
Первое занятие: “Без билета по белу свету” (познавательные занятия).
Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействие растений и животных, растений и неживой природы; вызвать познавательный интерес.
Второе занятие: “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).
Цель: дать детям знания о том, что Береза – это олицетворение Родины,
Весны, дерево душевного добра, дерево “четырех угодий”.
ДЕКАБРЬ
Первое занятие: “Снятся ли березе сны?” (познавательное занятие).
Цель: дать обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.
Второе занятие: “Домашний доктор”
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
ЯНВАРЬ
Первое занятие: “Может ли дерево быть карликом?”
Цель: обобщенное представление о системе потребности растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды, потребностям.
Второе занятие: “Березы – символ России»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об охранных явлениях, природных территориях (местах) - заповедниках. Обобщить и расширить знание детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; пробудить эмоциональный интерес к объектам родной природы- берёзам, воспитывать бережное отношение к ней.
ФЕВРАЛЬ
Первое занятие: “Кто дружит с березой?”
Цель: обобщенное представление о взаимосвязи экологической системы: при исчезновении какого-либо живого организма в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Второе занятие: “Береза - символ России”
Цель: воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям.
ОКТЯБРЬ
1 занятие
“Встреча с русской красавицей”
(экскурсия )
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение)
Лексика: “Зарделись”, “пурпур”, прелая листва, пряная трава.
Оборудование: видоискатели, бинокли, корзинки, перчатки для сбора мусора.
Предварительная работа: чтение стихов об осени, слушанье Вивальди альбом “Времена года” - концерт “Осень”
Структура и методические приёмы:
• Фронтальное наблюдение
- Какими стали деревья?
Рассматривание деревьев, кустарников издалека. В тени и на солнце яркость окраски разная. Солнце как будто “зажигает” листву деревьев, краски становятся ярче наряднее. А вот жёлтые клёны, берёзы даже в тени “светятся”, излучают свет.
- Любование красотой.
- Художественное слово: “Осень”
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
3. Федоровская
- Закройте глаза, послушайте осенние звуки.
- Какие звуки услышали?
- Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, грибов, дыма, запах пряной травы).
Поисковые задания:
• Найдите деревья, у которых листья и жёлтого и красного цвета.
• Найдите самое жёлтое дерево.
• Почему так говорят: “Осень берёзе листочки позолотила, а осине - покрасила”?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Выстроить ряд из берёзовых листьев от светлого до тёмного.
ОКТЯБРЬ
2 занятие
“Почему берёзы белые?”
(Экскурсия )
Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Лексика: чёрточки - чечевички, бетулин, береста.
Оборудование: лупы, лопатки, корзинки, перчатки.
Предварительная работа: чтение стихотворений о берёзе.
Структура и методические приёмы:
• Игровая ситуация - найти среди деревьев белоствольную красавицу.
- Почему берёзу так назвали?
• Речевое упражнение: “Как ещё можно назвать берёзу?”
- Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы.
• Чтение стихотворения Е. Трутневой:
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Поисковые задания:
• Все ли берёзы одинаковы?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Подойти потрогать ствол, что стало с руками?
• Рассмотреть ствол берёзы через лупу. Что видите? Что это за чёрточки на стволе? (Черточки - чечевички)
• Чем берёза дышит зимой?
• Какие ветки у берёзы?
Труд:
• Укрыть корни дерева опавшей листвой. Для чего?
• Снять с погибшего дерева бересту.
Последующая работа:
• Составление тематического словарика о берёзе.
• Коллаж из бересты.
НОЯБРЬ
1 занятие
“Без билета по белу свету”
Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.
Лексика: распространение, саморазбрасывание, летуны.
Оборудование: коллекция плодов и семян: клён, одуванчик, череда, репейник, горох. Лупы, видеофильм “Путешествие жизни”
Структура и методические приёмы:
• Просмотр фильма “Путешествие жизни”
- Зачем семенам надо “бродяжничать” по белу свету?
• Рассматривание коллекции семян и плодов.
- Где здесь плоды и где семена?
Исследовательская деятельность:
- найти семена, относящиеся к летунам;
- эксперимент “Как ветер помогает им летать?”
- кто помогает распространять семена берёзы?
Сравнить семена с самолётом (птицей, бабочкой, вертолётом)
• Проблемная задача: “Где больше растёт травы, у забора или у дорожки; почему?”
• Д/И “Без билета по белу свету” (используя иллюстрации плодов и семян и знаки-символы)
Последующая работа:
• Составить коллекцию плодов и семян, распространяющихся только с помощью ветра.
• Найти лист, который упал сегодня, вчера, давно. Что произошло с листьями, которые упали давно?
• Сделать гирлянду из жёлтых листьев.
• Речевое упражнение “Скажи красивые слова об осенних берёзах”
• Речевое упражнение “На что похоже?”
• Игра “С какой ветки детка?”
• Собрать листья для засушивания.
• Природоохранный труд: уборка территории от мусора.
После экскурсионная работа:
• Сравнение картин “Золотая осень” И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова.
• Нарисовать картину, увиденную в видоискателе.
• Изготовление коллажа “Золотая осень”, используя осенние берёзовые листья.
• Разучивание стихотворение И. Бунина:
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
ДЕКАБРЬ
1 занятие
“Снятся ли березе сны?”
(экскурсия )
Цель: Дать обобщенное представление о признаках сезона, о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.
Лексика: опробковевшие клетки, береста.
Предварительная работа: Слушанье Вивальди альбом “Времена года”, концерт “Зима”.
Структура и методические приемы:
• Чтение стихотворения Ю. Орлова
Все вокруг белым - бело,
Словно в дивной сказке:
Снегу столько намело –
Полезай в салазки.
Береги лишь только нос
От беды понятной.
Нынче царствует Мороз –
Тот, что самый знатный.
• Фронтальное наблюдение “Как Мороз Иванович изменил лес”
• Погружение в краски и звуки зимнего леса.
• Любование свежей порошей. Каким стал лес после снегопада?
• Почему глазами больно смотреть на снег? (Он блестит)
• Найди через видоискатель самую красивую березку.
• Чтение стихотворения С. Есенина “Береза”
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Речевое упражнение: Скажи красивые слова о заснеженном лесе.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно.
- Логическая задача: Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чем? (фантазирование)
Исследовательские задания:
• Послушать, как скрипит снег под ногами.
• Найдите листья, семена с березы.
• Триз “В лесу много снега - хорошо или плохо?”
• Логическая задача: “Чем дышит береза зимой? (Черточками - чечевичками)
Труд: Укрыть березу снегом. Для чего?
После экскурсионная работа:
• Логическая задача “Холодно ли березке зимой?”
“Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому, береста как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые в глубине.
• В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое?
• Составление книги детских рисунков “Береза зимой”
ДЕКАБРЬ
2 занятие
“Домашний доктор”
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Лексика: гриб чага, сокодвижение, фармакология.
Предварительная работа: “Домашний доктор” - знакомство детей с комнатными лекарственными растениями.
Структура и методические приемы:
• Рассказы-загадки о растениях.
• Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.
• Береза может быть лекарственным деревом?
В березовых листьях содержится витамин С. В них содержится антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлениях.
Березовый гриб - чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна ...
• Рассматривание березовых листьев, почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.
• Логическая задача: Когда нужно заготавливать листья и почки: летом, осенью, зимой или весной?
Листовые березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи, допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Срезают ветки на лесосеках для заготовки метел и попутно с них снимают почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.
• Сочинение мини-сказки “Береза - домашний доктор”
• Составление алгоритма “Береза в жизни человека”
• Придумывание природоохранных знаков “Сохраним русскую красавицу”
• Задание на дом: Сбор экспонатов для передвижной выставки “Береза в фармакологии”.
Последующая работа:
• Открытие выставки “Береза в фармакологии”
• Заучивание стихотворения Ф.Тютчева
Смотри как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.
ЯНВАРЬ
1 занятие
“Может ли дерево быть карликом?”
Цель: Формировать обобщенное представление о системе потребности растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Лексика: карликовая береза, тундра, восковой налет.
Предварительная работа: Чтение “О том, как береза и ива остались верны родному дому”
Структура и методические приемы:
• Логическая задача “Может ли береза быть карликом?”
• В какой климатической зоне может расти карликовое дерево?
• Что им это дает - имея малые размеры частей?
• Практическое задание: “Составить опорные схемы тундры” (отобразить осадки, долготу дня и ночи, визуальную величину солнца, температуру воздуха, продолжительность зимы и лета)
• Логическая задача: Как должны выглядеть растения, “живущие” в тундре?
• Рассматривание гербария “Карликовой березы”
Корни находятся в верхнем слое почвы, т.к. ниже вечная мерзлота, дерево низкорослое, ветки стелются по земле, чтобы укрыться снегом, листья маленькие с восковым налетом, чтобы уменьшить испарение.
• Речевое упражнение: Как можно ласково назвать карликовую березу?
• Чтение стихотворения И.Бунина “Северная береза”
Над озером, над заводью лесной
Нарядная зеленая березка
“О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!”
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце блеск, лазурь и водопады.
“О девушки! Как весел лес!
Как радостны весенние наряды!”
Опять нахмурилась, опять
Мелькает снег и бор гудит сурово ...
“Я вся дрожу! Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”
Поисковые задания:
• Сравнение карликовой и бородавчатой березы.
- Какие части есть у карликовой березы?
- Какие у березы?
- Главное отличие карликовой березы от березы? (Карликовая береза – как куст, береза - дерево)
- Отдельно сравнить корни, ветки, листья (показать зависимость растения от среды обитания)
• Логическая задача: Что произойдет с нашей бородавчатой березой, если она окажется в тундре?
Последующая работа: Рисование гуашью “Карликовая береза”
ФЕВРАЛЬ
2 занятие
“Береза - символ России”
Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Лексика: береста, туесок, лыко, берестянки, “личико”, “пятка”, “плетень”. Предварительная работа: хоровод вокруг березки.
Структура и методические приемы:
• Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс “Березка”
Россия! Край серебряных родников и белых берез ... Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
Н. Рубцов.
• Картинная галерея (пейзажи русских художников Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона)
• Чтение стихов русских писателей
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Ю. Лермонтов.
Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым ...
Ф.И.Тютчев.
• Речевое упражнение: Назови ласково.
Вопросы и поисковые задания:
Береста или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно - влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-75 см), заготовка сырья производилась весной (конец мая - начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.
- Какого цвета береста?
- Почему она пачкает? (Бетулин)
- Для чего нужны черточки-чечевички? (Дерево через них дышит)
• Открытие экспозиции изделий из бересты и лыка.
Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия. В старину прибегали к трем способам плетения: диагональному (косому) - вещи с углами, шахматному (прямому) - вещи цилиндрической формы, узорному.
Лапти из березы назывались берестянки. Русские лапти имели названия: пятерик, шестерик, семерик. Виды лаптей: “закрайка”, “опушник”. Каждая часть лаптя имела свое название: носок - “личико”, пяточная часть - “пятка”, середина лаптя - “плетень”. Русский лапоть начинали заплетать с пятки, работа чаще всего велась в технике диагонального плетения. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха (померить лапти).
• Трудовая деятельность: Изготовление поделок из бересты.
• Чтение пословиц:
Терпение и труд все перетрут.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
• Чтение стихотворения.
Для меня, Россия - белые березы,
Для меня, Россия - утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России - длинные косички,
У моей России - светлые реснички,
У моей России - голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.
Если дружба велика - будет Родина крепка.
Последующая работа:
• Слушанье музыки Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”
• Заучивание стихотворения А.Прокофьева.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Создание презентации « Берёза - символ Росси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.
Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...
Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа
Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельность в старшей группе
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе...
Перспективное планирование музыкальных занятий в первой младшей группе.
Данный материал позволяет грамотно спланировать деятеьность музыкального руководителя в течении учебного года....
Перспективное планирование познавательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе
перспективное планирование образовательной деятельности в таршей группе детского сада на год по математике, с указанием целей и методической литературы....
Перспективное планирование физкультурных занятий во второй младшей группе (Л.И. Пензулаева)
Перспективное планирование физкультурных занятий во второй младшей группе (Л. И. Пензулаева), сентябрь - май. Задачи, вводная часть, основная часть, заключительная часть....
Перспективное планирование физкультурных занятий во второй младшей группе
Перспективное планирование физкультурных занятий во второй младшей группе...