Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебный металл - магнит».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леонтьева Елена Викторовна

 

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Леонтьева Елена Викторовна

                                                                Воспитатель

                                                                МБДОУ детский сад «Рябинушка»

                                                                п.Игрим. ХМАО-Югра

Конспект НОД  по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Волшебный металл - магнит».

Задачи:

— Познакомить детей с понятием «магнит»;

—Сформировать представления о свойствах магнита;

— Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

     Воспитатель: «Ребята,  к нам в группу  пришла  посылка. Интересно, от кого? Давайте откроем и всё узнаем. (Воспитатель открывает посылку, а там сундучок и диск, на диске изображены герои «Винтик» и «Шпунтик» из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»)

—Вы узнали,  кто это?  (Ответы детей)

— Как вы думаете, зачем  они  прислали нам посылку? (Ответы детей)

— Может ответ на диске?  Я поставлю диск, и мы посмотрим, что же нам хотят сказать наши друзья»

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! В этом сундучке для вас сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом карта и волшебный предмет - магнит. Удачи вам, ребята!».

Воспитатель:  Да, задачку загадали  нам  «Винтик» и «Шпунтик».

— А вы знаете, что такое магнит? (Ответы детей).

—Какой магнит?  (дети рассматриваю магниты в руках)

Воспитатель:  Магнит -  это кусок металла, который притягивает железные предметы.

     Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, на карту,  что бы мы ни чего не перепутали,  нам надо  идти по стрелкам. Отправляемся на поиски? (Ответы детей)

Основная часть:  Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д. ).

Воспитатель: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Ответы детей).   Давайте возьмём каждый по ключу и проверим, а вдруг ещё какой-нибудь притянется к магниту.  (Дети «нет»).  А почему?  А из каких материалов были ваши ключи?

    Вывод делают дети:  только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и  не притягиваются.

Воспитатель:  Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.

       А вот и второе задание.   Опыт 2: на столе 2 стакана с водой, в них  лежит по ключу.

— Ребята очень интересно,  а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Предположения детей).

Воспитатель:  А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду.  Давайте проверим,  что у нас получится. Хотите попробовать,  достать железный предмет из воды? (ДА).

Посмотрите, у нас на столе два стакана. Они одинаковые? (Стеклянный и пластмассовый). В каждом стакане вода и ключ,  при помощи магнита постарайтесь их достать. (Дети достают ключи).

Воспитатель:  Какой можно сделать Вывод:  магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду. Молодцы у нас всё  получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Опыт 3  Посмотрите , что вы видите на столе? (Ответы детей)

Воспитатель:  кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать? (Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать,  что нашли в песке). Молодцы, а теперь можно приступить к работе.  (Дети выполняют задание)

Воспитатель:  У всех получилось,  найти спрятанный предмет? (Дети перечисляют все предметы, которые они нашли с помощью магнита)

Какой можно сделать вывод?  Все предметы в песке отыскали, а это значит, что магнитные силы свободно походят через песок. Но нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше.(Звучит музыка и воспитатель предлагает отдохнуть)

       Музыкальная физминутка «Фиксики»

Опыт 4:  ребята, 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание нам нужно разделиться на пары, и выполнить задание, которое называется «Проведи ключ по лабиринту»

      Посмотрите, что мы будем делать  (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

(Дети проводят ключ по лабиринту)   У вас получилось пройти сложный лабиринт?

      Вывод: магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения. Продолжаем движение по карте, по стрелкам. (Возвращаемся к сундучку).

      Воспитатель: Ну,  вот все задания выполнены, у нас все получилось.

-А знаете почему?  (Ответы детей)   Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

      Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

-Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей).

(На столе схемы  ключей).

      Воспитатель: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти ключ, который откроет сундучок. (Дети выполняют задание)    Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовили «Винтик» и «Шпунтик». (Достают магнитный конструктор)

Да,  действительно конструктор - то  не простой, а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают.  Ребята,  может вы знаете,  где ещё используют магнит. (Ответы детей). Ребята,  посмотрите,  «Винтик» и «Шпунтик»  нам ещё что- то хотят сказать.

        «Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас,  посмотрите,  где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап:  

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? Что вам понравилось?  А что вы узнали сегодня нового о магните?  А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит,  мы узнаем в следующий раз.

Список использованных источников:

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

        Л.А.Королева «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...

Поисково-познавательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств...

План-конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный карандаш"

План-конспект занятия по рисованию в технике "каракулеграфия" с использованием триз-технологий...