Практико-ориентированный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»
проект (подготовительная группа) на тему

Жданова Мария Васильевна

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»  реализуется всеми участниками педагогического процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_zhdanova.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»

Октябрьский район,

630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96

т/ф 2694933, ds_271_nsk@nios.ru

Районный этап конкурса педагогического мастерства «Педагогический дебют»

Практико-ориентированный проект

«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»

Автор проекта:

Жданова Мария Васильевна,

воспитатель

Новосибирск, 2016

Оглавление

  1. Краткая аннотация
  2. Описание учреждения
  3. Постановка проблемы
  4. Цели и задачи проекта
  5. Методы реализации проекта
  6. Ожидаемые результаты
  7. Оценка качества реализации проекта
  8. Практическая значимость проекта
  9.  Ресурсы (бюджет проекта)

Приложения

Литература

Краткая аннотация проекта

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»  реализуется всеми участниками педагогического процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.

Реализация проекта будет проводиться через: тщательное  планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, включение педагогического состава  и родителей в образовательный процесс, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.

При реализации проекта у детей будут сформированы:

  • первоначальные представления о себе, об окружающем мире;
  •  активный познавательный интерес к природе;
  • такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность;
  • навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Срок реализации проекта: 1 (один) год

Стоимость проекта: 62860 руб.

Необходимая сумма: 6200 руб.

Автор проекта: Жданова Мария Васильевна, воспитатель.

Описание учреждения

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 271 компенсирующего вида начал работать в 1962 году как массовый детский сад. С 1972 года ДОУ первым в городе Новосибирске начал оказывать логопедическую помощь дошкольникам. В настоящее время в ДОУ функционируют 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В основе концепции развития ДОУ, как коррекционной модели дошкольного образовательного учреждения, лежит возможность: ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в речевом  и психофизическом развитии детей; комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе; вариативного набора разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей; интеграции детей с различным уровнем речевого развития.

Система работы с детьми, имеющими ТНР, представляется в следующей цепи: комплексное обследование;индивидуальная коррекционная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ;анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.

Основные цели коррекционного воспитания и обучения:

1. Обеспечение специалистов ДОУ программой действий, объединяющей аналитическую и коррекционно-развивающую работу с детьми.

2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор средств и условий коррекции детей с проблемами в развитии речи.

3. Установление связей с общественностью, социальными институтами.

4. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс.

В детском саду реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.         При отборе содержания образовательного процесса педагоги ДОУ руководствуются рекомендациями следующих программ:

  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. ФГОС. Нищева Н. В. 2015. 240с.. изд. Детство-Пресс.)
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;
  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной и другие методические разработки.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР под ред.Л.В.Лопатиной, С-П, 2014.

Постановка проблемы

В начале учебного года в ДОУ была проведена педагогическая диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.В процессе анализа результатов диагностики была выявлена одна из основных проблем: у детей подготовительной группы прослеживается низкий уровень представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о Родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;  о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Именно поэтому было принято решение создать проект по экологическому воспитанию для последующей реализации в данной группе.

Достижение этой цели  невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. «Человек и природа» - эта тема всегда была актуальна для многих философов, поэтов, писателей. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.

Человек на протяжении многих веков был потребителем по отношению к природе. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе.

Природа для ребенка является пространством для его маленьких открытий, удивлений; она заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, пробуждает любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения взаимосвязаны. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и нуждается в нашей заботе, это может закрепляться в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями.

Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать, пробудить у детей и взрослых желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Таким образом, важнейшее условие для успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером будут демонстрировать детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми будут участвовать в природоохранной деятельности.

Цель и задачи проекта

Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.

Воспитательно-образовательные задачи:

1. Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.

2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.

3. Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи.

4. Разработать серию консультаций для родителей.

5. Определить содержание эколого-развивающей среды.

6. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.

7. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

8. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

9.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

10. Провести качественный анализ проделанной работы.

Коррекционные задачи:

1. Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР.

2. Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.

3. Развивать связную речь.

Методы реализации проекта

Проект рассчитан на один год.

Реализация проекта будет осуществляться в три этапа.

Этап 1. Подготовительный

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.

1. Разработка анкет «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе и её охране?», анкетирование родителей.

Воспитатели

Сентябрь

2016 г.

1.Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.

2.Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи. 3. Разработать серию консультаций для родителей.

1.Анализ результатов анкетирования. Подбор и анализ методической литературы по теме. Разработка консультаций для родителей (Приложение 1), проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте.

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

1.Определить содержание эколого-развивающей среды.

2.Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР.

1. Создание общего фотоальбома «Мы природу бережем». Организация предметно-развивающей среды в группе.

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

Этап 2. Основной

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.

2.Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта.

3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему экологического воспитания дошкольников, буклетов,  листовок.

4.Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием.

5.Создание стенгазеты по теме «Экология».

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

В течение реализации проекта

1.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

2.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

3.Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.

4.Развивать связную речь.

1.Проведение фотовыставок («Посмотрите – я тружусь», «Огород – круглый год»).

2.Проведение выставок детских работ («Осенние фантазии», «Берегите Землю!», «Кто живёт рядом с нами» и т.д.).

3.Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей («Поле чудес», «КВН», «Путешествие по экологической тропе» и т.д.)

4.Проведение фольклорных праздников  («Международный день мира», «Праздник осени», «Зиму провожаем – Весну встречаем», «Бабушки у нас – мастерицы высший класс!» и т.д.), привлечение родителей к их организации.

5.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий.

6.Создание экологической тропы (озеленение участка, создание нетрадиционных маршрутов, оформление площадки).

7.Совместное участие в субботниках и акциях, посвященных теме «Экология».

8.Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме («Клуб молодых родителей», «Круглый стол»).

В течение реализации проекта.

Этап 3. Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Провести качественный анализ проделанной работы.

1. Организация и проведение экологического праздника для детей с участием родителей.

2. Повторное анкетирование родителей.

3.Анализ результатов проделанной работы.

4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете.

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель

Май 2017 г.

Ожидаемые результаты

1. Создана экологическая предметно-развивающая среда.

2. Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.

3. Создание картотек  игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр  по рассматриваемому вопросу.

4. У детей сформирован активный познавательный интерес к природе.

5. У детей сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.

6. Созданы определенные традиции в группе.

7. Проведены экологические праздники и акции.

8. Организовано участие родителей в жизни ДОУ.

9. В ходе реализации проекта созданы необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР, пополнился активный словарь детей.

Оценка качества реализации проекта

Способ оценки

Критерии

1.

 Периодическое анкетирование родителей

Динамика изменений в сфере экологического воспитания, у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой

2.

Наблюдение в рамках различных видов деятельности детей

Изменение отношения детей к природе, проявление любознательности, познавательного интереса, инициативы

3.

Беседа с детьми на тему «Экология»

Пополнился активный словарь, повысился уровень развития связной речи, сформированы первоначальные представления о себе и об окружающем мире

4.

Беседа с родителями, педагогами.

Активное участие субъектов образовательного процесса

5.

Наблюдение за состоянием детей

Высокая и регулярная посещаемость, снижение заболеваемости.

Анализ ресурсов

Необходимые ресурсы

Имеются в

наличии, руб.

Необходимые ресурсы, руб.

Техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Проектор
  • МФУ
  • Фотоаппарат
  • Муз.центр
  • Интернет ресурсы

22 300

25 000

4760

5000

3500

+

0

0

0

0

0

0

Дидактические игры

Картотека игр

1500

800

500

0

Финансовое обеспечение:

  • Канцелярские принадлежности
  • Пленка для ламинирования
  • Приобретение саженцев
  • Пошив костюмов

1000

800

2500

1400

Итого

62860

6200

Практическая значимость проекта

Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Семья занимает важное место в жизни человека, особенно это касается дошкольного возраста. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время сложных направлений работы ДОУ.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, только совместными усилиями педагогов и родителей возможно воспитать экологически грамотного человека.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

(авторЛ. И. Морозова)

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет _______________________________________________________

  1. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да    б) нет _______________________________________________________

  1. Кто ухаживает за животными или растениями? ____________________
  2. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать. _______________

_______________________________________________________________

  1. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да    б) нет

  1. Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ______________________________   б) нет

  1. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да    б) нет

  1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да    б) нет

  1. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да    б) нет

  1. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. _____________________________________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей

«Что мы знаем о природе и её охране?»

(автор Л. Л. Кирпичева)

  1. Какие растения и животные есть дома?
  2. Кто за ними ухаживает?
  3. Помогает ли Вам ребенок на даче, в саду и как он это делает: охотно, с радостью или равнодушно?
  4. Ваш ребенок смотрит передачи по телевизору о природе? Какие?
  5. Есть ли в доме книги о природе? Какие?
  6. В какие игры любит играть ребенок на природе?
  7. Как проводите выходные дни?
  8. Знает ли Ваш ребенок об охране растений, которые занесены в Красную книгу? Какие это растения?
  9. Какие черты характера хотите воспитать через природу, которая окружает его?
  10. Чем Вы недовольны в развитии ребенка?

Приложение  3

Темы примерных консультаций для родителей

  • «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
  • "Экологическое воспитание как средство формирования лексико-грамматических навыков у дошкольников"
  • «Досуг с ребенком на природе»
  • «В музей вместе с ребенком»
  • «Коллекционирование в семье»
  • «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе, изучаем экологические журналы»
  • «Детское экспериментирование в экологическом воспитании»
  • «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»
  • «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье»

Приложение 4

Темы буклетов для родителей

1. «Умеем ли мы беречь природу?»

2. «Осторожно, ядовитые растения!»

3. «Будьте бдительны!»

4. «Береги Землю!»

5. «Лес – наш друг»

6. «Прикоснись к природе сердцем»

7. «Экология безопасности: мы и они.»

8. «Покормите птиц зимой»

9. «Куда деть мусор?»

10. «Экология будущему школьнику»

11. «Их нужно спасти!»

Литература

1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

3. Жерневская Т. В., Мальтнова Л. А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - №3. – С. 87-94.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

5. Мартынович В. А. приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №2.

6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

На современном этапе уровень экологической культуры взрослого населения не высок, также как и уровень педагогических знаний. Именно поэтому работа по оказанию помощи семье в экологическом воспитании д...

Педагогический проект «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»

Сотрудничество с семьями djcgbnfyybrjd по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят ...

Экологическое воспитание старших дошкольников во взаимодействии с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников является одной из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно р...

Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников

Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...

Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников

Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...

Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Хромотерапия, как метод логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ"

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Педагогам и родителям необходимо вл...