Практико-ориентированный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР» реализуется всеми участниками педагогического процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_zhdanova.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»
Октябрьский район,
630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96
т/ф 2694933, ds_271_nsk@nios.ru
Районный этап конкурса педагогического мастерства «Педагогический дебют»
Практико-ориентированный проект
«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»
Автор проекта:
Жданова Мария Васильевна,
воспитатель
Новосибирск, 2016
Оглавление
- Краткая аннотация
- Описание учреждения
- Постановка проблемы
- Цели и задачи проекта
- Методы реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Оценка качества реализации проекта
- Практическая значимость проекта
- Ресурсы (бюджет проекта)
Приложения
Литература
Краткая аннотация проекта
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР» реализуется всеми участниками педагогического процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.
Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, включение педагогического состава и родителей в образовательный процесс, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.
При реализации проекта у детей будут сформированы:
- первоначальные представления о себе, об окружающем мире;
- активный познавательный интерес к природе;
- такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность;
- навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Срок реализации проекта: 1 (один) год
Стоимость проекта: 62860 руб.
Необходимая сумма: 6200 руб.
Автор проекта: Жданова Мария Васильевна, воспитатель.
Описание учреждения
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 271 компенсирующего вида начал работать в 1962 году как массовый детский сад. С 1972 года ДОУ первым в городе Новосибирске начал оказывать логопедическую помощь дошкольникам. В настоящее время в ДОУ функционируют 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В основе концепции развития ДОУ, как коррекционной модели дошкольного образовательного учреждения, лежит возможность: ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в речевом и психофизическом развитии детей; комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе; вариативного набора разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей; интеграции детей с различным уровнем речевого развития.
Система работы с детьми, имеющими ТНР, представляется в следующей цепи: комплексное обследование;индивидуальная коррекционная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ;анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.
Основные цели коррекционного воспитания и обучения:
1. Обеспечение специалистов ДОУ программой действий, объединяющей аналитическую и коррекционно-развивающую работу с детьми.
2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор средств и условий коррекции детей с проблемами в развитии речи.
3. Установление связей с общественностью, социальными институтами.
4. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс.
В детском саду реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. При отборе содержания образовательного процесса педагоги ДОУ руководствуются рекомендациями следующих программ:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. ФГОС. Нищева Н. В. 2015. 240с.. изд. Детство-Пресс.)
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной и другие методические разработки.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР под ред.Л.В.Лопатиной, С-П, 2014.
Постановка проблемы
В начале учебного года в ДОУ была проведена педагогическая диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.В процессе анализа результатов диагностики была выявлена одна из основных проблем: у детей подготовительной группы прослеживается низкий уровень представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о Родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Именно поэтому было принято решение создать проект по экологическому воспитанию для последующей реализации в данной группе.
Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. «Человек и природа» - эта тема всегда была актуальна для многих философов, поэтов, писателей. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.
Человек на протяжении многих веков был потребителем по отношению к природе. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе.
Природа для ребенка является пространством для его маленьких открытий, удивлений; она заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, пробуждает любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения взаимосвязаны. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и нуждается в нашей заботе, это может закрепляться в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями.
Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать, пробудить у детей и взрослых желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.
Таким образом, важнейшее условие для успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером будут демонстрировать детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми будут участвовать в природоохранной деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.
2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.
3. Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи.
4. Разработать серию консультаций для родителей.
5. Определить содержание эколого-развивающей среды.
6. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.
7. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
8. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
9.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.
10. Провести качественный анализ проделанной работы.
Коррекционные задачи:
1. Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР.
2. Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.
3. Развивать связную речь.
Методы реализации проекта
Проект рассчитан на один год.
Реализация проекта будет осуществляться в три этапа.
Этап 1. Подготовительный
Задачи | Мероприятия | Ответствен-ные | Срок проведения |
1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет. | 1. Разработка анкет «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе и её охране?», анкетирование родителей. | Воспитатели | Сентябрь 2016 г. |
1.Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников. 2.Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи. 3. Разработать серию консультаций для родителей. | 1.Анализ результатов анкетирования. Подбор и анализ методической литературы по теме. Разработка консультаций для родителей (Приложение 1), проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте. | Воспитатели, учитель-логопед. | Октябрь 2016 г. |
1.Определить содержание эколого-развивающей среды. 2.Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР. | 1. Создание общего фотоальбома «Мы природу бережем». Организация предметно-развивающей среды в группе. | Воспитатели, учитель-логопед. | Октябрь 2016 г. |
Этап 2. Основной
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять. 2.Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. | 1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей. 2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта. 3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему экологического воспитания дошкольников, буклетов, листовок. 4.Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием. 5.Создание стенгазеты по теме «Экология». | Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель. | В течение реализации проекта |
1.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 2.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её. 3.Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом. 4.Развивать связную речь. | 1.Проведение фотовыставок («Посмотрите – я тружусь», «Огород – круглый год»). 2.Проведение выставок детских работ («Осенние фантазии», «Берегите Землю!», «Кто живёт рядом с нами» и т.д.). 3.Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей («Поле чудес», «КВН», «Путешествие по экологической тропе» и т.д.) 4.Проведение фольклорных праздников («Международный день мира», «Праздник осени», «Зиму провожаем – Весну встречаем», «Бабушки у нас – мастерицы высший класс!» и т.д.), привлечение родителей к их организации. 5.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. 6.Создание экологической тропы (озеленение участка, создание нетрадиционных маршрутов, оформление площадки). 7.Совместное участие в субботниках и акциях, посвященных теме «Экология». 8.Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме («Клуб молодых родителей», «Круглый стол»). | В течение реализации проекта. |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Ответствен-ные | Срок проведения |
1.Провести качественный анализ проделанной работы. | 1. Организация и проведение экологического праздника для детей с участием родителей. 2. Повторное анкетирование родителей. 3.Анализ результатов проделанной работы. 4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете. | Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель | Май 2017 г. |
Ожидаемые результаты
1. Создана экологическая предметно-развивающая среда.
2. Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
3. Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по рассматриваемому вопросу.
4. У детей сформирован активный познавательный интерес к природе.
5. У детей сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.
6. Созданы определенные традиции в группе.
7. Проведены экологические праздники и акции.
8. Организовано участие родителей в жизни ДОУ.
9. В ходе реализации проекта созданы необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР, пополнился активный словарь детей.
Оценка качества реализации проекта
№ | Способ оценки | Критерии |
1. | Периодическое анкетирование родителей | Динамика изменений в сфере экологического воспитания, у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой |
2. | Наблюдение в рамках различных видов деятельности детей | Изменение отношения детей к природе, проявление любознательности, познавательного интереса, инициативы |
3. | Беседа с детьми на тему «Экология» | Пополнился активный словарь, повысился уровень развития связной речи, сформированы первоначальные представления о себе и об окружающем мире |
4. | Беседа с родителями, педагогами. | Активное участие субъектов образовательного процесса |
5. | Наблюдение за состоянием детей | Высокая и регулярная посещаемость, снижение заболеваемости. |
Анализ ресурсов
Необходимые ресурсы | Имеются в наличии, руб. | Необходимые ресурсы, руб. |
Техническое обеспечение:
| 22 300 25 000 4760 5000 3500 + | 0 0 0 0 0 0 |
Дидактические игры Картотека игр | 1500 800 | 500 0 |
Финансовое обеспечение:
| 1000 800 2500 1400 | |
Итого | 62860 | 6200 |
Практическая значимость проекта
Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Семья занимает важное место в жизни человека, особенно это касается дошкольного возраста. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время сложных направлений работы ДОУ.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, только совместными усилиями педагогов и родителей возможно воспитать экологически грамотного человека.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
(авторЛ. И. Морозова)
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да б) нет _______________________________________________________
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да б) нет _______________________________________________________
- Кто ухаживает за животными или растениями? ____________________
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать. _______________
_______________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
- Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ______________________________ б) нет
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да б) нет
- Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да б) нет
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. _____________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей
«Что мы знаем о природе и её охране?»
(автор Л. Л. Кирпичева)
- Какие растения и животные есть дома?
- Кто за ними ухаживает?
- Помогает ли Вам ребенок на даче, в саду и как он это делает: охотно, с радостью или равнодушно?
- Ваш ребенок смотрит передачи по телевизору о природе? Какие?
- Есть ли в доме книги о природе? Какие?
- В какие игры любит играть ребенок на природе?
- Как проводите выходные дни?
- Знает ли Ваш ребенок об охране растений, которые занесены в Красную книгу? Какие это растения?
- Какие черты характера хотите воспитать через природу, которая окружает его?
- Чем Вы недовольны в развитии ребенка?
Приложение 3
Темы примерных консультаций для родителей
- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
- "Экологическое воспитание как средство формирования лексико-грамматических навыков у дошкольников"
- «Досуг с ребенком на природе»
- «В музей вместе с ребенком»
- «Коллекционирование в семье»
- «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе, изучаем экологические журналы»
- «Детское экспериментирование в экологическом воспитании»
- «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»
- «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье»
Приложение 4
Темы буклетов для родителей
1. «Умеем ли мы беречь природу?»
2. «Осторожно, ядовитые растения!»
3. «Будьте бдительны!»
4. «Береги Землю!»
5. «Лес – наш друг»
6. «Прикоснись к природе сердцем»
7. «Экология безопасности: мы и они.»
8. «Покормите птиц зимой»
9. «Куда деть мусор?»
10. «Экология будущему школьнику»
11. «Их нужно спасти!»
Литература
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
3. Жерневская Т. В., Мальтнова Л. А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - №3. – С. 87-94.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
5. Мартынович В. А. приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №2.
6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников.
На современном этапе уровень экологической культуры взрослого населения не высок, также как и уровень педагогических знаний. Именно поэтому работа по оказанию помощи семье в экологическом воспитании д...
Педагогический проект «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»
Сотрудничество с семьями djcgbnfyybrjd по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят ...
Экологическое воспитание старших дошкольников во взаимодействии с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников является одной из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно р...
Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников
Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...
Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников
Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников
Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...
Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Хромотерапия, как метод логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ"
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Педагогам и родителям необходимо вл...