Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»
Н. А. Коркина
Цель: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закреплять у детей понятия Родина, символ.
2. Учить детей замечать средства художественной выразительности.
3. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, полая, чаевничать, белоствольная.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
2.Воспитывать культуру поведения за столом, доброжелательное отношение друг к другу.
3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.
Ход НОД
1. Организационный момент. (дети стоят возле стульчиков).
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись.
Воспитатель: Улыбнулись?
Дети: Улыбнулись.
Воспитатель: Вы оделись?
Дети: Мы оделись.
Воспитатель: В сад примчались?
Дети: В сад примчались.
Воспитатель: Подружились?
Дети: Подружились.
Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути друг другу нужные.
Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.
Посмотрите
К нам гости пришли, дорогие пришли!
Рады мы гостям,
Как добрым вестям!
Давайте и с гостями поздороваемся с улыбкой радостно и весело.
Здравствуйте! (Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо. Давайте, посмотрим его. (Слайд №1)
(На экране медвежонок в жаркой стране)
Ребята, я потерялся!
На наш дом налетел ураган
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко.
И я теперь не знаю,
Где моя мама и как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу…
Воспитатель: Ребята, что же будем делать? (Ответы детей)
Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама.
- А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
- Родина – это та страна, где мы родились. Как называется наша Родина? (Россия)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Передай сердечко, назови словечко». Давайте встанем в круг и поочерёдно передавая друг другу сердечко, будем говорить, какая у нас страна. (Например, большая, красивая, великая, любимая, огромная, богатая, сильная и т. д.)
-Молодцы, много хороших слов сказали о Родине. А еще у каждой страны есть символы.
- Вспомните, какие три символа есть у каждой страны, в том числе и у России? (флаг, герб, гимн)
Восп. Назовите какие цвета у Российского флага?
Дети: Белый, синий, красный
Восп. Кто расскажет четверостишие о флаге?
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход.
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты –
Это флаг моей страны.
Восп. -Что изображено на гербе России?
(двуглавый орёл, в центре Георгий Победоносец на коне с копьём в руках, он убивает змея).
Восп. -Где можно увидеть герб России?
(на деньгах, грамотах, документах, в паспорте)
Восп. -Третий символ России вы сказали гимн, а что это такое?
(Это песня прославляющая страну.)
Восп. -Как её слушают?
(Стоя и молча, можно тихонько подпевать.)
- Ну что, я думаю мы с вами не потеряемся, посмотрите на груди у вас брошь-триколор (белые, синие и красные лепестки, цвета нашего флага, чтобы все видели, что мы россияне) и в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле наш волшебный клубок. Который не раз нам помогал и указывал дорогу. Вы готовы? (Да)
Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи! (дети подходят к доске)
( Изображения деревьев: береза, баобаб, пальма.)
Дидактическое упражнение «Что не так?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали, как называется место, где растет много деревьев? (Мы попали в лес)
- А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)
- Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, баобаб, – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России)
Восп. -Что ребята вы знаете о берёзе?
(Берёза это единственное дерево, у которого белый ствол. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит потому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт.)
Восп. – Растет березка во всех уголках нашей необъятной родины. На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они радуют нас своей красотой в разное время года.
(Слайд№2) Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
(Слайд№3)
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
(Слайд№4)
-Как называется место, где растут одни березы (березовая роща).Нигде в мире нет больше таких березовых рощ, как в России.
О белоствольной русской красавице сложено много стихов и песен. Какой русский человек не любит берёзку – красавицу! Берёза - это неофициальный символ России. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное, вот многие вспоминают березку. На Руси сравнивали красавицу берёзку с девушкой нежной.
(Слайд 5)
Летом в июне месяце на Руси справляли праздник - Троицу. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры. Давайте и мы подойдем к нашей березке возьмемся за ее веточки и загадаем самое заветное желание, вот посмотрите оно непременно сбудется. А теперь украсим ее ленточками. Посмотрите, ребята, какая красивая и нарядная получилась у нас берёзка. Сейчас Рита нам прочитает о ней стих.
Берёзонька, ты моя берёзонька:
Берёза моя белая,
Берёза раскудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Серёжки махровые.
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
Давайте и мы заведём хоровод вокруг берёзки, как в старину.
(Дети под песню «Во поле берёза стояла» водят хоровод вокруг берёзки.)
Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька. Но нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.
Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель подводит детей к накрытому столу с самоваром.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? Как вы думаете, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская…. (Матрешка) (Воспитатель показывает матрешку)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. Выглядела первая русская матрешка вот так…
Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог
- А чем матрешки похожи? (Ответы детей). У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.
Воспитатель: К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Вот такая она русская матрешка! Матрешка – как я уже говорила, это тоже символ России.
Ну что ж, хозяйки нет, пора нам дальше в путь дорожку отправляться. Медвежонок ждет нашей помощи.
Матрешка. Подождите, подождите. Уж простите вы меня гости дорогие, задержалась я, вот на рынок за валенками ходила, для своей меньшой Матрешечки. А то зима то близко, а ножки надо в тепле держать. Ох, самовар не согрела, но вы хоть присядьте с дороги, отдохните, да поведайте, куда путь-дорожку держите?
Воспитатель. Дети, скажите, куда мы идем? (Выручать медвежонка, он даже не знает в какой стране находится) А мы в пути познакомились с двумя неофициальными символами России. С какими ребята? (с березкой, Матрешкой)
Матрешка. Ой, да у меня в избе много неофициальных символов России, я сейчас буду загадывать загадки, а отгадками будут являться символы.
1 загадка.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша ... . Ответ: Балалайка
Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России. Вслушаемся в звучание самого слова «балалайка» или, как её ещё называли, «балабайка». Очень похоже на слова балакать, балабонить, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту, пустозвонить. Эти понятия верно передают характер инструмента – звонкого, забавного, бренчливого. Итак, балалайка – это тоже символ России.
2 загадка
Знает взрослый человек,
знает даже маленький.
Чтоб зимой не болеть
Надевают… (валенки)
Любой русский человек, знает, как теплы и хороши валенки в холодное зимнее время. Валенки можно с полной уверенностью назвать исконно русской обувью, создание которой произошло в холодной Сибири. Эта обувь является одним из символов России. Валенки доказывают талантливость и изобретательность русского народа. Сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть, валяют валенки без швов, то есть целиком.
Такая полезная, удобная и красивая обувь вряд ли когда-то потеряет свою популярность, она уже давно по достоинству оценена русским народом. Итак, валенки – это тоже символ России.
3 загадка
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт.
(Самовар)
Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет». Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Правильно ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать- это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали лимон, пироги, бублики (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе) Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так, как раньше это принято было делать.
Воспитатель: Дети всегда пили чай со взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар. Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.
Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома.
А сейчас, ребята, давайте к этому замечательному столу слепим угощение – баранки, вдруг в этот дом еще гости зайдут. (Воспитатель показывает детям на тарелочки с кусочками соленого теста)
Дети лепят под напевы балалайки.
- Складывайте свои баранки на разнос. Вот так угощение! А теперь вытирайте руки влажными салфетками, чтобы они были чистыми. Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.
Матрешка. Все ребята молодцы, все сообразительны и загадки отгадали просто восхитительно! Вот вам от меня подарок, карта на которой отмечены все неофициальные символы России. Пока вы идите мишку спасайте, а я чай согрею и буду вас поджидать вместе чаю попьем, да беседу поведем.
Воспитатель. Дети, поблагодарите Матрешку за подарок.
Воспитатель берет волшебный клубок
Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
(Слайд №6)
(Останавливаются полукругом около экрана. На экране ворота и силуэты матрешки, березы, самовара, валенок, балалайки, медведя- черный силуэт.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие большие ворота, может мы уже пришли и там за ними и есть Родина медвежонка, где живет его мама медведица… Но ворота закрыты. Как же открыть их? (Ответы детей) Надо найти ключи.
Воспитатель: Посмотрите, здесь подсказки. На воротах уже знакомые нам предметы: матрешка, березка, валенки, балалайка, самовар. Что общего у этих предметов? (Это символы нашей страны России). Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? (В России). Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия.
(Слайд №7)
Но, посмотрите, ворота все еще не открылись. Потому что один символ мы не назвали, он остался черным силуэтом. Кто это? (Дети по силуэту узнают, что не хватает медвежонка). Правильно, ребята! Давайте посмотрим на карте есть ли там медведь.
Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
(Слайд 8)
На экране закрывается последний силуэт – изображение медведя. Ворота открываются и там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице)
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину Россию и вернуться к маме – медведице. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень добрый, мудрый, терпеливый.
Хотя мы еще и маленькие мы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, помогать им в беде. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”
А теперь давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад, нас там ждет матрешка, будем чай пить и разговоры вести.
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Попрощайтесь с гостями.
(До свидания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема:"Моя малая родина-город Иркутск"
Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"
На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Символ Масленицы - солнышко». Лепка из соленого теста.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Символ Масленицы - солнышко». Лепка из соленого теста.Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через леп...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Подсолнух – символ Кубани» (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ).
Цель: Обогатить знания детей о зерновой культуре Краснодарского края – подсолнухе. Расширить знания детей о строении растения, уборке семян, отжиме и получении масла....
Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста "Варежки - символ русской зимы"
Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста "Варежки - символ русской зимы"...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Неофициальные символы России"
Символы – это предметы, изображения или слова, которые имеют для человека или целого народа очень важное значение.У России, как и всякого другого государства, есть свои собственные государственн...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста: «Государственные символы Республики Тыва»
laquo;Любить свой край, знать егобогатства, его особенности,его историю – на этих лучшихчувствах к родным местам ивоспитывается подлинный патриотизм.М.И. Калинин...