Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема:"Моя малая родина-город Иркутск"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Источкина Елена Леонидовна

Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Источкина Е.Л.

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска

детского сада №10

Конспект непосредственной образовательной

деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Моя малая родина-город Иркутск».

Цель:Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе. 

Образовательные задачи: Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов , их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить чётко произносить звук Р, чистоговорку. Учить образовывать прилагательные от существительных(дом из кирпича-кирпичный….)

Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Воспитывающие: Воспитывать у детей интерес к родному городу, любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Словарная работа: иркутяне, авиазавод

.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об Иркутске, просмотр альбомов с видами города, разучивание чистоговорки «ра-ра-ра…уезжает детвора».

Материал: альбомы с видами Иркутска, мяч.

Технологии:

Здоровьесберегающие:

  1. Коммуникативная игра «Круг приветствия».
  2. Коммуникативная игра «Встретимся опять».
  3. Физкультминутка «Мы по городу гуляем».

Технологии развивающего обучения:

  1. Дидактическая игра «Что есть в нашем городе?»
  2. Дидактическая игра «Разные дома».

Подготовительная работа:

Педагог:

  1. Беседа об истории возникновения города Иркутска.
  2. Подбор стихотворений об Иркутске.
  3. Слушание песни «Иркутская история» (автор А.Е.Вулых).

Дети:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением города, составление кроссворда «Иркутск-середина Земли».
  2. Разучивание физкультминутки «Мы по городу гуляем».

Родители:

  1. Составление альбомов «Достопримечательности Иркутска», «Экскурсии в музеи города».

Материалы и оборудование:

  1. Картинки, фотографии с изображением города.
  2. Мяч.

План занятия:

1.Организационный момент:

1.1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»http://ped-kopilka.ru/.

1.2. Постановка проблемы.

2.Основная часть:

2.1. Подбор фотографий про Иркутск yandex.ru/images

2.2.Подбор стихотворений для детей про Иркутск kidsclever.rucontent/stihi-pro-irkutsk

2.2.Физкультминутка «Мы по городу гуляем» https://multiurok.ru/tat30073007 

3.Заключительная часть:

3.1. Итог занятия.

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять» http://nsportal.ru/rybyakova-minzilya-faritovna

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1. 1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»

Придумано кем-то просто и мудро. 
При встрече здороваться – доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам. 
Доброе утро, улыбчивым лицам. 
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра. 
-Сначала сядут девочки, потом мальчики. 
(Дети, стоя в кругу, улыбаются, здороваются. Садятся.) 

1.2. Постановка проблемы:

Ребята, сегодня нам в группу почтальон принёс письмо. Сейчас мы его откроем и прочтём:

Иркутск – как много в этом слове,

Созвучных букв, так близкие Душе.

Иркутск – ты часть моей России,

Ты часть Вселенной, часть Земли!!!

И находишься в Восточной ты Сибири,

Там, где протекает Ангара,

Вытекая из могучего Байкала

Убегающая красота…

Ты богатый лесом и пушниной,

Ты богат разнообразьем рек.

По тебе железные дороги

Перевозят сотни человек.

Я любуюсь каждый день тобою,

Я любуюсь Ангарой,

Над которой каждый вечер новый

Розовый закат стоит стеной,

2.Основная часть (практическая деятельность):

2.1.Тематическая беседа. 
Воспитатель:

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) 
 -Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находиться наш родной дом. Наша малая Родина – город, в котором мы живём. 
Как называется город, в котором мы живем? (Город Иркутск) 
-Как назвать жителей Иркутска? Мы с вами…иркутяне. 
- Какой у нас город? (Большой, чистый, красивый...) 

2.2.Путешествие на автобусе по городу

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по нашему городу.

Мы поедем на автобусе:

Мы в автобус быстро сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофёр педаль нажал

И автобус побежал.(СХЕМА)

Чистоговорки: ра-ра-ра…уезжает детвора

Ра-ра-ра- мы поехали ура!

Ру-ру-ру крепко руль я держу

Ру-ру-ру я друзей с собой беру

Ра-ра-ра- мы приехали ура!

Воспитатель: вот сейчас мы проезжаем улицу….-дети называют улицу, на которой они живут(улица Авиастроителей, Волгоградская, Новаторов и др.) Остановка. Дети выходят и подходят к стенду с иллюстрациями

2.3.Беседа по теме занятия с опорой на фотографии родного города

Воспитатель. Наш город большой и красивый.

-Авиазавод (здесь делают самолёты)

-Дворец (приезжают артисты показывают представления, здесь занимаются дети в разных кружках)

-Площадь (вечный огонь, памятник самолет..)

-Много разных магазинов:( картинка с инструментами -магазин инструментов - они нужны чтобы что-то ремонтировать строить.., магазин игрушек, бытовой техники, продуктовый магазин.)

2.4.Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

 
Мы по городу шагаем – 
Много видим, называем: 
Светофоры и машины, 
Ярмарки и магазины, 
Скверы, улицы, мосты 
И деревья, и кусты! 
(Импровизация движений по тексту) 



2.5.Игра «Что есть в нашем городе?» 
Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит «В нашем городе есть….» или «В нашем городе много…» (Образуют форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Н-р: есть музеи, театры, цирк, много домов...) 

2.6. Составление рассказа о родном городе с опорой на мнемотаблицу
-Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ об Иркутске. Поможет вам в этом таблица (предъявляет мнемотаблицу) 

Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать 

Примерный рассказ: 
Я живу в Иркутске. Мой родной город – Иркутск. В Иркутске живет много людей. В Иркутске много высоких домов, широких улиц. В Иркутске много деревьев и цветов. В Иркутске есть цирк, музей, фонтаны, памятники. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город и свою страну. 

2.7.Дидактическая игра «Разные дома»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных(дом из кирпича-кирпичный….)

Ход игры:

-Как мы назовём дом из кирпича(кирпичный), из стекла ,из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина ,изо льда.(Ответы детей).

3. Заключение (рефлексия):

3.1. Итог занятия:

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в наш детский сад. Как говорят в пословице : «В гостях хорошо, а дома лучше!»

О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).

 Что понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей).

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».



Предварительный просмотр:

Автор – Источкина Е.Л.

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска

детского сада №10

Конспект непосредственной образовательной

деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Моя малая родина-город Иркутск».

Цель:Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе. 

Образовательные задачи: Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов , их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить чётко произносить звук Р, чистоговорку. Учить образовывать прилагательные от существительных(дом из кирпича-кирпичный….)

Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Воспитывающие: Воспитывать у детей интерес к родному городу, любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Словарная работа: иркутяне, авиазавод

.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об Иркутске, просмотр альбомов с видами города, разучивание чистоговорки «ра-ра-ра…уезжает детвора».

Материал: альбомы с видами Иркутска, мяч.

Технологии:

Здоровьесберегающие:

  1. Коммуникативная игра «Круг приветствия».
  2. Коммуникативная игра «Встретимся опять».
  3. Физкультминутка «Мы по городу гуляем».

Технологии развивающего обучения:

  1. Дидактическая игра «Что есть в нашем городе?»
  2. Дидактическая игра «Разные дома».

Подготовительная работа:

Педагог:

  1. Беседа об истории возникновения города Иркутска.
  2. Подбор стихотворений об Иркутске.
  3. Слушание песни «Иркутская история» (автор А.Е.Вулых).

Дети:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением города, составление кроссворда «Иркутск-середина Земли».
  2. Разучивание физкультминутки «Мы по городу гуляем».

Родители:

  1. Составление альбомов «Достопримечательности Иркутска», «Экскурсии в музеи города».

Материалы и оборудование:

  1. Картинки, фотографии с изображением города.
  2. Мяч.

План занятия:

1.Организационный момент:

1.1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»http://ped-kopilka.ru/.

1.2. Постановка проблемы.

2.Основная часть:

2.1. Подбор фотографий про Иркутск yandex.ru/images

2.2.Подбор стихотворений для детей про Иркутск kidsclever.rucontent/stihi-pro-irkutsk

2.2.Физкультминутка «Мы по городу гуляем» https://multiurok.ru/tat30073007 

3.Заключительная часть:

3.1. Итог занятия.

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять» http://nsportal.ru/rybyakova-minzilya-faritovna

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1. 1.Коммуникативная игра «Круг приветствия»

Придумано кем-то просто и мудро. 
При встрече здороваться – доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам. 
Доброе утро, улыбчивым лицам. 
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра. 
-Сначала сядут девочки, потом мальчики. 
(Дети, стоя в кругу, улыбаются, здороваются. Садятся.) 

1.2. Постановка проблемы:

Ребята, сегодня нам в группу почтальон принёс письмо. Сейчас мы его откроем и прочтём:

Иркутск – как много в этом слове,

Созвучных букв, так близкие Душе.

Иркутск – ты часть моей России,

Ты часть Вселенной, часть Земли!!!

И находишься в Восточной ты Сибири,

Там, где протекает Ангара,

Вытекая из могучего Байкала

Убегающая красота…

Ты богатый лесом и пушниной,

Ты богат разнообразьем рек.

По тебе железные дороги

Перевозят сотни человек.

Я любуюсь каждый день тобою,

Я любуюсь Ангарой,

Над которой каждый вечер новый

Розовый закат стоит стеной.

2.Основная часть (практическая деятельность):

2.1.Тематическая беседа. 
Воспитатель:

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) 
 -Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находиться наш родной дом. Наша малая Родина – город, в котором мы живём. 
Как называется город, в котором мы живем? (Город Иркутск) 
-Как назвать жителей Иркутска? Мы с вами…иркутяне. 
- Какой у нас город? (Большой, чистый, красивый...) 

2.2.Путешествие на автобусе по городу

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по нашему городу.

Мы поедем на автобусе:

Мы в автобус быстро сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофёр педаль нажал

И автобус побежал.(СХЕМА)

Чистоговорки: ра-ра-ра…уезжает детвора

Ра-ра-ра- мы поехали ура!

Ру-ру-ру крепко руль я держу

Ру-ру-ру я друзей с собой беру

Ра-ра-ра- мы приехали ура!

Воспитатель: вот сейчас мы проезжаем улицу….-дети называют улицу, на которой они живут(улица Авиастроителей, Волгоградская, Новаторов и др.) Остановка. Дети выходят и подходят к стенду с иллюстрациями

2.3.Беседа по теме занятия с опорой на фотографии родного города

Воспитатель. Наш город большой и красивый.

-Авиазавод (здесь делают самолёты)

-Дворец (приезжают артисты показывают представления, здесь занимаются дети в разных кружках)

-Площадь (вечный огонь, памятник самолет..)

-Много разных магазинов:( картинка с инструментами -магазин инструментов - они нужны чтобы что-то ремонтировать строить.., магазин игрушек, бытовой техники, продуктовый магазин.)

2.4.Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

 
Мы по городу шагаем – 
Много видим, называем: 
Светофоры и машины, 
Ярмарки и магазины, 
Скверы, улицы, мосты 
И деревья, и кусты! 
(Импровизация движений по тексту) 



2.5.Игра «Что есть в нашем городе?» 
Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит «В нашем городе есть….» или «В нашем городе много…» (Образуют форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Н-р: есть музеи, театры, цирк, много домов...) 

2.6. Составление рассказа о родном городе с опорой на мнемотаблицу
-Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ об Иркутске. Поможет вам в этом таблица (предъявляет мнемотаблицу) 

Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать 

Примерный рассказ: 
Я живу в Иркутске. Мой родной город – Иркутск. В Иркутске живет много людей. В Иркутске много высоких домов, широких улиц. В Иркутске много деревьев и цветов. В Иркутске есть цирк, музей, фонтаны, памятники. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город и свою страну. 

2.7.Дидактическая игра «Разные дома»

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных(дом из кирпича-кирпичный….)

Ход игры:

-Как мы назовём дом из кирпича(кирпичный), из стекла ,из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина ,изо льда.(Ответы детей).

3. Заключение (рефлексия):

3.1. Итог занятия:

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в наш детский сад. Как говорят в пословице : «В гостях хорошо, а дома лучше!»

О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).

 Что понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей).

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

             Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»

    Задачи  руководства  игрой.  Способствовать  развитию  сюжетосложения  в  игре.  Закреплять  у  детей  умение  выстраив...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»

Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Весенняя сказка"

         Цель: Развивать художественные и творческие способности воспитанников.Задачи:·        учить составлять сказку на предложенну...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Невидимка-воздухЦели:-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;Задачи:- дать представление о том, что он занимает место...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина – город Мичуринск»

Данное занятие проводится с детьми старшей группы. В процессе занятия расширяются знания дошкольников  о малой Родине - о городе Мичуринске, его истории, достопримечательностях. Дети отправляются...