Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой в средней группе «Зелёная аптека»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка №1411»
ДО №939
г. МОСКВА
Формирование целостной картины мира.
Ознакомление с природой
в средней группе
«Зелёная аптека»
Воспитатель
Толпыго Наталья Анатольевна
Тема: «Зелёная аптека».
Цель:
Расширить представления детей о природе. Ознакомить детей с лекарственными растениями и их применением.
Способствовать развитию любознательности, свободному общению со взрослыми.
Учить детей слушать сказку внимательно и получать положительные эмоции от общения с родителями.
Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Предварительная работа:
Беседа с родителями о необходимости проведения совместного занятия для укрепления связи: детский сад – семья.
Распределение ролей между родителями и подготовка к проведению занятия.
Домашнее задание для родителей: принести лекарственные растения.
Словарная работа:
Тысячелистник, отвар, настой, сквозняк, знобит, негоже.
Оборудование:
Колобок.
Корзинки.
Веточки малины, липы, шиповника, черёмухи и тысячелистника. Листья подорожника.
Малиновое варенье.
Ход занятия.
Часть I.
Испекла бабушка Колобок и поставила его на подоконник остывать. Колобок получился красивый, румяный, как ясно солнышко. Остывает Колобок и слушает, что в избе происходит (бабушку и дедушку играют родители).
Бабушка.
Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я этих слов и вовсе не знала.
Дедушка.
А меня, видать, продуло –
Знобит так, что мочи моей нет...
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла...
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно...
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабушка.
Нет у меня сил, за травами идти.
Ты, старик, лечись, чем есть
И не ворчи.
Колобок. (слушает и про себя рассуждает)
Негоже мне без дела отдыхать,
Нужно деду и бабушке лечится помогать.
Ну-ка, спрыгну я с окошка.
Да покачусь вдоль дорожки.
Лечебные растения отыщу.
Заодно и на мир посмотрю,
А чтобы быстрее собрать все, что надо,
Возьму с собой ребят из детского сада!
Здесь можно спросить детей, чем, кроме таблеток, их лечат, когда они болеют (родители помогают детям отвечать).
Возможно, дети назовут какие-то народные средства. В этом случае нужно похвалить ребят за то, что они запомнили, чем их лечили, и предложить стать хорошими помощниками Колобку.
Если же вопрос у детей вызывает затруднение, то воспитатель предлагает идти с Колобком, чтобы от него узнать, какие растения лекарственные.
Воспитатель поднимает руку с Колобком, вращает его и приговаривает:
– Ну-ка, ребята давайте от Колобка не отставать. Куда он, туда и мы пойдем.
Все подходят к малине.
Колобок.
Вот обычная малина... Но... (пауза)
При простуде и ангине
Чай с малиновым вареньем –
Наилучшее леченье.
Можно поговорить с детьми о том, что малиновое варенье - очень вкусное лекарство. При простуде пьют горячий чай с ягодами, после чего следует хорошо накрыться одеялом, пропотеть и сразу же сменить одежду. Но если нет варенья и ягод, то используют отвары из веток малины. Нужно помнить, что малиновый отвар или чай нельзя пить на сквозняке. Дети собирают веточки малины, а если есть, то и ягоды в общую корзинку.
Воспитатель поднимает Колобка вверх, вращает его, приговаривая:
– Покатился, покатился Колобок,
А мы за ним все вместе идем
Ни на шаг не отстаём.
Все подходят к следующему объекту - липе. Если дерево в цвету, предложите детям вдохнуть его аромат.
Колобок.
Чай из липового цвета
Помогает от простуды.
Пьют его, когда болеют.
Липу знают все повсюду.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда пьют липовый чай, соблюдают те же правила, что и при использовании малины. Поскольку детям цветущие ветки не достать, воспитатель сам срывает одно-два соцветия. Их складывают в другую корзинку.
Следующим объектом может быть шиповник.
Колобок.
Если слабость и сонливость,
II побегать нету сил,
Пей шиповника отвары,
В нём целебный витамин.
Воспитатель рассказывает, что плоды шиповника очень полезны, в них много целительного витамина С. Настои и сиропы шиповника - самые насыщенные витаминами.
Следующее лекарственное средство - черёмуха. Можно напомнить детям, как выглядело это дерево весной.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветви золотистые.
Что кудри, завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
(С.Есенин)
Когда на черёмухе вызревают ягоды, их сушат и применяют при расстройствах пищеварения. Но целебны не только плоды. Их можно заменить отваром листьев. Цветы черёмухи настаивают как чай и промывают глаза.
Дети собирают в корзину листья черёмухи.
Затем можно показать ребятам тысячелистник, который растёт на лужайке и встречается по обочинам дорог повсеместно, даже в городе.
Колобок.
Если у тебя болит живот
Пей настой тысячелистника
И боль пройдёт.
Воспитатель рассказывает, что для настоя используют и стебель, и листья, и цветы тысячелистника.
Колобок.
Подождите, подождите... Мимо подорожника никак нельзя пройти. Это очень важное растение в зелёной аптеке. Коль подорожника прохладный чистый лист на рану или ссадину положишь, то боль пройдёт, и скоро это место заживёт.
Дети собирают в отдельную корзинку листья подорожника.
Колобок.
Ну вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Спасибо, ребята, за помощь. Мне пора возвращаться.
Все идут к окну, на котором лежал Колобок. Воспитатель кладёт Колобка на подоконник, рядом ставит корзинки со сборами ребят. Дети благодарят Колобка за то, что он показал и рассказал им о лекарственных растениях.
Часть II.
Далее воспитатель предлагает родителям с детьми пройти к столу. Все вместе садятся пить лечебный чай с вкусным вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки). На тему: «Путешествие в осенний лес»
интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка» Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее к...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию целостной картины мира. Ознакомление с природой. «Лесные животные»
Виды детской деятельности:- игровая- коммуникативная- продуктивная Цели:- обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных);- учить детей при...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой. Тема: «Прогулка по весеннему лесу.
Тема: «Прогулка по весеннему лесу.Программное содержание: Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды, расширять представления о лесных животных, о весенних цветах. Формировать ...
«Познавательное развитие», направление «Формирование целостной картины мира» (ознакомление с окружающим природным миром). Тема: «В гости к нам пришла кукла Маша».
Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.Задачи:- продолжать знакомить с предметами, необходимыми в быту;- закреплять знания обобщающих слов...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...