Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки). На тему: «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»
Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту в осенний период.
Программные задачи:
Обучающие:
- Обогащать и совершенствовать представление детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе, используя карты-схемы.
- Систематизировать знания детей о лесных животных и о том, как они готовятся к зиме.
- Активизировать речь детей по теме: «Осень».
Развивающая:
- Развивать творческое воображение детей, используя нетрадиционные формы художественного труда.
Воспитательная:
- Воспитывать чувства сострадания и желание оказать помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 15
Шатурского муниципального района Московской области
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По образовательной области «ПОЗНАНИЕ»:
Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки).
На тему:
«Путешествие в осенний лес»
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»)
.
Составила и провела
Надюк Т.А., воспитатель высшей категории МАДОУ д/с №15
Шатура 2012
Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту в осенний период.
Программные задачи:
Обучающие:
- Обогащать и совершенствовать представление детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе, используя карты-схемы.
- Систематизировать знания детей о лесных животных и о том, как они готовятся к зиме.
- Активизировать речь детей по теме: «Осень».
Развивающая:
- Развивать творческое воображение детей, используя нетрадиционные формы художественного труда.
Воспитательная:
- Воспитывать чувства сострадания и желание оказать помощь.
Материал:
- Лесная осенняя полянка с деревьями: дуб, осина, клен, береза, рябина; осенние листья этих деревьев.
- Грибы – муляжи: лисички, белые, подосиновики, подберезовики.
- Панно, сделанное из осенних листьев.
- Музыкальное сопровождение: «Поход в лес».
- Схемы – алгоритмы для описания:
- приметы осени;
- растения в осенний период;
- животные в осенний период;
- описание ежа;
- дощечки для лепки (на каждого ребенка), пластилин, семечки, спички, бусинки, бисер, зернышки гречки.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин известных художников, наблюдение за изменением в природе осенью (на прогулке), беседа об осени, подготовка лесных жителей к зиме, рассматривание иллюстраций из серии «Грибы», «Деревья», заучивание стихов об осени, осенних признаков, осеннем лесе, тематические пальчиковые гимнастики, физкультминутки.
Методические приемы:
- Словесные: вопросы к детям, обобщение, художественное слово.
- Игровые: игровой момент «Приход осени», появление ежика, физминутка «Золотые листики», пальчиковая гимнастика «Дружат наши пальчики…», «Листики», дидактические игры: «С какого дерева листок», «Покажи ствол, ветки, листики, корни», «Ёжик», «Кто, где будет жить?».
- Наглядные: рассматривание деревьев, листиков, грибов, лесных жителей; схемы – алгоритмы.
- Практические: создание проблемной ситуации.
А) об осени Б) О растениях В) О животных
А) Чтение стихотворения Б) Чтение стихотворения детьми В) Работа с грибами Г) Работа с листочками Д) Пальчиковая гимнастика «Листики» Е) Физминутка: «Золотые листики» Ж) Работа с деревьями З) Игра: «Покажи ствол, веточки, листики, корни» И) Игра: «Кто, где будет жить?»
в художественное творчество А) Игра: «Ёжик» Б) Работа со схемой – алгоритмом В) Уточнение этапов лепки Г)Пальчиковая гимнастика
| Воспитатель: Ребята сядьте все красиво и все внимание на меня. Во все времена года природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время года, природа, словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года? Дети: Осень. Воспитатель: Правильно. Это осень. Ребята, а какая погода осенью? Дети: Холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, ветер дует холодный. Воспитатель: Ребята, подумайте и назовите признаки осени. Чтобы ответ получился конкретным, вам поможет схема – алгоритм. (Выставляется схема – алгоритм. Вызывается ребенок по желанию.) Например: - День становится короче, а ночь длиннее. -Погода холодная, серая, дождливая, пасмурная, тучи часто прячутся за облака. - Трава вянет и засыхает. - С деревьев опадают листья. - Лесные жители готовятся к зиме (делают запасы. Меняют окрас). - Птицы улетают в теплые края. - Люди надевают теплую одежду. Воспитатель: Ребята, а скажите, что происходит с растениями в осенний период? (Вызывается ребенок по желанию, который рассказывает по схеме – алгоритм). Например: «Листья на деревьях и кустарниках становятся желтыми, красными, малиновыми, бурыми. На многих деревьях появляются плоды с семенами. Начинается листопад. К концу осени все деревья сбрасывают листву. Деревья «отдыхают». Остаются зелеными ели и сосны. Трава желтеет и сохнет. На огороде созревают овощи (картошка, морковка, свекла, кабачки и тыква). В лесу появляется много грибов (подосиновики, подберезовики, белые, лисички)». Воспитатель: Молодцы. А что, происходит с животными в осенний период? (Вызывается ребенок по желанию, который рассказывает по схеме – алгоритму). Например: «Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти, она становится теплой, пушистой. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку. Перелетные птицы улетают в теплые края (ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки). Насекомые прячутся». Воспитатель: Молодцы, а скажите, какие осенние месяца вы знаете? Дети: - Первый месяц сентябрь – начало осени. - Второй месяц октябрь – середина осени. - Третий месяц ноябрь – конец осени. Воспитатель: Расскажите стихотворение об осени, которое мы недавно выучили. Ребенок по желанию: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. Воспитатель: Молодцы. Но, несмотря на дождь, серые тучи и холодный ветер, осень очень красивое время года. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес. Сначала скажите, как надо себя вести в лесу? Дети: - Нельзя кричать, шуметь, громко музыку включать; - Нельзя ломать деревья, рвать редкие цветы, ломать гнезда, обижать насекомых, лесных жителей, птиц. - Нельзя уносить из леса домой диких зверей (ежа, зайчонка). - Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы. Воспитатель: Молодцы. - Все собрались? Все здоровы? Все готовы в лес сходить? Ну, тогда подтянись, Не зевай и не ленись А за мной становись. (Дети отправляются в лес). Воспитатель: Ребята, осенью, лес очень красив в такую пору. Послушайте, как проникновенно об осени сказал поэт И. Бунин: « Лес точно терем расписной! Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной!» - Какие правильные слова подобрал автор, чтобы описать красоту осени: лиловый, золотой, багряный, именно такие краски берут художники, чтобы писать свои осенние пейзажи. (Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение « Лес осенью» А. Твардовского) Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней – Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.
Воспитатель: Воздух осени особенно пахнет. Давайте втянем его в себя и попробуем сказать, чем же он пахнет. Дети: Сырой землей, вялой травой, грибами, и еще чем-то … сразу не отгадаешь. Воспитатель: Всем известно, что осень это пора грибов. Посмотрите вокруг, и назовите, какие грибы вы видите? Дети: Белые грибы, лисички, подосиновики, подберезовики, мухоморы. Воспитатель: Подумайте и назовите два вида грибов, которые вы знаете? Дети: Съедобные, которые можно есть, и несъедобные, которые нельзя есть. Воспитатель: Молодцы. А что это у меня в руках? Дети: Листочки. Воспитатель: с одного ли дерева эти листочки? Дети: Нет. С разных деревьях. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «С какого дерева листочек?» (Воспитатель показывает лист, а дети должны подбежать к нужному дереву, и сказать, что этот лист от дуба, значит он дубовый лист. Также с кленовым, березовым, осиновым, рябиновым.) Воспитатель: Молодцы. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику: « Листики». (плавные волнообразные движения ладонями) Ветер по лесу гулял. Ветер листики считал: (загибаем пальчики) Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Воспитатель: Молодцы. А как называется явление в природе, когда опадают листья? Дети: Листопад. Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в листики и отдохнем. (Проводится физминутка «Золотые листики»). Золотые листики с дерева летят, Кружат ветер листики – это листопад. Это, это, это листопад! Мы идем по листикам, А они шуршат, Кружит ветер листики – это листопад. Это, это, это листопад! Воспитатель: Ребята, что есть у дерева? Дети: Ствол, ветки, листья, корни. Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру: « Покажи ствол, ветки, листочки, корни». (Воспитатель называет часть дерева, а дети выполняют движения.) На слово «ствол» опускают руки вниз, «ветки» - поднимают руки вверх, « листики» - шевелят пальчиками, «корни» - топают ногами.) Воспитатель: Молодцы. Ребята, скажите, пожалуйста, каких лесных жителей вы видите в лесу, и где они будут зимовать? Дети: - Белку с бельчатами, которые готовят себе дупло. - Лисицу с лисятами, готовят себе норку. - Медведицу с медвежатами, готовят себе берлогу. - Волчица с волчатами, ищут себе место под кустиками. - Зайчиху с зайчатами, ищут себе теплое место под деревьями. Воспитатель: Ребята, прислушайтесь – кто-то в лесу плачет? ( Воспитатель подводит детей к игрушечному ежику). Ежик, что с тобой случилось? Ежик: Я потерялся и не могу найти свою норку с ежатами! Воспитатель: Дети, что нужно сделать? Как можно помочь ежику? Дети: Пожалеть, успокоить, найти норку с ежатами. Воспитатель: Давайте сначала ежика пожалеем, утешим. Проводится игра «Ежик». («Ежик» сидит на пенечке, а дети стоят недалеко от него.) Это что еще за плач? Заревел колючий мяч. (Дети поют, пожимают плечами.) Заблудился и ревет. (Качают головой) Ну-ка! Кто его найдет? (Вытягивают руки вперед). А мы ежика найдем. И к ребяткам приведем. (Дети подходят к «Ежику».) Будет с нами песни петь И тихонечко пыхтеть. (Гладят «ежика» и говорят «пых».) Воспитатель: Дети, лес большой, наверно мы не сможем найти там норку ежика. Да и сами в незнакомом лесу можем заблудиться. Давайте, слепим ежихе маленьких ежат. Опираясь на схему – алгоритм, опишите, пожалуйста, ежа. Дети: Это лесной житель. Он живет в лесу, в норке. Он маленький. Коричневого цвета. На спинке и головке у него растут иголки. Хвостик маленький треугольный. Ушки маленькие треугольные. Он любит есть грибы, ягоды, насекомых, плоды и семена. Воспитатель: Молодцы. Теперь я хочу напомнить вам, как мы будем лепить ежат. - Берем комок пластилина, раскатываем круговыми движениями в шар и превращаем его в яичко – спереди уже, сзади шире. - Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где же растут грибы. - Оформляем колючую шубку ежика – втыкаем в спинку «иголки» выбираем по своему желанию – семечки. Спички. Трубочки для коктейля. - Оформляем мордочку – прикрепляем глазки, носик( бисер, бусины, зернышки гречки или маленькие шарики пластилина). - Лепим грибочки и размещаем на спине ежика. Воспитатель: Перед началом работы давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики размялись и лучше работали. Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Руки ритмично сжимают в замок). И мы с вами подружимся Маленькие пальчики. (Мизинчики касаются друг друга) Один, два, три, четыре, пять! (Пальцы рук касаются друг друга поочередно) Начинай считать опять. (Дети сжимают и разжимают кулачки). Один, два, три, четыре, пять! Вместе весело играть! ( Тоже) Но закончилась игра,(Потрясти кистями рук) За работу нам пора. (Дети начинают лепить. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, подсказывает, советует. Показывает, как надо сделать, чтобы получилось яичко. Тем, кто быстро справился с работой можно предложить слепить грибочки и т.д. По окончанию работы дети размещают своих «ежей» на полянку, сделанную ранее из осенних листьев.) Воспитатель: Посмотри «ежиха», каких ежат мы тебе нашли, да еще с зимними припасами. Ребята, давайте «ежихе» поможем сделать жилище и утеплить его. (Дети берут листики и накрывают ими ежиху с ежатами). (В этот момент раздается стук в дверь. Входит ОСЕНЬ.) Осень: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуй осень. Осень: Облетая свои владения, заглянула к вам в окошко и услышала, как красиво вы говорили обо мне, услышала все, что вы знаете обо мне. За это я вам принесла в подарок свои осенние дары (в корзинке – орехи и яблоки). А еще, я скоро ухожу, а частичку себя хочу оставить в вашей группе и подарить вот этот диск, который называется «Времена года». (Дети благодарят. Осень уходит) Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский садик. Все собрались? Все здоровы? Все готовы обратно в садик идти? Ну, тогда подтянись, Не зевай, не ленись, А за мной становись. (Дети садятся на стульчики и включают диск, где уточняются приметы осени). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию целостной картины мира. Ознакомление с природой. «Лесные животные»
Виды детской деятельности:- игровая- коммуникативная- продуктивная Цели:- обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных);- учить детей при...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...
Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой в средней группе «Зелёная аптека»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа с углубленным изучением английского языка №1411» ДО №939 г. МОСКВА...
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой. Тема: «Прогулка по весеннему лесу.
Тема: «Прогулка по весеннему лесу.Программное содержание: Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды, расширять представления о лесных животных, о весенних цветах. Формировать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе в области художественно-эстетического развития Вид деятельности: Лепка На тему: « Дары осени. Грибы для белочки.»
Конспект непрерывной образовательной деятельностив средней группе в области художественно-эстетического развитияВид деятельности: Лепка На тему: « Дары осени. Грибы для белочки.»...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение живой природы - Формировать познавательный интере...