Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки). На тему: «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Татьяна Алексеевна Надюк

интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»

 

Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту в осенний период.

Программные задачи:

Обучающие:

- Обогащать и совершенствовать представление детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе, используя карты-схемы.

- Систематизировать знания детей о лесных животных и о том, как они готовятся к зиме.

- Активизировать речь детей по теме: «Осень».

Развивающая:

- Развивать творческое воображение детей, используя нетрадиционные формы художественного труда.

Воспитательная:

- Воспитывать чувства сострадания и желание оказать помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 15

Шатурского муниципального района Московской области

                                                                                                       

                                 

НЕПОСРЕДСТВЕННО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По образовательной области «ПОЗНАНИЕ»:

Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки).

На тему:

«Путешествие в осенний лес»

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»)

.

                                                                                                              Составила и провела

                                                                                                              Надюк Т.А., воспитатель высшей категории МАДОУ д/с №15

                                                                                           

                                                  Шатура 2012            

Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту в осенний период.

Программные задачи:

Обучающие:

- Обогащать и совершенствовать представление детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе, используя карты-схемы.

- Систематизировать знания детей о лесных животных и о том, как они готовятся к зиме.

- Активизировать речь детей по теме: «Осень».

Развивающая:

- Развивать творческое воображение детей, используя нетрадиционные формы художественного труда.

Воспитательная:

- Воспитывать чувства сострадания и желание оказать помощь.

Материал:

- Лесная осенняя полянка с деревьями: дуб, осина, клен, береза, рябина; осенние листья этих деревьев.

- Грибы – муляжи: лисички, белые, подосиновики, подберезовики.

- Панно, сделанное из осенних листьев.

- Музыкальное сопровождение: «Поход в лес».

- Схемы – алгоритмы для описания:

        - приметы осени;

        - растения в осенний период;

        - животные в осенний период;

        - описание ежа;

        - дощечки для лепки (на каждого ребенка), пластилин, семечки, спички, бусинки, бисер, зернышки гречки.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин известных художников, наблюдение за изменением в природе осенью (на прогулке), беседа об осени, подготовка лесных жителей к зиме, рассматривание иллюстраций из серии «Грибы», «Деревья», заучивание стихов об осени, осенних признаков, осеннем лесе, тематические пальчиковые гимнастики, физкультминутки.

Методические приемы:  

- Словесные: вопросы к детям, обобщение, художественное слово.

- Игровые: игровой момент «Приход  осени», появление ежика, физминутка «Золотые листики», пальчиковая гимнастика «Дружат наши пальчики…», «Листики», дидактические игры: «С какого дерева листок», «Покажи ствол, ветки, листики, корни», «Ёжик», «Кто, где будет жить?».

- Наглядные: рассматривание деревьев, листиков, грибов, лесных жителей; схемы – алгоритмы.

- Практические: создание проблемной ситуации.

                                                                                   

  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему

  1. Беседа об осени

  1. Работа с признаками осени по схемам - алгоритмам

А) об осени

Б) О растениях

В) О животных

  1. Чтение стихотворения

  1. Путешествие в лес

А) Чтение стихотворения

Б) Чтение стихотворения детьми

В) Работа с грибами

Г) Работа с листочками

Д) Пальчиковая гимнастика «Листики»

Е) Физминутка: «Золотые листики»

Ж) Работа с деревьями

З) Игра: «Покажи ствол, веточки, листики, корни»

И) Игра: «Кто, где будет жить?»

  1. Вхождение

в художественное творчество

А) Игра: «Ёжик»

Б) Работа со схемой – алгоритмом

В) Уточнение этапов лепки

Г)Пальчиковая гимнастика

  1. Самостоятельная работа детей

  1. Игровая деятельность

  1. Итог занятия

Воспитатель:  Ребята сядьте все красиво и все внимание на меня.

Во все времена года природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время года, природа, словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Это осень. Ребята, а какая погода осенью?

Дети: Холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, ветер дует холодный.

Воспитатель: Ребята, подумайте и назовите признаки осени. Чтобы ответ получился конкретным, вам поможет  схема – алгоритм. (Выставляется схема – алгоритм. Вызывается ребенок по желанию.)

Например:

- День становится короче, а ночь длиннее.

-Погода холодная, серая, дождливая, пасмурная, тучи часто прячутся за облака.

- Трава вянет и засыхает.

- С деревьев опадают листья.

- Лесные жители готовятся к зиме (делают запасы. Меняют окрас).

- Птицы улетают в теплые края.

- Люди надевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, а скажите, что происходит с растениями в осенний период?

(Вызывается ребенок по желанию, который рассказывает по схеме – алгоритм).

Например: «Листья на деревьях и кустарниках становятся желтыми, красными, малиновыми, бурыми. На многих деревьях появляются плоды с семенами. Начинается листопад. К концу осени все деревья сбрасывают листву. Деревья «отдыхают». Остаются зелеными ели и сосны. Трава желтеет и сохнет. На огороде созревают овощи (картошка, морковка, свекла, кабачки и тыква). В лесу появляется много грибов (подосиновики, подберезовики, белые, лисички)». 

Воспитатель: Молодцы. А что, происходит с животными в осенний период?

(Вызывается ребенок по желанию, который рассказывает по схеме – алгоритму).

Например: «Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти, она становится теплой, пушистой. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку. Перелетные птицы улетают в теплые края (ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки). Насекомые прячутся». 

Воспитатель: Молодцы, а скажите, какие осенние месяца вы знаете?

Дети: - Первый месяц сентябрь – начало осени.

- Второй месяц октябрь – середина осени.

- Третий месяц ноябрь – конец осени.

Воспитатель: Расскажите стихотворение об осени, которое мы недавно выучили.

Ребенок по желанию:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Воспитатель: Молодцы. Но, несмотря на дождь, серые тучи и холодный ветер, осень очень красивое время года. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес. Сначала скажите, как надо себя вести в лесу?

Дети: - Нельзя кричать, шуметь, громко музыку включать;

- Нельзя ломать деревья, рвать редкие цветы, ломать гнезда, обижать насекомых, лесных жителей, птиц.

- Нельзя уносить из леса домой диких зверей (ежа, зайчонка).

- Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы.

Воспитатель: Молодцы.

- Все собрались?

Все здоровы?

Все готовы в лес сходить?

Ну, тогда подтянись,

Не зевай и не ленись

А за мной становись. (Дети отправляются в лес).

Воспитатель: Ребята, осенью, лес очень красив в такую пору. Послушайте, как проникновенно об осени сказал поэт И. Бунин:

« Лес точно терем расписной!

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!»

- Какие правильные слова подобрал автор, чтобы описать красоту осени: лиловый, золотой, багряный, именно такие краски берут художники, чтобы писать свои осенние пейзажи.

(Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение « Лес осенью» А. Твардовского)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

 

Воспитатель: Воздух осени особенно пахнет. Давайте втянем его в себя и попробуем сказать, чем же он пахнет.

Дети: Сырой землей, вялой травой, грибами, и еще чем-то … сразу не отгадаешь.

Воспитатель: Всем известно, что осень это пора грибов. Посмотрите вокруг, и назовите, какие грибы вы видите?

Дети: Белые грибы, лисички, подосиновики, подберезовики, мухоморы.

Воспитатель: Подумайте и назовите два вида грибов, которые вы знаете?

Дети: Съедобные, которые можно есть, и несъедобные, которые нельзя есть.

Воспитатель: Молодцы. А что это у меня в руках?

Дети: Листочки.

Воспитатель: с одного ли дерева эти листочки?

Дети: Нет. С разных деревьях.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «С какого дерева листочек?»

(Воспитатель показывает лист, а дети должны подбежать к нужному дереву, и сказать, что этот лист от дуба, значит он дубовый лист. Также с кленовым, березовым, осиновым, рябиновым.)

Воспитатель: Молодцы. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику: « Листики».

(плавные волнообразные движения ладонями)

Ветер по лесу гулял.

Ветер листики считал:

(загибаем пальчики)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Молодцы. А как называется явление в природе, когда опадают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в листики и отдохнем. (Проводится физминутка «Золотые листики»).

Золотые листики с дерева летят,

Кружат ветер листики – это листопад.

Это, это, это листопад!

Мы идем по листикам,

А они шуршат,

Кружит ветер листики – это листопад.

Это, это, это листопад!

Воспитатель: Ребята, что есть у дерева?

Дети: Ствол, ветки, листья, корни.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру: « Покажи ствол, ветки, листочки, корни».

(Воспитатель называет часть дерева, а дети выполняют движения.) На слово «ствол» опускают руки вниз, «ветки» - поднимают руки вверх, « листики» - шевелят пальчиками, «корни» - топают ногами.)

Воспитатель: Молодцы.  Ребята, скажите, пожалуйста, каких лесных жителей вы видите в лесу, и где они будут зимовать?

Дети:  - Белку с бельчатами, которые готовят себе дупло.

- Лисицу с лисятами, готовят себе норку.

- Медведицу с медвежатами, готовят себе берлогу.

- Волчица с волчатами, ищут себе место под кустиками.

- Зайчиху с зайчатами, ищут себе теплое место под деревьями.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь – кто-то в лесу плачет? ( Воспитатель подводит детей к игрушечному ежику). Ежик, что с тобой случилось?

Ежик: Я потерялся и не могу найти свою норку с ежатами!

Воспитатель: Дети, что нужно сделать? Как можно помочь ежику?

Дети: Пожалеть, успокоить, найти норку с ежатами.

Воспитатель: Давайте сначала ежика пожалеем, утешим.

Проводится игра «Ежик».

(«Ежик» сидит на пенечке, а дети стоят недалеко от него.)

Это что еще за плач?

Заревел колючий мяч.

(Дети поют, пожимают плечами.)

Заблудился и ревет.

(Качают головой)

Ну-ка! Кто его найдет?

(Вытягивают руки вперед).

А мы ежика найдем.

И к ребяткам  приведем.

(Дети подходят к «Ежику».)

Будет с нами песни петь

И тихонечко пыхтеть.

(Гладят «ежика» и говорят «пых».)

Воспитатель: Дети, лес большой, наверно мы не сможем найти там норку ежика. Да и сами в незнакомом лесу можем заблудиться. Давайте, слепим ежихе маленьких ежат.

Опираясь на схему – алгоритм, опишите, пожалуйста, ежа.

Дети: Это лесной житель.

Он живет в лесу, в норке.

Он маленький.

Коричневого цвета.

На спинке и головке у него растут иголки.

Хвостик маленький треугольный.

Ушки маленькие треугольные.

Он любит есть грибы, ягоды, насекомых, плоды и семена.

Воспитатель: Молодцы. Теперь я хочу напомнить вам, как мы будем лепить ежат.

- Берем комок пластилина, раскатываем круговыми движениями в шар и превращаем его в яичко – спереди уже, сзади шире.

- Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где же растут грибы.

- Оформляем колючую шубку ежика – втыкаем в спинку «иголки» выбираем по своему желанию – семечки. Спички. Трубочки для коктейля.

- Оформляем мордочку – прикрепляем глазки, носик( бисер, бусины, зернышки гречки или маленькие шарики пластилина).

- Лепим грибочки и размещаем на спине ежика.

Воспитатель:  Перед началом работы давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики размялись и лучше работали.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (Руки ритмично сжимают в замок).

И мы с вами подружимся

Маленькие пальчики. (Мизинчики касаются друг друга)

Один, два, три, четыре, пять! (Пальцы рук касаются друг друга поочередно)

Начинай считать опять. (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Один, два, три, четыре, пять!

Вместе весело играть! ( Тоже)

Но закончилась игра,(Потрясти кистями рук)

За работу нам пора.

(Дети начинают лепить. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, подсказывает, советует. Показывает, как надо сделать, чтобы получилось яичко. Тем, кто быстро справился с работой можно предложить слепить грибочки и т.д. По окончанию работы дети размещают своих «ежей» на полянку, сделанную ранее из осенних листьев.)

Воспитатель: Посмотри «ежиха», каких ежат мы тебе нашли, да еще с зимними припасами.

Ребята, давайте «ежихе» поможем сделать жилище и утеплить его.

(Дети берут листики и накрывают ими ежиху с ежатами).

(В этот момент раздается стук в дверь. Входит ОСЕНЬ.)

Осень: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй осень.

Осень: Облетая свои владения, заглянула к вам в окошко и услышала, как красиво вы говорили обо мне, услышала все, что вы знаете обо мне. За это я вам принесла в подарок свои осенние дары (в корзинке – орехи и яблоки). А еще, я скоро ухожу, а частичку себя хочу оставить в вашей группе и подарить вот этот диск, который называется «Времена года».

(Дети благодарят. Осень уходит)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский садик.

Все собрались?

Все здоровы?

Все готовы обратно в садик идти?

Ну, тогда подтянись,

Не зевай, не ленись,

А за мной становись.

(Дети садятся на стульчики и включают диск, где уточняются приметы осени).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию целостной картины мира. Ознакомление с природой. «Лесные животные»

Виды детской деятельности:- игровая- коммуникативная- продуктивная Цели:- обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных);- учить детей при...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой в средней группе «Зелёная аптека»

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы«Школа с углубленным изучением английского языка №1411» ДО №939 г. МОСКВА...

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой. Тема: «Прогулка по весеннему лесу.

Тема: «Прогулка по весеннему лесу.Программное содержание: Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды, расширять представления о лесных животных, о весенних цветах. Формировать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе в области художественно-эстетического развития Вид деятельности: Лепка На тему: « Дары осени. Грибы для белочки.»

Конспект непрерывной образовательной деятельностив средней группе в области художественно-эстетического развитияВид деятельности: Лепка На тему: « Дары осени. Грибы для белочки.»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...