Метод проекта в познавательной деятельности
статья по окружающему миру на тему
В.Э.Максимова воспитатель. МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида».
«У ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». (В.А.Сухомлинский).
Использование метода проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в его основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой, где интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок - дошкольник не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проекта как инновационный подход в познавательной деятельности дошкольников.
В.Э.Максимова воспитатель. МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида».
Особое значение для развития личности дошкольников имеет познание живой природы. В жизни маленького человека природа играет большую роль. Порой неправильные представления детей приводят к тому, что они начинают уничтожать насекомых, растения и животных. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, развитие творческих способностей. Вот почему очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
«У ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». (В.А.Сухомлинский).
Казалось бы, и в детском саду, учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди? Одна из причин этого — изучение природы по книгам, по иллюстрациям и редкое общение детей с растениями и животными, неумение слушать природу, а также видеть и получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота.
Использование метода проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в его основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой, где интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок - дошкольник не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими.
Метод проектов возник еще в 20 годы прошлого столетия в США, его называли также методом проблем, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Федеральный государственный стандарт определил, что метод проекта очень эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет повысить детскую самостоятельность, любознательность, ответственность, развивает у детей творческое мышление, совершенствует поисково-познавательную работу, партнерский стиль общения, умение находить выход из трудной ситуации, дает возможность синтезировать полученные знания, успешно проводить социализацию, раскрывать индивидуальные, а также партнёрские отношения с воспитанниками и их родителями.
Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Оно из важных условий это самостоятельный выбор ребенком то, чем он будет заниматься в рамках проекта. При разработке проекта необходимо использовать «Модель трех вопросов»: « Что мы знаем?» « Что мы хотим узнать?» « Как нам узнать об этом?». Уже из полученных ответов детей, можно составить план действий. Например: пригласить маму или папу, а может быть кого-то из родственников, кто мог бы поделиться своими знаниями, опытом или оказать помощь в изготовлении дидактического материала, поделок и т.д.
Отличительной чертой проекта является период его реализации. Он может длиться, пока у детей сохраняется интерес к выбранной теме, а взрослым удается удерживать внимание дошкольников и пополнять развивающую среду необходимыми материалами, находить новые идеи. Чтобы ребёнок усваивал необходимую информацию его нужно заинтересовать данным вопросом. Интерес (от лат. interest׳ – имеет значение, важно) стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.
Тематика познавательной проектной деятельности в знакомстве с живой природой разнообразна: «Деревья», «Лекарственные травы», «Животные нашего края», «Чудеса на клумбе», «Огород на окне», «Насекомые» и т. д.
Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево, выращенный собственной рукой цветок, ухаживающий за своим любимым питомцем, который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, моё деревце!», покормил бездомного пса, будет относиться к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.
Родители – активные участники проектной деятельности, принимающие живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Уровень участия детей в проектной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять
свое достойное место в системе дошкольного образования, происходящего с использованием различных методов, форм, средств и приемов, которые используют воспитатели. В качестве примера хочется поделиться проектом: Тема: «Живые растения».
«Живое — это то, что растет, питается, дышит, двигается, размножается,
даёт плоды».
Цель: сформировать интерес старших дошкольников к живой природе по средствам проектной деятельности, вовлечь родителей воспитанников.
Задачи проекта: закрепить представление о разнообразии и названии, об основных частях растений, учить видеть их характерные особенности; познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян; формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними; вызвать радость от красоты цветущих растений; развивать способности к поисковой деятельности.
Тип проекта: краткосрочный
По характеру деятельности: познавательно - исследовательский.
Срок реализации: март – май 2016 года.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Мероприятие | Участники |
I этап - Подготовительный | |
Анализ литературы по данному вопросу. Подбор информационного материала детьми и родителями, подбор посадочного материала. | Воспитатели Родители Дети |
II этап - Исследовательский | |
Труд: уход за комнатными растениями. Наблюдение за геранью (строение, форма листьев). Опыт: срезать отросток от герани и поставить в воду, обратить внимание, что произойдет через несколько недель. Д/и: «Назови части растений», « Угадай цветок по описанию». Чтение художественной литературы о цветах. Подготовка семян к посеву в «мини парник» на подоконнике и посадка семян. Работа с родителями: уход за растениями дома, составление алгоритмов роста растений | Воспитатели Родители Дети |
Наблюдение за тем, какие изменения произошли с семенами – какие растения появляются первыми. Д/и «Составь цветок из частей» Подготовка клумбы к посадке – вскапывание, удобрение. | Воспитатели Родители Дети |
Высадка рассады цветов. Работа на клумбе: рыхление, полив. Наблюдение за клумбой: рост цветов. Изготовление календаря наблюдений «Наша клумба». Занятия «Весенние цветы» П/и: «Распускайся цветок». Наблюдение: какие цветы растут на клумбе. Труд: уход за клумбой – полив, рыхление. | Воспитатели Родители Дети |
III этап - заключительный | |
Работа с родителями: оформление фото альбома «Чудеса на клумбе». Презентация проекта «Живые растения» на родительском собрании. | Воспитатели Родители Дети |
Вывод: Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них интерес к живой природе, бережному отношению. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия. Участие убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением, расширило их знания о правилах подбора комнатных растений, так и для цветочной клумбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольника
В ФГТ заложено кардинальное изменение подхода к педагогической реальности: от занятий к образовательной деятельности.Ребёнок - дошкольник усваивает только значимую для себя информацию.Сформулированы о...
Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников
Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...
Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"
В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....
Метод проектов в познавательном развитии детей
Сейчас метод проектов он приобрёл новый статус в дошкольном и школьном образовании. Он помогает комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миро...
Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...
Дидактическая игра «Волшебная коробочка» (ТРИЗ метод «мозговой штурм») Познавательная деятельность
Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем....
Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)
Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности....