Метод проектов в познавательном развитии детей
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Сейчас метод проектов он приобрёл новый статус в дошкольном и школьном образовании. Он помогает комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миром: мотивацию (зачем?), сотрудничество детей и взрослых, самостоятельная деятельность с учётом возрастных и психологических особенностей, осуществить деятельностный подход.
Метод проектов определяется как «Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов».
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_poznavatelnom_razvitii_detey.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов в познавательном развитии детей.
Метод проектов появился в 20-е годы прошлого столетия и в практике применялся недолго. Но сейчас он приобрёл новый статус в дошкольном и школьном образовании. Он помогает комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миром: мотивацию (зачем?), сотрудничество детей и взрослых, самостоятельная деятельность с учётом возрастных и психологических особенностей, осуществить деятельностный подход.
Метод проектов определяется как «Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов».
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Особую педагогическую значимость метода проектов видно в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка.
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребёнка в определённую тему или проблему.
Проект включает 3 этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
Проект в детском саду как метод организованного освоения ребёнком окружающей среды условно можно разделить на 3 блока.
- предполагает педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.
- способствует актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению.
- стимулирует потребность ребёнка в самореализации самовыражении, творческой деятельности.
В педагогике много различных методов и приёмов обучения детей. Метод проектов один из немногих, который приобрёл новый статус в дошкольном и школьном образовании.
Начинала работать с младшими школьниками. В прошлом году защитили проект «Путешествие ботаника вокруг школы». Метод интересен тем, что охватывает все сферы деятельности ребёнка.
По времени он может занимать от 1 неделе до всего учебного года, и от этого будет зависеть его насыщенность и задачи.
В этом году решила продолжить работу. С детьми среднего возраста в течение 1 месяца работала над проектом «Игрушки».
Мир игрушек близок и понятен ребёнку. Они сопровождают его почти до 12-летнего возраста. А для малышей это его жизненный мир. И первый опыт он проводит именно с игрушками. Нам кажется, что он ломает и портит, а с его точки зрения это не так. Он любопытный, хочет узнать, как она устроена, из чего состоит и почему именно так!
Свою работу начала с беседы с родителями и получила большой эмоциональный отклик и поддержку. Они с удовольствием приносили свои старые игрушки, изготовленные своими руками или подаренные им их родителями. Чувствовалось их трепетное отношение к своим игрушкам. Они хранят их по нескольку десятков лет.
Создание музея игрушек сложное и непосильное занятие в условиях сада. Поэтому родители совместно с детьми делали рисунки «Мои любимые игрушки». Некоторые по два раза перерисовывали и говорили: «А у других лучше», «А выставка работ когда будет?».
Затем были проведены ряд занятий и бесед с детьми.
- Составляли описательные рассказы с использованием алгоритмов, начиная с простых, переходя к более сложным.
- этап – карточки – цвет, форма, величина.
- этап – свойства предметов, сделанных из разных материалов.
- Беседы: «Как уберечь игрушки», «О чём говорят игрушки», «Что будет, если игрушки исчезнут».
И вот, что отвечали дети:
- Будет скучно, неинтересно.
- Буду играть в компьютер.
- Мама всё равно купит.
- Буду играть с посудой.
При проведении опытов и экспериментов у детей был огромный эмоциональный отклик.
Были проведены опыты и обследовательские действия с игрушками из разных материалов с водой + к этому выяснили свойства бумаги, резины, дерева, пластмассы, меха. И, как следствие этому, почему нет бумажных игрушек. При определении на ощупь, особенно им понравился им «Чудесный мешочек».
Вместе с детьми мы путешествовали в прошлое игрушки, узнавали, в какие игрушки играли бабушки и дедушки.
Опыт, отработанный в дидактических играх, дети переносили в сюжетно-ролевые. Они стали более интересными, насыщенными и разнообразными.
Мы разучили много стихотворений и пальчиковых игр. В эмоциональном развитии большое место занимали психологические этюды: «Сломанная кукла», «Мы – весёлые игрушки», «Если бы я был: мишкой, куклой, самолётом, машинкой».
На занятиях по продуктивной деятельности последовательно и в комплексе мы рисовали «Неваляшку», делали аппликацию «Уточка», лепили «Самолёты».
В свободной деятельности дети сами рисовали свои любимые игрушки.
Итогом явилось занятие «Путешествие в мир игрушек».
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе формирования представлений об игрушке.
Развитие этих способностей проходит через многие сферы деятельности ребёнка: в речи, в играх, на занятиях, в рисовании, в свободной деятельности.
В речи и познавательном развитии:
- Создание коллажа «Разнообразие мира игрушек».
- Составление описательных рассказов об игрушке.
- Беседы «Как беречь игрушки»,
«Игрушки наших родителей».
- Создание проблемных ситуаций: «Что будет, если все игрушки исчезнут?»,
«О чём говорят игрушки».
В художественной литературе: чтение А. Барто «Игрушки».
Разучивание стихотворений и пальчиковых игр:
В игровой деятельности:
- настольно-печатные игры:
«Нарядим куклу».
«Машины разные нужны, машины разные важны».
«Парные картинки».
- дидактические игры:
«Узнай по описанию».
«Магазин игрушек».
«Новоселье куклы».
«Что есть у игрушки». «Найди такую же».
«Чудесный мешочек».
«Что игрушка расскажет о себе».
«Что лишнее».
«Где сидит игрушка…»
- сюжетно-ролевые игры:
«В гостях у куклы».
«Поездка на автозаправочную станцию».
Занятие – опыт «Цветные кораблики» (знакомство со свойствами бумаги).
Путешествие в прошлое игрушки:
«Какие игрушки были давно».
«Игрушки наших бабушек и дедушек».
Лепка и аппликация:
«Неваляшка».
Психологические этюды:
«Сломанная кукла».
«Мы – весёлые игрушки».
«Если бы я был: куклой, мишкой, самолётом…».
Изобразительная деятельность:
«Неваляшка».
«Моя любимая игрушка».
«Машинки».
Итог: открытое занятие «Путешествие в мир игрушек».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.
Тема: «Использование проектного метода обучения в развитии познавательных способностей у детей».
1. СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
Защита проекта
«Путешествие в страну игрушек»
Предварительная работа:
- создание коллажа «Разнообразие мира игрушек»
- составление описательных рассказов
- беседы «Как беречь игрушки»
«Игрушки наших родителей»
«Родословная куклы»
- чтение художественной литературы, заучивание наизусть
- пальчиковые игры, дидактические и сюжетно-ролевые
- занятия, посвящённые истории возникновения игрушки.
Продуктивная деятельность:
- лепка на тему: «Неваляшка», аппликация на тему: «Уточка»
- рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
- итог: открытое занятие «Путешествие в страну игрушек»
2. ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
Защита проекта
«Путешествие в сказку»
(По типу – встреча детей и героев сказок в гостях у Сказочницы)
Предварительная работа:
- создание коллажа «Любимые герои сказок»
- беседы о том, чем сказка отличается от других художественных произведений
- занятие посвящённое истории возникновения сказки и её многообразия
- чтение русских народных, авторских сказок и сказок народов мира
- любимые сказки наших родителей
- сказочные предметы – помощники добрых и злых героев
- сказка про добрую Бабу-Ягу
- сказки – перевёртыши
Продуктивная деятельность:
- рисование героев любимых сказок
- лепка на тему: «Снегурочка»
- аппликация на тему: «Теремок»
3. МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
Защита проекта
«Весеннее пробуждение»
Предварительная работа:
- создание коллажа «Весна – красна»
- составление рассказа с использованием алгоритмов на тему: «Весна пришла»
- заучивание наизусть стихотворений о весне
- чтение художественной литературы о весне
- пословицы, загадки, народные приметы
- беседа «За что мы любим весну»
- хороводы «На весеннем лугу»
«Мы на луг ходили»
- циклические наблюдения за изменениями в природе
- составление творческих рассказов с родителями на тему «Долгожданная весна»
Продуктивная деятельность:
- коллективная аппликация «Портрет Весны»
- рисование «Подснежник»
- итоговое занятие «Весеннее пробуждение»
- выставка поделок и рисунков детей.
Общие понятия и история развития метода
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод получил в работах В.Килпатрика, Э.Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В.Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогощению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей.
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством СТ. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
В форме проектов, например, организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджио Эмилия в Италии. Развивая педагогические идеи Л. Малагуцци, воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании работы принимаются во внимание возможности самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между собой), связи педагогов и родителей, контекст пространства, а также распорядок дня. Дети размышляют, как устроить концерт в парке, почему нужно обливаться холодной водой, как можно сделать радугу, какие бывают тени, как растет лист, как измерить время, наблюдают за явлениями природы, поведением животных.
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Например, проект, родившийся из рассказа ребенка о желтых ромашках, увиденных у бабушки в деревне, был посвящен изучению жизни цветов. В одной комнате работают до пяти групп по 2—4 человека. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.
Организация тематических занятий и общих проектов наиболее
подходит для детей от 4 лет и старше.
Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает что их интересует, найдет много тем для проектов. Не произошло ли в детском саду или в местном сообществе события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?
Виды проектов:
- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.
К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Этапы проектной деятельности
Первый этап
1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям де-|тей, обозначение взрослым проблемы.
2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
Второй этап
1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4-й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования.
Третий этап
Алгоритм действий
1-й шаг — выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг — планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
4-й шаг — выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.
5-й шаг — обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — определение перспективы развития проектирования.
Механизм проектирования
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатели сосредоточивают документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников.
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.
Дошкольник учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развиваются логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируются подлинная активность и самостоятельность.
В ходе совместной с детьми работы над проектом воспитатели помогают им стать добрыми, смелыми, решительными, внимательными, ответственными. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, воспитатель создает своеобразное культурное поле в самой его личности, открывает индивидуальные особенности, помогает в самопознании и самоопределении. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение___________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе
реализации проекта________________________________________________________
- Необходимые материалы___________________________________________
- Вопросы детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?____________________________________________________________
Что мы хотим узнать?______________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?______________________________________
- Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и
воспитателя.) _____________________________________________________________ - Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
_________________________________________________________________________
Консультация
Для воспитателей
Тема: «Виды проектов в разных возрастных группах детского сада»
Воспитатель ДОУ №104
Власенко С.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Описываются методы и приемы для познавательного развития детей с использованием "Палочек Кюизенера", Блоков Дьениша", задачи А.З.Зака и другие....
Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"
В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....
Презентация педагогического проекта по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Я помню, я горжусь!»
С самого раннего возраста мы занимаемся воспитанием патриотизма, любви к Родине и уважению к её традициям. Все подготовленные мероприятия и акции как раз и решают эти зад...
Педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Спасибо деду за Победу»
АктуальностьЧувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это люб...
Проект по познавательному развитию детей старшей группы «Я и моя семья»
Цель:Формирование представление о семье и семейных ценностях.-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.-Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообр...
Проект по познавательному развитию детей первой младшей группы "В гостях у сказки"
Данный проект будет способствовать приобщению детей к произведениям устного народного творчества, а также развитию у детей устной речи, фантазии и воображения, повлияет на духовное развити...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...