Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: « Песня колокольчика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_kolokolchika.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: « Песня колокольчика».
Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме
« Песня колокольчика»
Тип образовательной деятельности: интегрированная
Программные задачи:
Познавательные:
-сформировать знание о колоколах;
- познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
- познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;
-закрепить знания о стекле, дереве и металле.
Развивающие (специальные):
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
-учить взаимодействовать друг с другом
-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация»
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме « Песня колокольчика», деревянные ложки, колокольчики, изделия из стекла, игрушка Петрушка.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
В группу, напевая веселую песенку, входит Петрушка; в руке у него колокольчик.
Петрушка: Здравствуйте, ребята!
Продолжает петь и звенеть колокольчиком.
Воспитатель: Петрушка, что это у тебя?
Петрушка: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?
Звенит еще громче.
Петрушка: Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.
Дети рассматривают колокольчик, звонят в него, рассматривают.
Петрушка: Ребята, из чего сделан этот колокольчик?
(Ответы детей: из металла.)
Петрушка: Почему колокольчики не делают из дерева?
(Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты например, деревянные ложки)
Дети играют на ложках.
Петрушка: Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?
(Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).
Воспитатель показывает детям и Петрушке стеклянный колокольчик. Воспитатель: Колокольчик – это предмет искусства.
Петрушка: Ребята,а вы знаете, когда как впервые появились колокольчики,?
СЛАЙД 2
Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
СЛАЙД 3
Звучат колокола
Воспитатель: Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
(Ответы детей: Чтобы созывать народ).
СЛАЙД 4
Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.
Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).
Воспитатель: Для отливки колоколов, нужны красная и зелёная медь, олово. В глубокой яме стоит форма, туда заливают колокольную медь. Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали. Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.
СЛАЙД 6
Воспитатель: Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.
СЛАЙД 7
Воспитатель: Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?
(Ответы детей: Царь- колокол).
СЛАЙД 8
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?
(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).
Воспитатель: Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы, люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.
СЛАЙД 9
Воспитатель: Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы. Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).
Воспитатель: Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.
СЛАЙД10
Воспитатель: Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.
СЛАЙД11
Воспитатель: Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям. Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?(Ответы детей)
СЛАЙД 12
Воспитатель: Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь.
СЛАЙД13
Воспитатель: Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать – Россия!
СЛАЙД 14
(Звуки колоколов)
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей)
Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»
Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «С чего начинается Родина»
Программное содержание:Дать представление о Родине, расширять и углублять представление детей о нашей стране России, о родном городе Москве и о родном районе Жулебино.Познакомить с гербом Выхино...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: Азбука добра.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: Азбука добра....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»...