Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Захарченко Анна Петровна

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

 Тема: « Песня колокольчика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_kolokolchika.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

 Тема: « Песня колокольчика».

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме

« Песня колокольчика»

Тип образовательной деятельности: интегрированная

Программные задачи:

Познавательные:

-сформировать знание о колоколах;

- познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

- познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;

-закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие (специальные):

- побуждать развитие фантазии,

 - формировать умение выражать свои мысли.

 Воспитательные:

-учить взаимодействовать друг с другом

-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация»

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме « Песня колокольчика», деревянные ложки, колокольчики, изделия из стекла, игрушка Петрушка.

Ход занятия:

1.Организационный момент: 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!  

В группу, напевая веселую песенку, входит Петрушка; в руке у него колокольчик.

 Петрушка: Здравствуйте, ребята!

Продолжает петь и звенеть колокольчиком.

Воспитатель: Петрушка, что это у тебя?

Петрушка: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?

Звенит еще громче.

 Петрушка: Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.

Дети рассматривают колокольчик, звонят в него, рассматривают.

Петрушка: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? 

(Ответы детей: из металла.) 

Петрушка: Почему колокольчики не делают из дерева?

 (Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты например, деревянные ложки)

 Дети играют на ложках. 

Петрушка: Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

(Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).

Воспитатель показывает детям и Петрушке стеклянный колокольчик. Воспитатель: Колокольчик – это предмет искусства.

Петрушка: Ребята,а вы знаете, когда  как впервые появились колокольчики,?

СЛАЙД 2

Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик.  Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

СЛАЙД 3

Звучат колокола

Воспитатель: Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? 

 (Ответы детей: Чтобы созывать народ).

СЛАЙД 4

Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов.  Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго….  Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).

Воспитатель: Для отливки колоколов,  нужны красная и зелёная медь,  олово. В глубокой яме стоит форма, туда  заливают колокольную медь.  Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали.  Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.

СЛАЙД 6

Воспитатель: Колокол словно живое существо.  Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

СЛАЙД 7

Воспитатель: Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства.  Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?

 (Ответы детей: Царь- колокол). 

СЛАЙД 8

Воспитатель:  Как вы думаете, почему его так назвали? 

(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).

Воспитатель: Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы,  люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.

СЛАЙД 9

Воспитатель:  Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).

Воспитатель: Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

СЛАЙД10

Воспитатель: Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.

СЛАЙД11

Воспитатель: Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.  Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?(Ответы детей)

СЛАЙД 12

Воспитатель: Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь. 

СЛАЙД13

Воспитатель: Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.

Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать – Россия!

СЛАЙД 14

(Звуки колоколов)

Итог занятия.

Воспитатель:  Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей)

Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «С чего начинается Родина»

Программное содержание:Дать представление о Родине, расширять и углублять представление детей о нашей стране России, о родном городе Москве и о родном районе Жулебино.Познакомить с гербом Выхино...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: Азбука добра.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: Азбука добра....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие,  физическое  развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»...