Проект "Перелётные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Экологическая акция «Поможем пернатым»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Тип проекта: творческий
Вид: общесадовский
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Место проведения: группы, участки групп, семья
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст: 3-4, 4-5
Актуальность проекта: Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию является знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта:
Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта
- Расширить кругозор детей о перелетных птицах
- Развивать экологические представления
- Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
- Способствовать становлению доброжелательного отношения к природе.
- Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
- Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
- Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
- Привлечь воспитанников и родителей к изготовлению скворечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereletnye_ptitsy_ml-sr_ns.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
для младшего и среднего дошкольного возраста
Составители:
воспитатель Шилова Мария Михайловна
воспитатель Мусатова Мария Валерьевна
Санкт-Петербург 2016
Экологическая акция «Поможем пернатым»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Тип проекта: творческий
Вид: общесадовский
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Место проведения: группы, участки групп, семья
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст: 3-4, 4-5
Актуальность проекта: Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию является знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта:
Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта
- Расширить кругозор детей о перелетных птицах
- Развивать экологические представления
- Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
- Способствовать становлению доброжелательного отношения к природе.
- Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
- Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
- Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
- Привлечь воспитанников и родителей к изготовлению скворечника.
Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора детей о перелетных птицах.
- Улучшение предметно-развивающей среды. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие детей и родителей в изготовление скворечников.
Результат реализации проекта:
- Расширен кругозор детей о перелетных птицах;
- Улучшилась предметно-развивающая среда : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями , детским словотворчеством, рассказами о перелетных птицах, загадками, презентациями, схемами.
- У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи перелетным птицам.
- Сформировались обобщенные знания о перелетных птицах, внешнего вида птиц, их образа жизни.
Пояснительная записка:
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших и актуальных. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Дети, по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к живым объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью, постигал опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической экологической деятельности, предвидел личный успех и достижения в этой деятельности.
В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.
И ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Необходимое оборудование:
Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки
Музыка – аудиозаписи голосов птиц
Иллюстрации – перелетные птицы, скворечники
Мнемотаблицы
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
5. Придумывание и изготовление эмблемы проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелетных птицах.
Работа с детьми.
Задача: Сформировать и закрепить знания детей о перелетных птицах, о роли человека в жизни перелетных птиц
Дидактические игры:
- « Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц;
- « Назови одним словом»- учить обобщать по признакам;
- « Назови ласково»- учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
- «Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа;
- « Составь рассказ о птице»- развивать связную речь;
- « Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу;
- « Сколько птичек?»- учить считать до десяти;
- «Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине;
- «Четвертый лишний»- учить группировать по признакам.
Подвижные игры:
- п/и «Скворечники»;
- п/и «Птички»;
- п/и «Птицы в гнездышках»;
- п/и «Перелетные птицы»;
- п/и «Веселый воробей».
Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений:
К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».
Рассматривание и наблюдение:
- Рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях
- Наблюдение за перелетными птицами
Художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование - «Скворец» с помощью ладошек;
- Аппликация - «Скворечник»;
- Лепка – «Гнездо»
Пополнение развивающей среды по теме проекта:
- Оформление уголка книги;
- Выставка «Перелетные птицы»;
- Оформление картотек игр, загадок, стихов о перелетных птицах;
- Оформление альбома «Перелетные птицы»;
- Оформление плаката «Перелетные птицы»;
- Коллаж «Скворцы прилетели»;
- Изготовление мнемотаблиц;
- Оформление результатов в виде портфолио.
Работа с родителями:
- Консультация «Как сделать скворечник»;
- Акция «Сделаем скворечник!»;
- Выставка скворечников;
- Выставка рисунков, аппликаций;
- Консультация «Перелетные птицы нашего края».
Итог проекта:
Изготовление экологического паспорта проекта «Перелетные птицы»
Игра «Скворечники»
Ход игры: На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это — скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают — летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз.
Указания к игре: Заканчивая игру, педагог (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»
Ход игры: Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Ход игры: На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — скворцы да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке.
Педагог говорит:
Милые птички, скворцы да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Ход игры: Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.
Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.
На дорогу прыг!
Больше нет мороза — Хлопают в ладоши.
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,
Быстрый ручеек, руки на пояс.
И не зябнут лапки — Прыгают на двух ногах, руки вниз.
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки — Хлопают в ладоши.
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки — Выполняют «пружинку», руки на
Чик-чирик! пояс.
Подвижная игра «Перелетные птицы»
Ход игры: Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каждой группе детей воспитатель выбирает перелетную птицу, крику которой они будут подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий - воспитатель. По команде воспитателя указанная группа ребят бегает по площадке подражая крикам птиц своей группы.
Материалы для заучивания:
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
(Русская народная потешка)
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Перелетные - скворцы
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.
(армянская песенка)
Календарь перелета птиц из теплых стран
- Возвращение грачей с 18 по 20 марта.
- Возвращение скворцов попадает с 25 марта по 6 апреля.
- Встреча жаворонков, лебедей, дроздов и зябликов приходится на даты с 1 по 10 апреля.
- Массовое возвращение таких птиц, как гуси, утки, чайки, журавли происходит с 11 по 20 апреля.
- В конце апреля можно приветствовать горихвосток, пеночек, лесных коньков.
- Встреча ласточек и мухоловок происходит в первой половине мая.
- Возвращение соловьев и стрижей приходится на середину мая.
- Прилет иволг происходит в конце мая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....