Конспект познавательного занятия "Спасём лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательное занятие для подготовительной группы "Спасём лес2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasem_les.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Спасем лес!»
Подготовительная группа
Проблема: «Роль человека в сохранении леса».
Цель: развивать у детей познавательные и творческие способности в процессе специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- Сформировать у детей обобщенное представление об экосистеме леса: о растениях и животных нашего края.
- Продолжать знакомить детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
- Учить детей правильно выражать свои мысли, суждения, чувства, учитывать мнения, взгляды окружающих людей.
- Развить понимание и значение роли леса в жизни животных и человека.
- Развивать познавательные и творческие способности, чувство
сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Формировать устойчивые представления о нормах и правилах поведения в природе.
Методы и приемы:
- словесный: объяснение, беседа, вопросы к детям, ответы детей, словесная игра «Вообрази и покажи!».
- наглядный: просмотр видеоматериала, иллюстрации; коллаж.
- игровой: игра «Дерево, трава, куст».
- моделирование: схема «Цепочка в лесу».
- практический: опыты с семенами.
- проблемная ситуация.
- прием воображения.
- Презентация коллажа.
- Подведение итога.
Активизация словаря: чудесный лес, семена, рассевает, кедровый орешек, кедровка, стелется, росток, лесники, помощники, богатство леса, дары леса.
Предварительная работа:
- Провести беседу о лесниках; беседа о растительном и животном мире леса, чем питаются, какие условия нужны для жизни и роста.
- Чтение художественных произведений М.И. Пришвина, В. Бианки.
Материалы и оборудование:
видеоматериалы, фонограмма из аудиосборника «Звуки природы», коллаж с изображением леса, семена растений, набор иллюстраций, карта – схема.
Ход занятия
1этап - введение в проблему.
Добрый день ребята!
Меня зовут Лидия Ильинична. Я очень рада встрече с вами, и предлагаю поиграть в интересную игру. Игра «Вообрази и покажи».
Давайте отправимся на прогулку в этот чудесный лес.
(фонограмма из видеофильма «Пожар в лесу»).
На экране дети видят сюжет с пожаром в лесу. Все что вы называли, представляли, все, что должно быть в лесу погибло.
Педагог: - По какой причине может произойти пожар в лесу?
Варианты ответов детей:
- Люди оставили непотушенный костер…
- Бросили горевшую спичку…
- Пожар произошел от молнии…
Педагог: - Ребята, во время пожара в лесу погибли растения и животные. Лес опустел. Это очень страшное бедствие для всех лесных жителей и человека.
Педагог: - Кто поможет лесу в такую трудную минуту, чтобы лес снова ожил?
Варианты ответов детей:
- Мы
- Лесники
- Сама природа
2 этап – решение проблемы:
Педагог: - Как вы думаете, мы сможем с вами помочь лесу? (Да). Что мы можем для этого сделать?
Варианты ответов детей:
- Посадить деревья, траву, кустарники…
Педагог: - Но одни мы со всеми задачами не справимся. Нам под силу оживить только одну лесную поляну, а сгорело много таких полян в лесу. В этом поможет сама природа. Кто в природе разносит семена по лесу?
Варианты ответов детей:
- Животные
- Птицы
- Ветер
Практический опыт:
Педагог: - Это семена разных растений.
Сейчас мы посмотрим, как ветер разносит их (фрагмент из видеофильма), а теперь давайте поможем ветру. Возьмите в ладошки семена, ощущаете, какие они легкие, подуем, как будто ветер в лесу дует, разлетелись семена в разные стороны, а что у нас осталось на ладошке? (кедровый орешек). Подумайте и скажите, почему он не улетел? (он тяжелый).
Педагог: - Кто разносит в лесу семена кедра?
Кто питается кедровыми орешками?
Разносит белочка, птичка кедровка, мышка, бурундучок.
Вывод: Значит, семена растений в лесу разносит ветер и лесные жители.
Педагог: - Разлетелись семена в разные стороны. Что важно теперь для их роста?
Варианты ответов детей:
- Свет
- Вода
- Воздух
Педагог предлагает детям разместить картинки «солнца» и «дождя» на коллаже.
На экране телевизора появляется сюжет с появлением ростка.
На нашей полянке тоже появляется трава. Где растет трава в лесу?
Правильно, трава стелется по земле.
А какие еще растения растут в лесах нашего края?
Варианты ответов детей:
- Кустарники
- Деревья
Посадите кустарники, деревья на нашей поляне.
Игра «Дерево, трава, куст».
Зазеленела наша полянка, ожила, зацвели яркие цветы. Фонограмма с голосами птиц.
Привлекла эта красота насекомых и птиц (помещаем насекомых и птиц на коллаж). Может кто – то из вас узнал по голосам этих птиц?
Варианты ответов детей:
Педагог: - Ребята, кого не хватает в нашем лесу? Какие животные живут в лесу?
( дети называют и помещают картинки на коллаже).
Сколько разных обитателей живет в нашем лесу. Подумайте, смогут ли они существовать друг без друга? (педагог поясняет: сможет ли бабочка без растений. Заяц без травы…). Я согласна.
Сейчас мы постараемся показать эту последовательность при помощи картинок. Что является самым главным условием жизни на земле? (если дети затрудняются составить схему, педагог уточняет задание).
Солнце, воздух, вода растения насекомые птицы
звери.
Сравните свою схему с тем, что я вам сейчас показываю.
3 этап - презентация коллажа «Лес!»
Звучит музыка:
Вот и готова наша поляна!
Чтобы не случалось беды с нашей природой, мы должны соблюдать необходимые правила. Какие правила поведения в природе вы знаете?
Варианты ответов детей:
Педагог демонстрирует картинки с правилами.
Знакомит с новыми правилами.
В мире есть разные люди, одни губят природу, другие защищают и оберегают ее. Но мы должны помнить, что Лес – это наше богатство. Вы сегодня были помощникам природы. И за это лес щедро угощает вас своими дарами (педагог вручает корзину с орехами, ягодами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....