Конспект познавательного занятия "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Боталова Лидия Ильинична

Конспект занятия "Путешествие по родному краю" Занятие по Югре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми  6 - 7 лет.

Тема: «Путешествие  по родному краю»

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Автор разработки: Боталова Лидия Ильинична, педагог дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром МБДОУ  ЦРР -  д/сад «Соловушка», п. г. т. Белый Яр.

Цель непосредственной образовательной деятельности: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

Образовательные задачи:

ОО «Познание»

  • Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, полезных ископаемых.
  • Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью,  торфом (внешним видом, свойствами, применением).
  • Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, шишкам; сравнивать их по внешнему виду.  

ОО « Коммуникация»

Обогащать словарный запас детей;  использовать  сложноподчиненные предложения.

Развивающие задачи:

ОО «Коммуникация»:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

ОО «Труд»:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

           ОО «Познание»

  • Формировать навык исследовательской деятельности.
  • Развивать умение работать по схеме.
  • Развивать мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

ОО «Познание»:

  • Воспитывать экологическую культуру поведения в природе.

ОО «Социализация»:

  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

ОО «Безопасность»:

  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Доминирующая образовательная область «Познание»

Зрительный ряд: Светлана Вохринцева  «Животные Севера».

Музыкальный ряд:   звуки живой природы.

Литературный ряд: Л. Лиснякова стихотворение « Наш край».

Интеграция образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская,  коммуникативная, двигательная,  игровая.

Методы и приёмы:

 Наглядный просмотр мультимедийных презентаций «Эти забавные животные», «Болото»

Словесный: художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.

Практический: элементы поисковой деятельности.

Игровой: игровая мотивация, дидактические игры, игровые упражнения, использование воображаемой ситуации.

Предварительная работа с детьми: цикл мероприятий на тему "Родной край"; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?", «С какого дерева шишка», рассматривание альбомов с животными и растениями нашего края, беседа о нефтяниках, чтение природоведческой литературы.

Предварительная работа с воспитателями:  консультация «Наблюдение с детьми за деревьями на экологической тропе», подбор материалов о животных и растениях нашего края.

Словарная работа:  торф,  нефть,  полезные ископаемые,    вечная мерзлота.

Торф – полезное ископаемое образующиеся в результате отмирания болотных растений при повышенной влажности.

Нефть – полезное ископаемое, горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом.

Вечная мерзлота – слой земли, характеризующийся температурой от 0 градусов и ниже, содержащий в своем составе лед и находящийся в таком состоянии в течение длительного времени.

Материалы и оборудование:  детские столы, поднос, комплект раздаточного материала (одноразовые тарелки, лупы, перья птицы, ветки, шишки, одноразовые салфетки); бейджики с названиями специалистов. Различные предметы для путешествия (бинокль, фотоаппарат,   компас), план – карта.  Образцы полезных ископаемых: торф, нефть.  Макет нефтяной вышки; иллюстрации с изображением животных Севера, изображение следов    животных, ватные палочки, ягоды брусники и клюквы, карта  – схема, две ёмкости с почвой, два сосуда с водой, медали.

Аппаратное и программное обеспечение: проектор и экран, мультимедийная презентация.

Образовательные ресурсы:  «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; «Экологическое образование в детском саду» Н.А. Рыжова, «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Экология для малышей» Е.В. Гончарова. Интернет ресурсы:  mail: viki.rdf.ru ,  track.ru, www.SurWiki.ru

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I . Организационный момент.

 Игровая мотивация.

Педагог: Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его. Использование ТСО. (Прослушивание звукового письма.)

Сургут...Югра...Сибирь...Россия...
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.
Брожу в окрестностях Сургута,
На сердце грустно почему-то
И на душе печаль...
Не оттого ль, что утром росы
И клюква на болоте вроссыпь,
И что румяные осинки
Стоят с березками в обнимку
В предчувствии зимы седой
На берегах Оби родной?

 Педагог: Дети, о чём говорится в звуковом письме?

Дети: О Родине, о родном крае.

Педагог: Ребята, как называется край, в котором мы живем?

Дети: Югра.

 Сообщение темы занятия.

Педагог:  Сегодня мы постараемся выяснить, чем богат наш край. Предлагаю сейчас отправиться в путешествие  по родному краю, чтобы лучше узнать, какими растениями, животными, полезными ископаемыми славится он.

1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в путешествие?" Возьмите необходимые для путешествия  вещи  (лупы, карту, фотоаппараты, бинокли, компасы).

Педагог:  Сегодня мы с вами будем научными сотрудниками в области ботаники, зоологии, геологии, экологии. Ваши знания в путешествии будут очень полезны. Для этого вы должны самостоятельно выбрать  опознавательные значки. Кто кем хочет быть? (Дети выбирают бейджики)

2. Определение маршрута путешествия.

Педагог:  Давайте рассмотрим   план - карту нашего пути. Что вы видите на карте (лес, болото, вышка)

Педагог:  Вы готовы отправиться в путешествие?

Давайте посмотрим в бинокль, что вы видите впереди?

Д: (Лес).

Слайд с лесом (слайд №1)

Педагог: Правильно.

II. Основная часть.

Педагог:  Ребята, лес – это огромный живой организм. Давайте его поприветствуем следующими словами:

           Приветствуем тебя, волшебный дивный лес,

           Мы ждем открытий новых, радости, чудес!

Педагог:  Мы с вами находимся в лес.  И нам нужно определить, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, шишкам, коре. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок. Мы будем работать с вами парами.  

Дети работают за столами.

Дидактическое упражнение "Лесные находки". (На столах у детей ветки: берёзы, осины, сосны, ели, кедра; шишки: ели, сосны, кедра)

 (Звучит шум леса).

Педагог:  Итак, научные сотрудники, расскажите о своих находках.

(Дети сравнивают березовую и осиновую  ветки, кедровую и еловую шишки, еловую и сосновую хвоинки).

 Игра " Чьи следы?".

Педагог:  Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Научные сотрудники принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы.

Найдите иллюстрацию с   животным, которому принадлежат эти следы.

Мультимедийная презентация: «Эти забавные животные» от Лесовичка.

Загадки

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая ... (Лиса)

Лиса охотится на мышей, зайцев, насекомых, птиц. Лиса живёт в норе. Нора  бывают глубиной до 3 метров.

2. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех …  (Волк)

Волки живут стаями, могут бежать со скоростью 55-65 км/час,  без остановки   более 20 минут.

3. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.  (Заяц)

 Зайцы развивают скорость до 80 километров в час. Во время погони они могут пробежать за час 70  - 80 км.

У зайцев в лесу очень много врагов. Быстрота бега — несомненно,  помогает им  спасаться от врагов. Шкурка тоже приспособлена к защите.  У зайцев она не прочная и слабо прикреплена к телу,  поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.

Педагог: Ребята, большое вам спасибо за   ваши ответы, вы меня порадовали своими знаниями.  

Педагог:   Итак,  мы отправляемся дальше. Что у нас впереди, давайте посмотрим по карте.  Будьте осторожны.

 Дети подходят к болоту.

Мультимедийная презентация:  «Болото»

Педагог: Ребята, а что такое болото?

Болотом  называют   избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности  и со слоем торфа не менее 30 см.

Вопрос от Кикиморы болотной.

 Как вы думаете, почему у нас в округе  так много болот?  Откуда берутся болота? А хотите  узнать?  Для этого подойдите  к моему столу.

Показ опыта.

На столе стоят два сосуда с почвой.

Опыт. В одном сосуде Вы заметили  обычную почву, а в другом между слоями почвы   находится  преграда  в виде льда, которая изображает вечную мерзлоту.  Затем в оба сосуда нальем  воду  и  будем  наблюдать, в каком из них вода быстрее пройдет в почву.

 (Дети наблюдают за происходящим)

Педагог:   Мы заметили, что в сосуд без преграды вода прошла быстрее. А во втором вода задержалась.  Как вы думаете, почему?  (ответы детей) Ребята, примерно так образуются  болота.  Мы с вами живём на севере, у нас лето короткое и поэтому земля не может растаять полностью. И под землёй находится… что, как вы считаете? (Лед)    Верно, лед у нас под землей находится постоянно, и от этого мерзлоту в северных краях называют…(вечной);   из – за  вечной мерзлоты  в  почве всегда имеется преграда, вода не может преодолеть её и скапливается на поверхности. Так и появляются болота, которых в нашем краю бесчисленное множество. Помните, что по болоту нужно ходить очень осторожно, можно провалиться.

- А какое значение имеют  болота для окружающей среды? 

Продолжение мультимедийной  презентации «Болото»  

Д: ответы детей.

Педагог:    Ребята, болота в природе нужны для:  

1.  Поддерживает уровень воды в реках.

2. Хранилище воды.

3.  Дом для животных и растений.  

4. А ещё, болото - источник ягод и грибов.

                  Загадка:

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
                              (Ответ: Клюква)

Игра «Угадай на вкус» Дети угадывают ягоды клюквы и брусники на вкус.

Педагог:  А из чего состоят болота? (Дети отвечают).

В болотах ещё находится  торф.   А что такое торф мы сейчас узнаем.

Дети садятся за столы и знакомятся с торфом,  рассматривая  образцы с помощью  лупы. Делают вывод, что торф – это остатки растений.

Опыт с торфом.  

1. Проводится опыт, что торф может гореть. На столе у педагога стоит железная чашка с торфом. Дети сидят отдельно. Дети, как вы думаете, торф горит? Давайте посмотрим. Педагог спичкой зажигает торф. Дети наблюдают,  как горит торф. Дети, почему горит торф? (Ответы детей)

Продолжение мультимедийной презентации: «Болото» 

Педагог:  торф  - полезное ископаемое.  Без доступа воздуха нижние части болотных растений отмирают, опускаются на дно, образуя торф. Люди издавна используют его как топливо,  как удобрение и как сырьё на химических заводах.  Так как торф может гореть, то около болот нужно быть очень осторожными. Нельзя разводить  костры. Почему? (Может случиться пожар).

Педагог:  Нам пора отправиться дальше. Что вы видите впереди? Нефтяная вышка.

  Дети   подходят к  нефтяной вышке.

Педагог:  Ребята, посмотрите,   что находится перед нами? Как называют людей, которые добывают нефть?  Для чего люди добывают нефть? На что,  похожа  нефть? Чем пахнет?  (Дети нюхают ватные палочки с нефтью).

Ответы детей.

Педагог. Да, правильно дети. Залежи нефти находятся в недрах земли. А добычей нефти занимаются нефтяники. Что ребята вы еще знаете о нефти? Из нефти делают (керосин, бензин, краску, пластилин, парафин, лекарства и многое другое).

Нефть – это тоже  полезное ископаемое.

Дети находят письмо.  

Педагог:  Ребята, это письмо от водоплавающих птиц. Они  обращается с просьбой о помощи. В речку, где живут эти птицы,  попала  нефть. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры»

Опыт с водой и нефтью.

Опыт: птицы и нефть.  В начале,  дети рассматривают перо птицы. А сейчас подбросьте перо и внимательно проследите за его полётом. Как летит перо. Затем перо опускают воду с нефтью и смотрят, что стало с пером. Подбросьте пёрышко вверх, обратите внимание, как пёрышко падает вниз. Сравните, какое пёрышко дольше держалось в воздухе.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы. ( Изображения птиц  запачканных нефтью).

Делают выводы. Что нам скажут экологи. Как нужно обращаться с нефтью?

Педагог:  Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.

Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях.

Вывод: нефть – это полезное ископаемое, но добывать нефть нужно осторожно, чтобы не случались аварии на нефтепроводах.

Педагог. Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми: торфом и нефтью. Значит, что такое полезное ископаемое?

  • Полезные ископаемые - это то, что человек добывает из земли и использует в хозяйстве.
  • Они образовались из остатков растений и животных.
  • Открытием полезных ископаемых занимаются геологи.
  • Полезные ископаемые используются как топливо, как материал для изготовления разных предметов и продуктов.

III. Заключительная часть.

Педагог: Вот наше путешествие подошло к концу. Мы должны вернуться  в свой детский сад.

Подведение итогов.

 Педагог: Что интересного узнали вы сегодня?

– Что больше всего запомнилось?

Приходит Лесовичок и благодарит детей  за хорошие знания.  Вы были настоящими научными сотрудниками, ваши знания помогли лесу, птицам.  За добросовестную работу я вручаю вам медали  «Лучшему  экологу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...

Конспект занятия по познавательному развитию "Мой родной край"

Для детей подготовительной группе по познавательному развитию. Авторство....

Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....

Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст

Конспект познавательного занятия  «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...