Конспект познавательного занятия "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия "Путешествие по родному краю" Занятие по Югре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми 6 - 7 лет.
Тема: «Путешествие по родному краю»
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Автор разработки: Боталова Лидия Ильинична, педагог дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром МБДОУ ЦРР - д/сад «Соловушка», п. г. т. Белый Яр.
Цель непосредственной образовательной деятельности: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
Образовательные задачи:
ОО «Познание»
- Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, полезных ископаемых.
- Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, торфом (внешним видом, свойствами, применением).
- Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, шишкам; сравнивать их по внешнему виду.
ОО « Коммуникация»
Обогащать словарный запас детей; использовать сложноподчиненные предложения.
Развивающие задачи:
ОО «Коммуникация»:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
ОО «Труд»:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
ОО «Познание»
- Формировать навык исследовательской деятельности.
- Развивать умение работать по схеме.
- Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
ОО «Познание»:
- Воспитывать экологическую культуру поведения в природе.
ОО «Социализация»:
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
ОО «Безопасность»:
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Доминирующая образовательная область «Познание»
Зрительный ряд: Светлана Вохринцева «Животные Севера».
Музыкальный ряд: звуки живой природы.
Литературный ряд: Л. Лиснякова стихотворение « Наш край».
Интеграция образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Методы и приёмы:
Наглядный просмотр мультимедийных презентаций «Эти забавные животные», «Болото»
Словесный: художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практический: элементы поисковой деятельности.
Игровой: игровая мотивация, дидактические игры, игровые упражнения, использование воображаемой ситуации.
Предварительная работа с детьми: цикл мероприятий на тему "Родной край"; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?", «С какого дерева шишка», рассматривание альбомов с животными и растениями нашего края, беседа о нефтяниках, чтение природоведческой литературы.
Предварительная работа с воспитателями: консультация «Наблюдение с детьми за деревьями на экологической тропе», подбор материалов о животных и растениях нашего края.
Словарная работа: торф, нефть, полезные ископаемые, вечная мерзлота.
Торф – полезное ископаемое образующиеся в результате отмирания болотных растений при повышенной влажности.
Нефть – полезное ископаемое, горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом.
Вечная мерзлота – слой земли, характеризующийся температурой от 0 градусов и ниже, содержащий в своем составе лед и находящийся в таком состоянии в течение длительного времени.
Материалы и оборудование: детские столы, поднос, комплект раздаточного материала (одноразовые тарелки, лупы, перья птицы, ветки, шишки, одноразовые салфетки); бейджики с названиями специалистов. Различные предметы для путешествия (бинокль, фотоаппарат, компас), план – карта. Образцы полезных ископаемых: торф, нефть. Макет нефтяной вышки; иллюстрации с изображением животных Севера, изображение следов животных, ватные палочки, ягоды брусники и клюквы, карта – схема, две ёмкости с почвой, два сосуда с водой, медали.
Аппаратное и программное обеспечение: проектор и экран, мультимедийная презентация.
Образовательные ресурсы: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; «Экологическое образование в детском саду» Н.А. Рыжова, «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Экология для малышей» Е.В. Гончарова. Интернет ресурсы: mail: viki.rdf.ru , track.ru, www.SurWiki.ru
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I . Организационный момент.
Игровая мотивация.
Педагог: Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его. Использование ТСО. (Прослушивание звукового письма.)
Сургут...Югра...Сибирь...Россия...
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.
Брожу в окрестностях Сургута,
На сердце грустно почему-то
И на душе печаль...
Не оттого ль, что утром росы
И клюква на болоте вроссыпь,
И что румяные осинки
Стоят с березками в обнимку
В предчувствии зимы седой
На берегах Оби родной?
Педагог: Дети, о чём говорится в звуковом письме?
Дети: О Родине, о родном крае.
Педагог: Ребята, как называется край, в котором мы живем?
Дети: Югра.
Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня мы постараемся выяснить, чем богат наш край. Предлагаю сейчас отправиться в путешествие по родному краю, чтобы лучше узнать, какими растениями, животными, полезными ископаемыми славится он.
1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в путешествие?" Возьмите необходимые для путешествия вещи (лупы, карту, фотоаппараты, бинокли, компасы).
Педагог: Сегодня мы с вами будем научными сотрудниками в области ботаники, зоологии, геологии, экологии. Ваши знания в путешествии будут очень полезны. Для этого вы должны самостоятельно выбрать опознавательные значки. Кто кем хочет быть? (Дети выбирают бейджики)
2. Определение маршрута путешествия.
Педагог: Давайте рассмотрим план - карту нашего пути. Что вы видите на карте (лес, болото, вышка)
Педагог: Вы готовы отправиться в путешествие?
Давайте посмотрим в бинокль, что вы видите впереди?
Д: (Лес).
Слайд с лесом (слайд №1)
Педагог: Правильно.
II. Основная часть.
Педагог: Ребята, лес – это огромный живой организм. Давайте его поприветствуем следующими словами:
Приветствуем тебя, волшебный дивный лес,
Мы ждем открытий новых, радости, чудес!
Педагог: Мы с вами находимся в лес. И нам нужно определить, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, шишкам, коре. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок. Мы будем работать с вами парами.
Дети работают за столами.
Дидактическое упражнение "Лесные находки". (На столах у детей ветки: берёзы, осины, сосны, ели, кедра; шишки: ели, сосны, кедра)
(Звучит шум леса).
Педагог: Итак, научные сотрудники, расскажите о своих находках.
(Дети сравнивают березовую и осиновую ветки, кедровую и еловую шишки, еловую и сосновую хвоинки).
Игра " Чьи следы?".
Педагог: Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Научные сотрудники принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы.
Найдите иллюстрацию с животным, которому принадлежат эти следы.
Мультимедийная презентация: «Эти забавные животные» от Лесовичка.
Загадки
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая ... (Лиса)
Лиса охотится на мышей, зайцев, насекомых, птиц. Лиса живёт в норе. Нора бывают глубиной до 3 метров.
2. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (Волк)
Волки живут стаями, могут бежать со скоростью 55-65 км/час, без остановки более 20 минут.
3. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Зайцы развивают скорость до 80 километров в час. Во время погони они могут пробежать за час 70 - 80 км.
У зайцев в лесу очень много врагов. Быстрота бега — несомненно, помогает им спасаться от врагов. Шкурка тоже приспособлена к защите. У зайцев она не прочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.
Педагог: Ребята, большое вам спасибо за ваши ответы, вы меня порадовали своими знаниями.
Педагог: Итак, мы отправляемся дальше. Что у нас впереди, давайте посмотрим по карте. Будьте осторожны.
Дети подходят к болоту.
Мультимедийная презентация: «Болото»
Педагог: Ребята, а что такое болото?
Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.
Вопрос от Кикиморы болотной.
Как вы думаете, почему у нас в округе так много болот? Откуда берутся болота? А хотите узнать? Для этого подойдите к моему столу.
Показ опыта.
На столе стоят два сосуда с почвой.
Опыт. В одном сосуде Вы заметили обычную почву, а в другом между слоями почвы находится преграда в виде льда, которая изображает вечную мерзлоту. Затем в оба сосуда нальем воду и будем наблюдать, в каком из них вода быстрее пройдет в почву.
(Дети наблюдают за происходящим)
Педагог: Мы заметили, что в сосуд без преграды вода прошла быстрее. А во втором вода задержалась. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Ребята, примерно так образуются болота. Мы с вами живём на севере, у нас лето короткое и поэтому земля не может растаять полностью. И под землёй находится… что, как вы считаете? (Лед) Верно, лед у нас под землей находится постоянно, и от этого мерзлоту в северных краях называют…(вечной); из – за вечной мерзлоты в почве всегда имеется преграда, вода не может преодолеть её и скапливается на поверхности. Так и появляются болота, которых в нашем краю бесчисленное множество. Помните, что по болоту нужно ходить очень осторожно, можно провалиться.
- А какое значение имеют болота для окружающей среды?
Продолжение мультимедийной презентации «Болото»
Д: ответы детей.
Педагог: Ребята, болота в природе нужны для:
1. Поддерживает уровень воды в реках.
2. Хранилище воды.
3. Дом для животных и растений.
4. А ещё, болото - источник ягод и грибов.
Загадка:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Ответ: Клюква)
Игра «Угадай на вкус» Дети угадывают ягоды клюквы и брусники на вкус.
Педагог: А из чего состоят болота? (Дети отвечают).
В болотах ещё находится торф. А что такое торф мы сейчас узнаем.
Дети садятся за столы и знакомятся с торфом, рассматривая образцы с помощью лупы. Делают вывод, что торф – это остатки растений.
Опыт с торфом.
1. Проводится опыт, что торф может гореть. На столе у педагога стоит железная чашка с торфом. Дети сидят отдельно. Дети, как вы думаете, торф горит? Давайте посмотрим. Педагог спичкой зажигает торф. Дети наблюдают, как горит торф. Дети, почему горит торф? (Ответы детей)
Продолжение мультимедийной презентации: «Болото»
Педагог: торф - полезное ископаемое. Без доступа воздуха нижние части болотных растений отмирают, опускаются на дно, образуя торф. Люди издавна используют его как топливо, как удобрение и как сырьё на химических заводах. Так как торф может гореть, то около болот нужно быть очень осторожными. Нельзя разводить костры. Почему? (Может случиться пожар).
Педагог: Нам пора отправиться дальше. Что вы видите впереди? Нефтяная вышка.
Дети подходят к нефтяной вышке.
Педагог: Ребята, посмотрите, что находится перед нами? Как называют людей, которые добывают нефть? Для чего люди добывают нефть? На что, похожа нефть? Чем пахнет? (Дети нюхают ватные палочки с нефтью).
Ответы детей.
Педагог. Да, правильно дети. Залежи нефти находятся в недрах земли. А добычей нефти занимаются нефтяники. Что ребята вы еще знаете о нефти? Из нефти делают (керосин, бензин, краску, пластилин, парафин, лекарства и многое другое).
Нефть – это тоже полезное ископаемое.
Дети находят письмо.
Педагог: Ребята, это письмо от водоплавающих птиц. Они обращается с просьбой о помощи. В речку, где живут эти птицы, попала нефть. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры»
Опыт с водой и нефтью.
Опыт: птицы и нефть. В начале, дети рассматривают перо птицы. А сейчас подбросьте перо и внимательно проследите за его полётом. Как летит перо. Затем перо опускают воду с нефтью и смотрят, что стало с пером. Подбросьте пёрышко вверх, обратите внимание, как пёрышко падает вниз. Сравните, какое пёрышко дольше держалось в воздухе.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы. ( Изображения птиц запачканных нефтью).
Делают выводы. Что нам скажут экологи. Как нужно обращаться с нефтью?
Педагог: Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.
Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях.
Вывод: нефть – это полезное ископаемое, но добывать нефть нужно осторожно, чтобы не случались аварии на нефтепроводах.
Педагог. Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми: торфом и нефтью. Значит, что такое полезное ископаемое?
- Полезные ископаемые - это то, что человек добывает из земли и использует в хозяйстве.
- Они образовались из остатков растений и животных.
- Открытием полезных ископаемых занимаются геологи.
- Полезные ископаемые используются как топливо, как материал для изготовления разных предметов и продуктов.
III. Заключительная часть.
Педагог: Вот наше путешествие подошло к концу. Мы должны вернуться в свой детский сад.
Подведение итогов.
Педагог: Что интересного узнали вы сегодня?
– Что больше всего запомнилось?
Приходит Лесовичок и благодарит детей за хорошие знания. Вы были настоящими научными сотрудниками, ваши знания помогли лесу, птицам. За добросовестную работу я вручаю вам медали «Лучшему экологу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...
Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”
Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...
Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...
Конспект занятия по познавательному развитию "Мой родной край"
Для детей подготовительной группе по познавательному развитию. Авторство....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию:« Мой родной край» для детей
Обобщение знания детей о растительном и животном мире родного края....
Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе
Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...