Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Моя задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2017.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт продуктивно – исследовательского проекта
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »
средняя группа
Руководитель проекта воспитатель: Прончатова Л. В
Вид проекта – информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.
Участники проекта – дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации – 2месяц с 10.01.2017 г. по 28.02.2017 г.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Моя задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 4 - 5 лет.
Участники: педагоги, дети и родители средней группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
Отчет продуктивно – исследовательского проекта
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »
средняя группа
Руководители проекта воспитатель: Прончатова Л. В
Вид проекта – информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.
Участники проекта – дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации – 2месяц с 10.01.2017 г. по 28.02.2017 г.
Реализация проекта
1 этап
Беседа с детьми по теме. Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в изготовлении кормушки для птиц.
2 этап
Основной (практический)
Совместная деятельность с детьми.
Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Эту задачу мы решали через все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»
Вхождение в тему проекта.
Беседы «Что ты знаешь о птицах?», «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу? », «Зимующие птицы».
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».
Задачи: уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются). Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Ежедневное наблюдение на прогулках:
– наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц.
- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.
- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).
-наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?
В ходе проекта, у детей возникли вопросы:
Для кого мы принесли этот корм? (сало, пшено, хлеб, сухая рябина, семечки)
Почему нельзя кормить птиц черным хлебом, жареными семечками?
Почему необходимы кормушки разного размера?
Также с детьми проводились ситуативные беседы, где уточнялось, какими знаниями они овладели: каких зимующих птиц они узнают? Зачем их кормят?
Кто их подкармливает? Почему они сами себе не могут добыть пищу?
«Речевое развитие»
Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова
Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто. скороговорок, считалок.
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Занятие по развитию речи «Зимующие птицы».
Задачи: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить составлять описательный рассказ.
«Художественно-эстетическое развитие»
Художественное творчество:
- Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири». Задачи: учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции.
- Аппликация «Птицы на ветках». Задачи: - научить детей составлять аппликацию в виде птицы; закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; закрепить умение аккуратного пользования клеем; развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задача: пополнить развивающую среду по теме проекта.
Оформление наглядной информации по теме проекта:
- оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
- изготовление пазлов «Зимующие птицы»
- оформление плаката «Зимующие птицы»
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
«Физическое развитие»
Труд:
- совместно с родителями изготовление кормушек.
- заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Задачи: приобщать детей брать на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Воробьи и кошка». Задачи: формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Взаимодействие с родителями
Консультации – «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Акция - «Поможем нашим пернатым друзьям».
Результат
Итоговое мероприятие Викторина «Зимующие птицы»
• Выставка кормушек и их развешивание.
• Благодарность родителям и детям за участие в проекте.
В ходе проекта у детей расширились знания о зимующих птицах, о роли человека в их жизни. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.
На территории ДОУ было развешано 7 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц;
- Наблюдение за их поведением;
- Использование разных кормов;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
- Синицы – 20;
- Снегири –3;
- Воробьи –22;
- Вороны –3;
- Голуби –9;
- Сороки –7.
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночке;
- Кормушку посетили 6 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....