Конспект по экологии" Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.
Ход занятия
Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше. Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Рассказ о ней прислал и дед Знай (читает отрывок из произведения К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Затем беседует с детьми, задавая им вопросы: кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой). А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания)Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи). Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы. Дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
А знаете вы, куда птицы улетают? Это интересная история. Послушаем, что по этому поводу пишет дед Знай (читает отрывок из книги А.Плешаковой «Зелёные страницы»)
Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).
В конце занятия читается стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
В свободное время воспитатель рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает за зимующими птицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.
Ход занятия
Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше. Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Рассказ о ней прислал и дед Знай (читает отрывок из произведения К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Затем беседует с детьми, задавая им вопросы: кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой). А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).
Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи). Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы. Дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
А знаете вы, куда птицы улетают? Это интересная история. Послушаем, что по этому поводу пишет дед Знай (читает отрывок из книги А.Плешаковой «Зелёные страницы»)
Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).
В конце занятия читается стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
В свободное время воспитатель рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает за зимующими птицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по рисованию "Птицы".
Дети рисуют по программе "Развитие" на мольбертах, краски смешивают на палитре. Формат бумаги только А3....
Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе...
Конспект НОД "Трудно птицам зимовать,надо птицам помогать"
Конспект образовательной деятельности "Тудно птицам зимовать, нужно птицам помогать" Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): познавательное развитие: социально-коммуникативное раз...
конспект занятия " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"
Игры и упражнения по теме...
Конспект НОД «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» по речевому развитию
Конспект непрерывной образовательной деятельности«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»...
Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...
Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"
Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...